В Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского появился новый экспонат — муха!
Это назойливое насекомое — литературный персонаж из художественного мира Ф.М. Достоевского. Наблюдательный взгляд обязательно заметит её в "Бедных людях", "Преступлении и наказании", "Идиоте", "Униженных и оскорблённых", "Бесах", "Подростке", "Селе Степанчиково…", "Вечном муже"… Новый энтомологический образ был создан специально для постоянной образно-сюжетной экспозиции музея "Кузнецкая путеводительница". Его автор — новокузнецкий художник Руслан Кожевин, выпускник литейного факультета СМИ, скульптор малых деревянных форм, графический дизайнер, мебельщик, инструменталист. Постоянные посетители музея Достоевского знакомы с ним по ранним экспозиционным работам: в выставочном зале "Салона госпожи Москалевой" привлекают внимание созданные им в 1996 году гипсовые лица-маски. Они олицетворяют и провинциальных жителей Кузнецка, и те самые ещё не воплощенные литературные образы, изъязвляющие душу и сознание писателя, о которых Фёдор Михайлович писал брату Михаилу перед отправкой на каторгу. При одном взгляде на них вспоминается фраза великого романиста: "Муха пролетит — и уже известно: таково местечко!" Работа над мизерным, но таким важным персонажем Достоевского продолжалась около трёх месяцев и захватила Руслана Кожевина настолько, что он изваял насекомое в разных техниках, в металле и бумаге. "Процесс создания мухи был просто волшебным! Работа спорилась. Я решил создать сразу несколько вариантов", — признавался художник. Каждый вариант мухи раскрыт Р.Ю. Кожевиным по-своему. Это законченные, своеобычные характеры, но в то же время персонажи, представляющие разные аспекты многогранного собирательного образа. Металлическая муха получилась коварной, трупной, затаившейся на потолке в полумраке деревенского дома. Той, как писал Достоевский в "Подростке", "ядовитой, осенней мухой, о которой не думаешь, но которая вертится около вас, мешает вам и вдруг пребольно укусит". Она — неизменная спутница смерти, "родственница" мухи, что прилетела к остывающему телу Настасьи Филипповны ("Идиот"): "В ногах сбиты были в комок какие-то кружева, и на белевших кружевах, выглядывая из-под простыни, обозначался кончик обнаженной ноги; он казался как бы выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен. Князь глядел и чувствовал, что чем больше он глядит, тем еще мертвее и тише становится в комнате. Вдруг зажужжала проснувшаяся муха, пронеслась над кроватью и затихла у изголовья". Чтобы создать насекомое из железа, художнику пришлось освоить технику сварки. Усилия оказались не напрасными: муха возле стальной паутины гармонично вписалась в экспозиционное пространство зала "Треугольник" ("Эго"). Её взгляд встретился со взглядом Скорпиона-Паука, созданного художником-экспозиционером Виктором Ерофеевым, и, кажется, в этой паре уже завязался безмолвный диалог, сто с лишним лет назад прозвучавший в романе "Подросток": "Я не знаю, может ли паук ненавидеть ту муху, которую наметил и ловит? Миленькая мушка! Мне кажется, жертву любят; по крайней мере можно любить. Я же вот люблю моего врага: мне, например, ужасно нравится, что она так прекрасна. Мне ужасно нравится, сударыня, что вы так надменны и величественны: были бы вы посмирнее, не было бы такого удовольствия. Вы плюнули на меня, а я торжествую; если бы вы в самом деле плюнули мне в лицо настоящим плевком, то, право, я, может быть, не рассердился, потому что вы — моя жертва, моя, а не его. Как обаятельна эта мысль!" Бумажная муха, выполненная Русланом Кожевиным на проволочном каркасе в технике папье-маше, получилась совсем другой, но не менее интересной: домашней, дачной, занудливой и глуповатой прилипалой, схожей с провинциальной барышней "из мещан-с". Видимо, её предки летали по повести "Село Степанчиково и его обитатели", облепляя Фому Опискина и увязая в приторно сладком варенье. Придать мушиному царству нужный цветовой колорит помогла Руслану его жена Татьяна, идейный вдохновитель, музейщик и тоже художник-дизайнер. Преподнося сотрудникам музея Достоевского новые литературные образы, супруги Кожевины пожелали максимально использовать их экспозиционные возможности и в извечной борьбе за человеческое в человеке не позволить никому стать насекомым! |
Комментарии читателей: