Анатолий Думлер снова напомнил о себе персональной выставкой.
В художественном музее открылась персональная выставка одного из лучших художников Сибири (а не только нашего города, как кто-то мог подумать), члена Союза художников России Анатолия Думлера. Эту выставку организаторы упорно называют юбилейной. Мол, в честь юбилея автора, хотя свои шестьдесят пять Анатолий Иванович отметил 23 февраля, аккурат в День защитника Отечества. За эти полгода это третья "юбилейная" выставка после не менее замечательных выставок в Кемерове и в престижном "Вернисаже" Прокопьевска. (0+) Экспозиция "Пространства плоскости" в НХМ заняла два зала.Думлер привез в музей ровно сто холстов всех существующих в живописи жанров. Четырнадцать не вошли. Их вернули. Они не были хуже, Анатолий Иванович не пишет плохих работ. Могли бы музейщики дать третий зал, Толя и его бы занял. Он потрясающе плодотворный автор. . Он много ездит и по Сибири, и по стране, и за рубежом. И много пишет. И что удивительно, каждая его работа, будь то портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая зарисовка или тематическая композиция, держит возле себя — ни от чего глаз не оторвать. На этом вернисаже я видела великолепного художника, мастера, долго стоявшего возле какой-то своей работы и пристально вглядывавшегося в нее. — У тебя, Толя, так много работ, все разные, ни от одной не оторваться. Почему? — спросила я Анатолия, когда мы оказались рядом в зале. — Это так хорошо повесили музейщики, — ответил он. Я не спорила. Знаю высокий профессионализм сотрудников нашего музея, их богатый опыт в создании экспозиций. - Но всё равно экспонаты должны быть стоящими, — пыталась возражать я Анатолию. - Ну да, — коротко ответил он. В музее на открытии было много любящих творчество Думлера и просто любознательных.Многие пытались с ним фотографироваться. Фотосессии со звездами вошли у нас в традицию. Называли его кто Толей, кто Анатолием Ивановичем. Обаятельный он человек. И художник первоклассный. Зная Думлера сто лет, заметила особенность его творчества. Его холсты привлекают внимание в мастерской, в жилых комнатах. И не теряются в больших залах, что случается порой с произведениями других авторов. На вопрос, почему так, он тоже не мог вразумительно мне ответить. Много лет я пишу о нем. И уже не спрашиваю, что он думает, подходя к мольберту.Творчество во многом основывается на подсознании, на интуиции. У Думлера красивые натюрморты, пейзажи, да всё, что выходит из-под его рук. Но эта красота без красивости. Его красота часто загадочная, рожденная вдохновением и скрытой щемящей болью. Как классическая музыка. Живопись в принципе музыкальна. Его пейзажи содержат драматургию, жизнь. Долго помню его две картины с одним названием "Дорога в осень".Один пейзаж абсолютно реалистический. Другой — условный. Оба очень красивы. И в обоих такая тоска… Не могу сказать о каждом из 86-ти представленных здесь произведений. Сходите в музей и насладитесь. Назову две, связанные с уходом близких ему наших больших художников: "Памяти Александра Попова" и новая "Посвящение" — это триптих, посвященный памяти Николая Ротко. Всё так — и колорит Попова, и композиция. И Ротко сразу узнаешь. Но оба произведения не копии, не точь-в-точь. В каждом из них автор, в каждом деликатное отстранение. В каждом любовь, уважение, преданность. Надолго останавливает большинство его пейзажей.От картины "Дождь в городе" не хочется уходить. И не только мне. Несколько человек подходили и снимали на телефон. Вечер. Мокрый и блестящий от непрерывного дождя асфальт, как большое зеркало. Машины. Вдалеке дома и деревья. Группа пешеходов. В целом гармония. Глаз не оторвать, настоящее волшебство. Вечерние и ночные пейзажи у него всегда загадочны, волнующи. За этой загадочностью чудится чья-то жизнь. Живопись Думлера — не фотография.Например, Дворец алюминщиков у него не типовой ДК, а уютный, небольшой, так и хочется зайти. Как пишут искусствоведы, Думлер пишет широкой кистью, с размахом. Но его размах расчетлив, художник вовремя останавливается. Как пианист. Таких художников называют порой цветовиками. Мол, цвет для него — основное выразительное средство. Помню, как Татьяна Высоцкая определила его любимый цвет — оранжевый. Но это не так. Он пользуется всеми цветами, всей палитрой. Как у пианиста все клавиши в ходу и даже педаль.Анатолий не считает себя великим художником. Он всю жизнь учится. За плечами Кемеровское художественное училище. Но и до сих пор каждая его выставка, а их огромное количество, — это ещё возможность посмотреть на своё творчество со стороны, увидеть свои огрехи. Он в поиске новых форм. А для нас, зрителей, главное, что эта выставка не последняя, как он и сказал перед микрофоном публике. Как пообещал нам большой, яркий, интересный художник Анатолий Иванович Думлер. |
Комментарии читателей: