Он мог бы стать приличным писателем - и даже пробовал этим заниматься: сочинял, например, короткие, величиной с пятерню, рассказы, очень, кстати, интересные.
Но не заманила его писательская стезя, почему, не знаю... Мог бы стать исследователем литературы, литературоведом: наши литфаковские преподаватели, очень высокого уровня специалисты, прочили ему в этой профессии большое будущее. Но не стал он заниматься и этим делом: как я понимаю, его характер не сочетается с этим в определенном смысле нудноватым занятием... И педагог, учитель русского языка и литературы из него получился бы хороший: с детьми разговаривать умеет, знает, чем их увлечь. Но его самого эта профессия не увлекла... А стал Валера Немиров (Валерий Анатольевич - как-никак 60 лет человеку стукнуло! - но это для чужих и незнакомых) тем, кем стал - журналистом. Таким, каких, как мне кажется, уже не делают. Он силён в любом жанре - может написать и зарисовку, и статью, и интервью и т. д. Но делает все это редко. Он - репортер и эссеист, причем зачастую - в одном тексте. А вообще-то жанр его материалов определить практически невозможно: описывая событие, рассказывая о человеке, размышляя о художественной выставке, содержание текста Валера заключает в собственную - немировскую - форму. Главное, чтоб было правдиво и чтоб интересно было читать. Чаще всего так и бывает (сочинял бы оду, сказал бы - “всегда бывает”, но в нашей профессии есть правило: никогда не говори “всегда”). Впрочем, судить об этом читателям многочисленных материалов, подписанных Катей Сергеевой, Пекой Дементьевым, Глебом Соколухиным, Валерием Neмироffым, Калиной Гречаниновым, Никитой Потогоновым, Саввой Михайловым, Степаном Буквоедовым и другими гражданами. Это “штат” его псевдонимов и предмет редакционных шуток. Бывает, зайдешь к нему после звонка читателя, сделавшего замечание по поводу какого-нибудь его текста: мол, Валера, передай своему знакомому Бадхисатхве, чтоб впредь внимательней был... Шутки шутками, но не поставишь же в газету все его, скажем, десять материалов с одной, немировской, фамилией. Не принято это у нас. Писать быстро и хорошо - редкое в нашей профессии умение. В этом умении не то что в Новокузнецке - во всем Кузбассе с ним мало кто может сравниться. Поверьте моему 38-летнему газетному опыту... Нечасто наш коллега засиживается над текстом. Но вот, помню, писал он очерк на пятилетие аварии на шахте “Зыряновская”, унесшей жизни нескольких десятков горняков. И куда немировская скоропись делась - материал был готов только через неделю. Не мог быстрей, объяснял Валера, боялся испортить... такая трагедия... Сильный получился очерк. Двенадцать лет прошло, а я его помню... Ну, а что касается его писательского, литературоведческого и педагогического талантов, то они никуда не делись - все при нем и помогают в его профессии. Лучшие его материалы - это настоящая литература. Дай Бог, чтобы таким стилем и словописью владели и иные известные сочинители... Его разборы поэтических и прозаических текстов местных авторов - это добротная литературная критика... Большинство журфаковских студентов во время их летней практики “прикрепляют” к нему - лучше Валеры, Валерия Анатольевича с ними никто не управится... Кстати, свои материалы он пишет не на компьютере, как абсолютное большинство наших коллег, а шариковой ручкой... Белый лист бумаги, “перо” в руке, невидимо повторяющей ритм сердца... Конечно, не так пафосно, но как-то так... Валентин Волченков (фото из архива) P.S. Комментарий к фотографии. Слово “финиш” на ней следует понимать финиш промежуточный. После которого еще долгая дорога жизни. |
Комментарии читателей: