Жуть сталинских репрессий не перестаёт поражать даже через года и десятилетия.
В марте 1938 года поэт Николай Алексеевич Заболоцкий по совершенно ложному доносу собратьев-писателей был арестован и, как тогда было принято, без суда и следствия, приговорён к пяти годам лагерей. Поэт не признал вину даже после пыток. От смертной казни его спасло то, что на допросах Н.А. Заболоцкий упорно отрицал участие в контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. Первым местом отбывания наказания стал «Востоклаг» в Хабаровском крае.Там он работал на лесоповале, на прокладке дорог. Просьбы об отправке на фронт в 1941-м и 1943 годах были отклонены. Затем он был этапирован в Алтайский край и находился до конца срока в исправительно-трудовом лагере в Кулундинских степях. Там добывали содовый раствор со дна Малинового озера, хорошо известного ныне отчаянным любителям экзотического туризма… Выжил только потому, что в конце концов был переведён чертёжником в контору. После освобождения из лагеря с марта 1944 года жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937-м), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. И только после длительных хлопот Александра Фадеева, Ильи Эренбурга, Самуила Маршака, Михаила Зощенко это помогло ему в 1946 году добиться разрешения жить в Москве. Жена его Екатерина Васильевна с двумя детьми всё это время пережила все невзгоды и страдания жены «врага народа». Из блокадного Ленинграда по Дороге жизни семья Заболоцкого была эвакуирована в город его детства и юности — Уржум Вятской губернии. В 1944 году семья переезжала к нему в ссылку в Караганду, а вернулись все в Москву только в 1946-м. Жить стали в Переделкине на чужих дачах. Лагеря не сломили поэта духовно, но сделали предельно осторожным, молчаливым, замкнутым в общении с кем угодно, обоснованно опасающимся новых доносов, находящимся под тайным наблюдением Судьба приготовила и ему, и его жене ещё одно тяжёлое испытание. 
Соседи в Переделкине — известные писатели, но и среди них выделялся Василий Гроссман. Он в то время уже заканчивал роман, которому суждено было скоро стать совершенно знаменитым, — «Жизнь и судьба». Гросссман обладал очень привлекательной внешностью, был резок в суждениях, талантлив, остёр, смел. В работе над романом его не остановило развернувшееся «дело врачей», по которому был арестован даже многолетний бывший личный врач Сталина академик Виноградов и ещё группа известных врачей в большинстве еврейской национальности. А в романе проходила параллель между преследованием евреев в фашистской Германии и судьбой известного советского учёного-физика. Суждение было, что его прототип — всемирно известный физик, академик Игорь Тамм. Екатерина Васильевна всё больше проникалась симпатией и состраданием к писателю, такому открытому в общении, смелому в суждениях и обаятельному. Дошло до заявления мужу, что она любит другого человека… Заболоцкий был потрясён и обижен произошедшим. И позволил себе дать волю чувству к женщине, молодой, красивой поэтессе, к тому же очень любящей его стихи. Возникла очень напряжённая атмосфера в семье, в восприятии повзрослевших детей. Любой человек такое переживал бы очень тяжело и как-то по-своему. Заболоцкий, к тому же, поэт. Ещё Маяковский говорил: «Я — поэт. Этим и интересен». Заболоцкий именно этим был чрезвычайно интересен и глубок. Он создаст цикл стихотворений «Последняя любовь»: лирические героини этих стихотворений — поэтесса Мария Роскина и его жена. Обратимся к некоторым из этих стихотворений.Изначальный образ-символ чувственной страсти, вспыхнувшей в сердце поэта, — образ растения, в самом названии которого — чертополох — заложены два негативных, губительных смысла: чёрт и сполох, пожар. "Принесли букет чертополоха И на стол поставили, и вот Предо мной пожар и суматоха, И огней багровых хоровод".
Поле битвы этих начал имеет вселенский, общечеловеческий характер: и это тоже образ мироздания, и сосредоточено оно в сердце человеческом. "Это башня ярости и славы, Где к копью приставлено копьё, Где пучки цветов кровавоглавы Прямо в сердце врезаны моё". В этом вспыхнувшем чувстве — радость, восторг, наслаждение, и в нём же — боль и гибель: "И встаёт стена чертополоха Между мной и радостью моей… И простёрся шип клинообразный В грудь мою, и уж в последний раз Светит мне печальный и прекрасный Взор её неугасимых глаз". В стихотворении «Признание», напрямую обращённом к этой женщине, звучит и высокая обоюдная радость, и недопустимость её, боль, горе и слёзы, и всё то же потустороннее, греховное и колдовское начало: "Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
Не весёлая, не печальная, Словно с тёмного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая". Ещё большей полноты выражения этого сложного чувства, прямо экзистенциальной, достигает поэт обращением к образу-символу и глубоко народному, и использованному его великим пращуром, горячо любимым им Александром Сергеевичем Пушкиным — в сне Татьяны в романе «Евгений Онегин». Чувство Татьяны к Онегину, без малейшего сомнения, — высокое, чистое и совершенно искреннее. В письме к Онегину пишет: "Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в высшем суждено совете… То воля неба: я — твоя. Вся жизнь моя была залогом Свиданья первого с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом…". И конечно же, в этом великом чувстве скрыто и телесное, плотское начало. Оно не осознаётся рассудком, оно скрыто в тайниках подсознания.
(Кстати, великий Пушкин знает о нём за несколько десятилетий до Зигмунда Фрейда и его теорий.) В народных русских преданиях власть этого начала воплощена в образе медведя. Именно он приснится Татьяне в её сне. «И снится чудный сон Татьяне»… В этом сне медведь и ужасает её, и спасает от гибели в снегах, и приносит её «на руках» в лесной шалаш и оставляет со словами: «Здесь мой кум, погрейся у него немножко». Татьяна чуть приоткрывает дверь и видит за столом чудовищ одно страшнее другого, а во главе — Онегин: «Он знак подаст — и все хлопочут, он пьёт, все пьют и все кричат. Он засмеётся — все хохочут, нахмурит брови — все молчат». Он хозяин. И когда чудовища её заметили, все заорали: «Моё! Моё!» — «Моё!» — сказал Евгений грозно.. И шайка вся сокрылась вдруг… Татьяна безвольно предаётся в его власть — во власть чувственного влечения… Но это же Пушкин! Он скажет: «Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою». Придёт время, и она признается Онегину: Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана И буду век ему верна…". Как дороги будут Пушкину эти её слова! Она даст Онегину такую нравственную отповедь, обнажив ему его самого, что Пушкин закончит: «Стоит Евгений, как будто громом поражён.., в такую бурю ощущений теперь он сердцем погружён«. К такому же образу-символу со схожим значением обратится и Заболоцкий в стихотворении «Лесная сторожка». Оно не входит в цикл «Последняя любовь», но написано тогда же, в 1957 году. "Скрипело, стонало и выло в лесу. И гром ударял в отдаленье, как молот, И тучи рвались в небесах, но внизу Царили затишье, и сумрак, и холод. … … … Однажды в грозу, навалившись на дверь, Тут зверь появился, высок и космат, И так же, как многие прочие звери, Узнав человека, отпрянул назад. И сторож берданку схватил? …Вернувшись, лесник успокоился скоро: Он, видимо, был уж достаточно стар. Он знал, что покой — только призрак покоя. Он знал, что когда полыхает гроза, Всё тяжко-животное, злобно-живое Встаёт и глядит человеку в глаза…". Вот она, истина!Есть роковые грозовые дни в судьбе и жизни человека. К ним надо быть готовому. Очень скоро и поэту, и его жене стало совершенно очевидно, что работу души не остановить и не отменить. Куда же денешься от памяти о пережитых невзгодах и страданиях, от обоюдной тревоги и боли за судьбу свою и своих детей? Да и та женщина, что вошла в жизнь поэта, вовсе не была духовно слепой. В этом же цикле поэт пишет: "Клялась ты — до гроба Быть милой моей. Опомнившись, оба Мы стали умней. Опомнившись, оба Мы поняли вдруг, Что счастья до гроба Не будет, мой друг. Колеблется лебедь На пламени вод, Однако к земле ведь И он уплывёт. И вновь одиноко Заблещет вода. И глянет ей в око Ночная звезда". Заболоцкий создаёт стихотворение, которое снова сопряжено с литературной традицией, на этот раз толстовской. Стихотворению «Встреча» предпослан эпиграф из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось…» Здесь необходимо пояснить. Эти строки из четвёртого тома романа. Пьер шёл по улице и увидел проезжающую коляску, в которой сидели две женщины. Одну он узнал сразу, то была княжна Марья, а лицо другой было тёмным, мрачным, каким-то безжизненным. И вдруг она узнала Пьера и… Пьер тоже узнал её, это была Наташа. Вот кратчайшая предыстория этой их встречи. Пьеру всегда очень нравилась Наташа — живая, непосредственная, очаровательная. Но мысли о каком-то сближении и быть не могло. Слишком велика разница — и возрастная, и по внешнему облику, и по судьбам — ничего хоть как-то сопоставимого. Но когда перед нашествием французов над Москвой будет пылать комета и все будут охвачены небывалой тревогой и ожиданием какой-то страшной беды, Пьер скажет ей: «Если бы я был не я, а лучший, умнейший, красивейший человек на свете, я на коленях просил бы руки и любви вашей». С той поры он переживёт и смерть навязанной ему жены Элен, и попытки убить Наполеона, и план, где он чудом избежит смерти только потому, что он не десятый в строю. Он спасёт Наташу от катастрофы — он не даст Анатолю Курагину увезти её. Наташа тоже переживёт гибель младшего брата Пети, смерть князя Андрея, чисто плотское увлечение Курагиным… Оба переживут общее для всех страдание и горе страны, людей. И вот они встретились. Толстой пишет, что они оба узнали друг друга и поняли, что любят. Заболоцкий с Екатериной Васильевной тоже встретились: "Как отворяется заржавевшая дверь, С трудом, с усилием — забыв о том, что было, Она, моя нежданная, теперь Своё лицо навстречу мне открыла. И хлынул свет — не свет, но целый сноп Живых лучей, — не сноп, но целый ворох Весны и радости, и, вечный мизантроп, Смешался я? И в наших разговорах, В улыбках, в восклицаньях, впрочем, нет, Не в них совсем, но где-то там, за ними, Теперь горел неугасимый свет, Овладевая мыслями моими. Открыв окно, мы посмотрели в сад, И мотыльки бессмысленные сдуру, Как многоцветный мягкий водопад, К блестящему помчались абажуру. Один из них уселся на плечо, Он был прозрачен, трепетен и розов. Моих вопросов не было ещё. Да и не нужно было их — вопросов". Во второй части стихотворения ключевое слово, конечно, «сдуру». Мотыльковая любовь, чувственная, слепая, временная, она, конечно, «сдуру». Завершает Заболоцкий финал своей творческой и личной жизни стихотворением «Старость». Оно последнее в цикле «Последняя любовь». Стихотворение это и автобиографично, и необычайно глубоко вскрывает внутреннюю диалектику того, что принято называть «счастьем». "Простые, тихие, седые, Он с палкой, с зонтиком она, Они на листья золотые Глядят, гуляя дотемна. Их речь уже немногословна, Без слов понятен каждый взгляд, Но души их светло и ровно Об очень многом говорят. В неясной мгле существованья Был неприметен их удел, И животворный свет страданья Над ними медленно горел. Изнемогая, как калеки, Под гнётом слабостей своих, В одно единое навеки Слились живые души их. И знанья малая частица Открылась им на склоне лет, Что счастье наше — лишь зарница, Лишь отдалённый слабый свет. Оно так редко нам мелькает, Такого требует труда! Оно так быстро потухает И исчезает навсегда! Как ни лелей его в ладонях И как к груди ни прижимай, Дитя зари, на светлых конях Оно умчится в дальний край! Простые, тихие, седые, Он с палкой, с зонтиком она, Они на листья золотые Глядят, гуляя дотемна. Теперь уж им, наверно, легче, Теперь всё страшное ушло. И только души их, как свечи, Струят последнее тепло". Вот так на основе великой русской литературной классики, осмысливая тяжкий и плодотворный опыт жизни своей и жизни людей, Николай Алексеевич Заболоцкий создал своим творчеством бессмертные страницы поэзии. Он и сам стал одним из классиков нашей литературы. Именно об этом писал ему признанный корифей нашего литературоведения Корней Иванович Чуковский в 1957 году: «Пишу к Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никаких сомнений, что Вы — подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придётся гордиться как одним из величайших своих достижений». Анатолий Сазыкин, доцент кафедры литературы. |
Комментарии читателей: