Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Количество пассажиров электропоездов в Кузбассе выросло на 17,5%

Открываются прямые авиарейсы в Улан-Уде из Кузбасса

Балконы в Новокузнецке удивляют разнообразием

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    19.01.2025 | Бессмертие литературной классики просмотров: 2066 | комментариев: 22
    Жуть сталинских репрессий поражает даже через года и десятилетия
    Жуть сталинских репрессий не перестаёт поражать даже через года и десятилетия.

    В марте 1938 года поэт Николай Алексеевич Заболоцкий по совершенно ложному доносу собратьев-писателей был арестован и, как тогда было принято, без суда и следствия, приговорён к пяти годам лагерей.

    Поэт не признал вину даже после пыток.

    От смертной казни его спасло то, что на допросах Н.А. Заболоцкий упорно отрицал участие в контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие.

    Первым местом отбывания наказания стал «Востоклаг» в Хабаровском крае.

    Picture background

    Там он работал на лесоповале, на прокладке дорог. Просьбы об отправке на фронт в 1941-м и 1943 годах были отклонены. Затем он был этапирован в Алтайский край и находился до конца срока в исправительно-трудовом лагере в Кулундинских степях. Там добывали содовый раствор со дна Малинового озера, хорошо известного ныне отчаянным любителям экзотического туризма…
    Выжил только потому, что в конце концов был переведён чертёжником в контору.
    После освобождения из лагеря с марта 1944 года жил в Караганде.

    Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937-м), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. И только после длительных хлопот Александра Фадеева, Ильи Эренбурга, Самуила Маршака, Михаила Зощенко это помогло ему в 1946 году добиться разрешения жить в Москве.

    Picture background

    Жена его Екатерина Васильевна с двумя детьми всё это время пережила все невзгоды и страдания жены «врага народа».

    Из блокадного Ленинграда по Дороге жизни семья Заболоцкого была эвакуирована в город его детства и юности — Уржум Вятской губернии. В 1944 году семья переезжала к нему в ссылку в Караганду, а вернулись все в Москву только в 1946-м. Жить стали в Переделкине на чужих дачах.
    Лагеря не сломили поэта духовно, но сделали предельно осторожным, молчаливым, замкнутым в общении с кем угодно, обоснованно опасающимся новых доносов, находящимся под тайным наблюдением
    Судьба приготовила и ему, и его жене ещё одно тяжёлое испытание.

    Picture background

    Соседи в Переделкине — известные писатели, но и среди них выделялся Василий Гроссман. Он в то время уже заканчивал роман, которому суждено было скоро стать совершенно знаменитым, — «Жизнь и судьба». Гросссман обладал очень привлекательной внешностью, был резок в суждениях, талантлив, остёр, смел. В работе над романом его не остановило развернувшееся «дело врачей», по которому был арестован даже многолетний бывший личный врач Сталина академик Виноградов и ещё группа известных врачей в большинстве еврейской национальности.

    А в романе проходила параллель между преследованием евреев в фашистской Германии и судьбой известного советского учёного-физика. Суждение было, что его прототип — всемирно известный физик, академик Игорь Тамм.

    Екатерина Васильевна всё больше проникалась симпатией и состраданием к писателю, такому открытому в общении, смелому в суждениях и обаятельному. Дошло до заявления мужу, что она любит другого человека…
    Заболоцкий был потрясён и обижен произошедшим. И позволил себе дать волю чувству к женщине, молодой, красивой поэтессе, к тому же очень любящей его стихи.

    Возникла очень напряжённая атмосфера в семье, в восприятии повзрослевших детей. Любой человек такое переживал бы очень тяжело и как-то по-своему. Заболоцкий, к тому же, поэт.

    Ещё Маяковский говорил: «Я — поэт. Этим и интересен».

    Заболоцкий именно этим был чрезвычайно интересен и глубок.

    Он создаст цикл стихотворений «Последняя любовь»: лирические героини этих стихотворений — поэтесса Мария Роскина и его жена.

    Обратимся к некоторым из этих стихотворений.

    Изначальный образ-символ чувственной страсти, вспыхнувшей в сердце поэта, — образ растения, в самом названии которого — чертополох — заложены два негативных, губительных смысла: чёрт и сполох, пожар.

    Picture background"Принесли букет чертополоха
    И на стол поставили, и вот
    Предо мной пожар и суматоха,
    И огней багровых хоровод".

    Поле битвы этих начал имеет вселенский, общечеловеческий характер: и это тоже образ мироздания, и сосредоточено оно в сердце человеческом.

    "Это башня ярости и славы,
    Где к копью приставлено копьё,
    Где пучки цветов кровавоглавы
    Прямо в сердце врезаны моё".

    В этом вспыхнувшем чувстве — радость, восторг, наслаждение, и в нём же — боль и гибель:

    "И встаёт стена чертополоха
    Между мной и радостью моей…
    И простёрся шип клинообразный
    В грудь мою, и уж в последний раз
    Светит мне печальный и прекрасный
    Взор её неугасимых глаз".

    В стихотворении «Признание», напрямую обращённом к этой женщине, звучит и высокая обоюдная радость, и недопустимость её, боль, горе и слёзы, и всё то же потустороннее, греховное и колдовское начало:

    Picture background"Зацелована, околдована,
    С ветром в поле когда-то обвенчана,
    Вся ты словно в оковы закована,
    Драгоценная моя женщина!

    Не весёлая, не печальная,
    Словно с тёмного неба сошедшая,
    Ты и песнь моя обручальная,
    И звезда моя сумасшедшая".

    Ещё большей полноты выражения этого сложного чувства, прямо экзистенциальной, достигает поэт обращением к образу-символу и глубоко народному, и использованному его великим пращуром, горячо любимым им Александром Сергеевичем Пушкиным — в сне Татьяны в романе «Евгений Онегин».

    Чувство Татьяны к Онегину, без малейшего сомнения, — высокое, чистое и совершенно искреннее.

    В письме к Онегину пишет:

    "Нет, никому на свете
    Не отдала бы сердца я!
    То в высшем суждено совете…
    То воля неба: я — твоя.
    Вся жизнь моя была залогом
    Свиданья первого с тобой;
    Я знаю, ты мне послан Богом…".


    И конечно же, в этом великом чувстве скрыто и телесное, плотское начало. Оно не осознаётся рассудком, оно скрыто в тайниках подсознания.

    (Кстати, великий Пушкин знает о нём за несколько десятилетий до Зигмунда Фрейда и его теорий.) В народных русских преданиях власть этого начала воплощена в образе медведя. Именно он приснится Татьяне в её сне. «И снится чудный сон Татьяне»… В этом сне медведь и ужасает её, и спасает от гибели в снегах, и приносит её «на руках» в лесной шалаш и оставляет со словами: «Здесь мой кум, погрейся у него немножко».

    Татьяна чуть приоткрывает дверь и видит за столом чудовищ одно страшнее другого, а во главе — Онегин: «Он знак подаст — и все хлопочут, он пьёт, все пьют и все кричат. Он засмеётся — все хохочут, нахмурит брови — все молчат».

    Он хозяин. И когда чудовища её заметили, все заорали:

    «Моё! Моё!» —
    «Моё!» — сказал Евгений грозно..
    И шайка вся сокрылась вдруг…
    Татьяна безвольно предаётся в его власть — во власть чувственного влечения… Но это же Пушкин! Он скажет: «Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою».
    Придёт время, и она признается Онегину:
    Я вас люблю, к чему лукавить?
    Но я другому отдана
    И буду век ему верна…".

    Как дороги будут Пушкину эти её слова!

    Она даст Онегину такую нравственную отповедь, обнажив ему его самого, что Пушкин закончит: «Стоит Евгений, как будто громом поражён.., в такую бурю ощущений теперь он сердцем погружён«.

    Picture background

    К такому же образу-символу со схожим значением обратится и Заболоцкий в стихотворении «Лесная сторожка». Оно не входит в цикл «Последняя любовь», но написано тогда же, в 1957 году.

    "Скрипело, стонало и выло в лесу.
    И гром ударял в отдаленье, как молот,
    И тучи рвались в небесах, но внизу
    Царили затишье, и сумрак, и холод.
    … … …
    Однажды в грозу, навалившись на дверь,
    Тут зверь появился, высок и космат,
    И так же, как многие прочие звери,
    Узнав человека, отпрянул назад.
    И сторож берданку схватил?
    …Вернувшись, лесник успокоился скоро:
    Он, видимо, был уж достаточно стар.
    Он знал, что покой — только призрак покоя.
    Он знал, что когда полыхает гроза,
    Всё тяжко-животное, злобно-живое
    Встаёт и глядит человеку в глаза…".

    Вот она, истина!

    Есть роковые грозовые дни в судьбе и жизни человека. К ним надо быть готовому.

    Очень скоро и поэту, и его жене стало совершенно очевидно, что работу души не остановить и не отменить. Куда же денешься от памяти о пережитых невзгодах и страданиях, от обоюдной тревоги и боли за судьбу свою и своих детей?

    Да и та женщина, что вошла в жизнь поэта, вовсе не была духовно слепой.

    В этом же цикле поэт пишет:

    "Клялась ты — до гроба
    Быть милой моей.
    Опомнившись, оба
    Мы стали умней.
    Опомнившись, оба
    Мы поняли вдруг,
    Что счастья до гроба
    Не будет, мой друг.
    Колеблется лебедь
    На пламени вод,
    Однако к земле ведь
    И он уплывёт.
    И вновь одиноко
    Заблещет вода.
    И глянет ей в око
    Ночная звезда".

    Заболоцкий создаёт стихотворение, которое снова сопряжено с литературной традицией, на этот раз толстовской.

    Стихотворению «Встреча» предпослан эпиграф из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось…»

    Здесь необходимо пояснить.

    Эти строки из четвёртого тома романа. Пьер шёл по улице и увидел проезжающую коляску, в которой сидели две женщины. Одну он узнал сразу, то была княжна Марья, а лицо другой было тёмным, мрачным, каким-то безжизненным. И вдруг она узнала Пьера и… Пьер тоже узнал её, это была Наташа.
    Вот кратчайшая предыстория этой их встречи. Пьеру всегда очень нравилась Наташа — живая, непосредственная, очаровательная. Но мысли о каком-то сближении и быть не могло.

    Слишком велика разница — и возрастная, и по внешнему облику, и по судьбам — ничего хоть как-то сопоставимого. Но когда перед нашествием французов над Москвой будет пылать комета и все будут охвачены небывалой тревогой и ожиданием какой-то страшной беды,

    Picture background

    Пьер скажет ей: «Если бы я был не я, а лучший, умнейший, красивейший человек на свете, я на коленях просил бы руки и любви вашей». С той поры он переживёт и смерть навязанной ему жены Элен, и попытки убить Наполеона, и план, где он чудом избежит смерти только потому, что он не десятый в строю.

    Он спасёт Наташу от катастрофы — он не даст Анатолю Курагину увезти её. Наташа тоже переживёт гибель младшего брата Пети, смерть князя Андрея, чисто плотское увлечение Курагиным…

    Оба переживут общее для всех страдание и горе страны, людей. И вот они встретились. Толстой пишет, что они оба узнали друг друга и поняли, что любят.

    Заболоцкий с Екатериной Васильевной тоже встретились:

    "Как отворяется заржавевшая дверь,
    С трудом, с усилием — забыв о том, что было,
    Она, моя нежданная, теперь
    Своё лицо навстречу мне открыла.
    И хлынул свет — не свет, но целый сноп
    Живых лучей, — не сноп, но целый ворох
    Весны и радости, и, вечный мизантроп,
    Смешался я? И в наших разговорах,
    В улыбках, в восклицаньях, впрочем, нет,
    Не в них совсем, но где-то там, за ними,
    Теперь горел неугасимый свет,
    Овладевая мыслями моими.
    Открыв окно, мы посмотрели в сад,
    И мотыльки бессмысленные сдуру,
    Как многоцветный мягкий водопад,
    К блестящему помчались абажуру.
    Один из них уселся на плечо,
    Он был прозрачен, трепетен и розов.
    Моих вопросов не было ещё.
    Да и не нужно было их — вопросов".

    Во второй части стихотворения ключевое слово, конечно, «сдуру».

    Мотыльковая любовь, чувственная, слепая, временная, она, конечно, «сдуру».

    Завершает Заболоцкий финал своей творческой и личной жизни стихотворением «Старость». Оно последнее в цикле «Последняя любовь». Стихотворение это и автобиографично, и необычайно глубоко вскрывает внутреннюю диалектику того, что принято называть «счастьем».

    "Простые, тихие, седые,
    Он с палкой, с зонтиком она,
    Они на листья золотые
    Глядят, гуляя дотемна.
    Их речь уже немногословна,
    Без слов понятен каждый взгляд,
    Но души их светло и ровно
    Об очень многом говорят.
    В неясной мгле существованья
    Был неприметен их удел,
    И животворный свет страданья
    Над ними медленно горел.
    Изнемогая, как калеки,
    Под гнётом слабостей своих,
    В одно единое навеки
    Слились живые души их.
    И знанья малая частица
    Открылась им на склоне лет,
    Что счастье наше — лишь зарница,
    Лишь отдалённый слабый свет.
    Оно так редко нам мелькает,
    Такого требует труда!
    Оно так быстро потухает
    И исчезает навсегда!
    Как ни лелей его в ладонях
    И как к груди ни прижимай,
    Дитя зари, на светлых конях
    Оно умчится в дальний край!
    Простые, тихие, седые,
    Он с палкой, с зонтиком она,
    Они на листья золотые
    Глядят, гуляя дотемна.
    Теперь уж им, наверно, легче,
    Теперь всё страшное ушло.
    И только души их, как свечи,
    Струят последнее тепло".

    Вот так на основе великой русской литературной классики, осмысливая тяжкий и плодотворный опыт жизни своей и жизни людей, Николай Алексеевич Заболоцкий создал своим творчеством бессмертные страницы поэзии. Он и сам стал одним из классиков нашей литературы.

    Именно об этом писал ему признанный корифей нашего литературоведения Корней Иванович Чуковский в 1957 году: «Пишу к Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никаких сомнений, что Вы — подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придётся гордиться как одним из величайших своих достижений». 

    Анатолий Сазыкин, доцент кафедры литературы.

     

    Комментарии читателей:

    19.01.2025 09:50 lis0chca
    Печальная, Обыкновенная история, код поэзии, да, Иеремей? Скорее, кафедра литературы советского периода. Оттуда и желание брать Львов...
    19.01.2025 09:53 valicova
    Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не звучит. Крапиве, чертополоху Украсить её предстоит.

    И только могильщики лихо Работают, дело не ждёт. И тихо, так, Господи, тихо, Что слышно, как время идёт.

    А после она выплывает, Как труп на весенней реке, Но матери сын не узнает, И внук отвернётся в тоске. 1
    19.01.2025 10:32 арбуз
    Из блокадного Ленинграда? Хм...
    Точно из БЛОКАДНОГО Ленинграда? Вы ни чё не путаете уважаемый доцент кафедры литературы?
    Вы в курсе- что оказывается ни какой блокады Ленинграда НЕ было? Это всё типа выдумки пропагандистов. Кузпресовские коментаторы врать не будут. Так что...пересмотрите свои научные взгляды
    19.01.2025 10:44 арбуз
    Иеремей покинул Кузпрес. В монастырь ушол. Женский. Настоятелем (кагор будет настаивать)
    19.01.2025 11:55 Ruthenium
    Что ни дОцент на "Кузпрессе", то прислужник власти, ну почему так, город у нас особо проклятый, или на "Кузпресс" такие слетаются, или россиянские дОценты все такие, или чё?
    19.01.2025 12:32 888
    Вот еще одна сталинская тема.

    Горькая, как судьбинушка советского народа.

    Который всё кидается из крайности в крайность.

    То завоюем весь мир
    То весь мир против нас
    19.01.2025 12:33 888
    Может хватит быть пугалом для всего мира?
    19.01.2025 13:10 арбуз
    888 сказал(а):
    Может хватит быть пугалом для всего мира?


    А зачем ты-пугало- пугаешь весь мир?
    Еслив арбуз НЕ пугало- дык его ни кто в мире и не боитца
    19.01.2025 13:11 арбуз
    Сообщение содержало оскорбления и было удалено Администрацией сайта
    19.01.2025 13:15 СоваВоЗлеОлимпа
    Как заставить народ читать стихи? Только через Гулаг!
    19.01.2025 13:16 Ruthenium
    Шо ни Гринька-хохол с Запорожья, то путинойд. А где нормальные хохлы, русские люди, куда подевались?
    19.01.2025 13:17 Ruthenium
    СоваВоЗлеОлимпа сказал(а):
    Как заставить народ читать стихи? Только через Гулаг!

    Лучше через Гугл. Предлагать. Эх Сов, что ж ты за зверь такой......
    19.01.2025 13:19 Ruthenium
    А еврей Кроссманн та ещё сволочь, у поэта-лагерника бабу угнал.
    19.01.2025 13:37 арбуз
    Ruthenium сказал(а):
    Шо ни Гринька-хохол с Запорожья, то путинойд. А где нормальные хохлы, русские люди, куда подевались?


    А ведь я знаю где нормальные хохлы. Они ща в окопах сидят-воюють за НАТУ. И погибають за зелёного нарка
    19.01.2025 13:38 арбуз
    Читать Совинные стихи? Да б-е упаси))
    19.01.2025 13:41 СоваВоЗлеОлимпа
    Ruthenium сказал(а):
    СоваВоЗлеОлимпа сказал(а):
    Как заставить народ читать стихи? Только через Гулаг!

    Лучше через Гугл. Предлагать. Эх Сов, что ж ты за зверь такой......
    А в инетгулаге вам в кайф. Говорю ж, делать надоть отечественну кыбирнэтику: раз в лоб, нуль в очко!
    19.01.2025 14:24 СоваВоЗлеОлимпа
    арбуз сказал(а):
    Читать Совинные стихи? Да б-е упаси))

    Буз только считать умеет семечки.
    Тут не читатели, тут пальцетыкатели.
    19.01.2025 14:29 СоваВоЗлеОлимпа
    Семёныч смешал всех, как в доме Облонских. Подал стихи под соусом переделкинского старческого разврата.
    19.01.2025 15:12 ворчун
    а кучно нынче пошло!
    19.01.2025 15:34 ворчун
    гражданин Сазыкин просто прекрасен в своей незамутнённости

    В марте 1938 года поэт Николай Алексеевич Заболоцкий по совершенно ложному доносу собратьев-писателей был арестован и, как тогда было принято, без суда и следствия, приговорён к пяти годам лагерей.

    т.е. к гражданину Заболоцкому нагрянули комиссары в пыльных шлемах и с порога объявили ему о пятилетнем сроке... получите, распишитесь

    и тут же:

    Поэт не признал вину даже после пыток.
    От смертной казни его спасло то, что на допросах Н.А. Заболоцкий упорно отрицал участие в контрреволюционной организации...


    т.е. кровавая гэбня устраивала допросы и пытки поэта прямо у него на квартире

    удобно, приехали к подозреваемому, допросили, попытали, ещё раз допросили, ещё раз попытали, посмотрели, что гражданин в полном отрицалове, объявили ему пять лет и отправили по этапу
    а вот если бы признался, то расстреляли бы... там же... на квартире
    а как иначе?
    ох уж эти доценты с кафедры литературы
    20.01.2025 00:43 Ruthenium
    арбуз сказал(а):
    Иеремей покинул Кузпрес. В монастырь ушол. Женский. Настоятелем (кагор будет настаивать)

    Хоть узнает, что такое аскеза. Лучше поздно, чем никогда.
    20.01.2025 00:46 Ruthenium
    арбуз сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    Шо ни Гринька-хохол с Запорожья, то путинойд. А где нормальные хохлы, русские люди, куда подевались?

    А ведь я знаю где нормальные хохлы. Они ща в окопах сидят-воюють за НАТУ. И погибають за зелёного нарка

    Провокатор ты, Гринька, и клеветник, вот те крест!

    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: