Кузнецкий завод ферросплавов подвергся национализации.
Эта неделя началась с сообщения о задержании бизнесмена Юрия Антипова. 26 февраля челябинского долларового мультимиллионера ($700 млн, топ-200 Forbes) силовики в рамках неких следственных действий допросили, но арестовывать не стали. Вечером того же дня Антипов вернулся домой. И, по состоянию на 28 февраля, как свидетельствуют региональные СМИ, даже не находится под подпиской о невыезде, пребывая в статусе свидетеля по уголовному делу о мошенничестве. Статус, конечно, может измениться, но если бизнесмен будет себя вести правильно, без особых претензий, то, не исключено, что обойдётся без "жесткача". А вот со статусом долларового мультимиллионера Юрию Васильевичу, судя по всему, придется расстаться: 26 февраля суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о передаче в собственность государства заводов "группы ЧЭМК", ферросплавной империи четы Антиповых: вместе с супругой Людмилой он до последнего времени контролировал крупнейший в России холдинг, включавший в себя Челябинский электрометаллургический комбинат, Кузнецкий и Серовский ферросплавные заводы и некоторые другие менее крупные активы. На долю ЧЭМК, как сообщается, приходится около 90 процентов российского ферросплавного производства. Судебный процесс в Арбитраже начался и завершился стремительно, в течение трех недель февраля (значительно менее существенные тяжбы тянутся годами). Процесс, невзирая на сугубый интерес прессы, оказался засекречен, прошел в закрытом режиме и завершился полным удовлетворением запроса Генпрокуратуры. Без особых подробностей, оставшихся за толстыми судебными стенами. Таким образом все три названные предприятия, в том числе и наш Кузнецкий завод ферросплавов, известный как АО "Кузнецкие ферросплавы" и расположенный в промзоне Кузнецкого района Новокузнецка, оказались национализированы. Решение суда должно вступить в силу через месяц; возможны апелляции, но что-то подсказывает, что отменено оно не будет. И что находящийся в статусе свидетеля Юрий Антипов слишком уж усердствовать в плане возвращения себе контроля над акционерным капиталом не станет. Как и его супруга.
Тем временем завод в Новокузнецке, одно из наиболее заметных градообразующих предприятий, продолжает работать по-прежнему.В пресс-службе "Кузнецких ферросплавов" нам сообщили, что никаких изменений пока нет: и производственные планы, и программа модернизации выполняются. Кадровых изменений также не наблюдается. Труженики надеются, что одно из наиболее стабильных предприятий нашего региона останется таковым и впредь, несмотря на "шум наверху". Мы тоже надеемся на стабилизацию и на здравый смысл. Вызывает лишь настороженность пара моментов. Первое - обвинение Генпрокуратуры (в обоснование иска) в том, что "предприятия попали под контроль резидентов недружественных государств, и их продукция вывозится по заниженной стоимости в США и Европу". С намеком на то, что при новом руководстве вывоза продукции из России не допустят либо же он будет осуществляться в отношении ограниченного числа потребителей в ограниченном числе государств. При этом стоит помнить, что ферросилиций, ферромарганец и другие сплавы, выпускаемые данными предприятиями на продажу, являются высококонкурентной продукцией, и со сбытом, при возможных ограничениях, могут возникнуть проблемы. Со всеми вытекающими негативными последствиями для предприятий и их тружеников.
Второй момент - опять же довод Генпрокуратуры в отношении "неправильной" приватизации предприятий. Надзорное ведомство ссылалось на то, что проведенная более 30 лет назад приватизация заводов, относящихся к ВПК (военно-промышленному комплексу), "была незаконной, так как для этого требовалось разрешение правительства России". Именно на этом основании осуществлен возврат предприятий под контроль государственных структур. Тут нельзя не отметить, что ферросплавные заводы к ВПК никогда не относились - это предприятия металлургического комплекса; сами ферросплавы необходимы металлургическим комбинатам для придания стали необходимых качеств. Если подразумевать, что сталь, в производстве которой используются ферросплавы, необходима для изготовления, к примеру, оружия (оружейное производство, безусловно относится к ВПК), то предприятия черной металлургии, выходит, тоже должны относиться к ВПК. А где черная металлургия, там и цветная... Ну, а угледобыча как же? Без нее ведь тоже стальной прокат не выпустить - откуда кокс получится, как не из коксующихся углей... И так далее. "Подтянуть" под ВПК при желании можно практически всё что угодно - и на этом основании объявить приватизацию в 90-х годах незаконной и поотбирать то, что в течение тридцати лет работало, более или менее эффективно. Было бы желание, а обоснования несложно придумать... Можно представить, во что это выльется, если тенденция будет продолжаться, расти и шириться.
Главный же вопрос, который должен был бы, по идее, встать перед судом, это вопрос ответственности высоких чиновников, представлявших государство в то замечательное время и санкционировавших приватизацию тех или иных активов. Если областной комитет по управлением государственным имуществом (КУГИ Кузбасса) в те годы дал "отмашку" на акционирование и приватизацию КЗФ, то при чем тут те, кто приватизировал, за ваучеры или за заработанные деньги, это имущество, в соответствии с действовавшими тогда законами? Вы же, покупая, скажем, булку хлеба в магазине, не в состоянии проверить, из какой муки и дрожжей она сделана. И возмутитесь, если кто-то затем вздумает отобрать добросовестно оплаченную вами покупку, сославшись на то, что мука была завезена из "недружественной" страны, хлебопекарное оборудование не прошло сертификацию, а грузовичок, которым эта булка привезена в магазин, оказался заправлен некачественным бензином и вообще был кем-то когда-то откуда-то угнан... |
Комментарии читателей: