Сегодня свой 90-й день рождения празднует наш земляк, прославленный космонавт Борис Волынов.
Борис Валентинович был в первом отряде космонавтов СССР и первым в мире произвел ручную стыковку космических кораблей.
Эти достижения послужили мощным толчком к развитию космических программ во всем мире.
А вот что рассказывал сам Борис Волынов:"Люди приходили в отряд в разные дни. Но 7 марта пришла самая большая группа, 12 человек. Кроме меня, в ней были Гагарин, Титов, Леонов, Быковский... На следующий день пришёл Женя Хрунов - он потом со мной летал, переходил из моего “Союза” к Шаталову после стыковки. Сначала была медицинская подготовка. Нам рассказывали, что из себя представляет кровеносная система человека. Мы сидели и думали: зачем нам, лётчикам, это надо? Но слушали. Потом нам сказали: вы должны хорошо чувствовать себя на парашюте. То есть, должны уметь прыгать из любого положения, из любой ситуации. И группу отправили в Энгельс, под Саратов. Там мы учились прыгать с парашютом. За месяц нам предстояло совершить по тридцать пять прыжков. В таком деле, знаете, без синяков и шишек не обойтись. Мы это понимали. А если получишь серьёзную травму, можешь вылететь из отряда космонавтов. И мечта - тю-тю. Из первой двадцатки всё в том же 1960 году по здоровью комиссовали троих. Ещё четверых отчислили из-за дисциплины. Впрочем, это другая тема.
Разговоров было много, но впервые слово “космос” для нас официально прозвучало, когда к нам приехал главный конструктор Сергей Павлович Королёв. Он беседовал с каждым лично, выбрал в итоге шесть человек. Требовались кандидаты ростом не более 170 сантиметров. У меня рост 172, я сразу вылетел из этой группы. Нам до самого последнего момента неизвестно было, кто летит - Юрий Гагарин или Герман Титов. Мы узнали о выборе только во время полёта, когда услышали в радиопереговорах с Землёй позывной Гагарина “Кедр”…
Испытания были тяжелейшие - нас крутили на центрифуге, перегрузки доходили до 10 и даже до 12 g. То есть вес увеличивался в 10 - 12 раз! Руку от кресла не оторвать! Глаза сами собой закрываются - не хватает мощности век, чтобы держать их открытыми.
А на груди датчики стоят, всё фиксируют - как сердце бьётся, как система кровоснабжения работает.
Когда мы стартовали, нас просили: “Сделайте так, чтобы это увидел весь мир. Вы должны быть в поле зрения антенн советских станций наблюдения”. Глянули на Землю: находимся в районе Африки. Значит, если сейчас будем стыковаться, никто нас не увидит.
У Володи (Шаталова) топливо заканчивалось. А мы с Лёшей (Елисеевым) думали: сколько у нас - хватит, не хватит? Он говорит: “Пока потяни, а я посчитаю”.
Мы “топали”, удерживая 30 метров между кораблями, “на руках” - от Африки до нашего Крыма. Когда появилась связь и телекартинка, нам сказали: “Всё, ребята, можно!” Мы обрадованно состыковались: плавненько, аккуратненько, у всех на глазах.То, что просили - всё сделали! (О стыковке двух пилотируемых кораблей в космосе в 1969 году.) Борис Волынов, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук, Почётный гражданин Кемеровской области. |
Комментарии читателей: