Некоторые аспекты перспективы развития Кузбасса и Южно-Кузбасской агломерации.
Завершается пятилетний срок управления Кузбассом ныне действующей администрации, и в этой связи следует оценить результаты "обещанного развития". По нашему мнению, и по результатам социологических опросов населения области, основными проблемами Кузбасса на момент начала управления в 2018 году вновь сформированной администрации были необходимость ухода от угольной монозависимости и проблемы с экологией, в основном из-за угледобычи преимущественно открытым способом, ограниченность высококвалифицированных рабочих мест из-за неразвитости высокотехнологичных производств, практически отсутствующего современного машиностроения, а также отсутствие, в основном в г. Новокузнецке, научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро. Это побуждает жителей, в первую очередь выпускников школ, переезжать в другие более благополучные в этом отношении регионы, в основном в европейскую часть страны, а также Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, имеющие сравнительно развитое машиностроение, развивающиеся крупные образовательные центры и значительное количество научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций различной направленности. В начале своей деятельности ныне действующей администрацией области были сделаны конструктивные выводы о необходимости диверсификации экономики и улучшения экологии, и в этом направлении был выполнен некоторый задел, чему способствовали благоприятные для Кузбасса цены на уголь на мировом рынке. Для систематизации задуманного и поиска оптимальных путей развития администрацией области было принято решение о разработке Стратегии развития региона под лозунгом "Кузбассу стать лидером в Сибири". Лидерство Кузбасса в Сибири, с нашей точки зрения, это, прежде всего, первенство в инновационной экономике, а именно наличие в регионе высокотехнологичных производств и научно-технических организаций. К сожалению, в разработанной Стратегии развития региона и представленной широкому вниманию особых новаций, диверсификации экономики, на наш взгляд, как говорится, "кот наплакал". Акцент, как и прежде, сделан на угледобывающую отрасль с увеличением объемов добычи угля, в основном открытым способом.Ради справедливости следует сказать, что в Стратегию включены некоторые отдельные проекты по углехимии. В качестве диверсификации и увеличения количества рабочих мест (без акцента на высококвалифицированные) в Стратегии предусмотрено развитие инфраструктуры Кузбасса и культурно-спортивных объектов, туризма, главное внимание в которых уделено горнолыжному курорту Шерегеш, что практически не влияет на увеличение высококвалифицированных рабочих мест в регионе. В Стратегии не определена роль Кузбасса в интенсивно развивающихся нефтегазовой, нефтегазохимической и горнодобывающей отраслях Сибири, а также практически ничего нет по развитию научно-технических организаций, что оставляет Кузбасс в стороне, на "обочине", от участия в этом интенсивно развивающемся рынке и в технологическом прогрессе. Стратегия, на наш взгляд, разработана без обоснования принятых решений развития экономики.По нашему мнению, при изложенных в Стратегии предложениях развитие экономики Кузбасса вообще выпадает из общей системы развития экономики Сибири, оставаясь только сырьевым "придатком". Последняя редакция Стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года, разработанная в 2020-м, мало чем отличается от предыдущей в вопросах конкретизации приоритетных направлений диверсификации экономики региона, с развитием высокотехнологичных производств. В предложенной Стратегии угольно-промышленный комплекс вновь определен как главный в специализации Кузбасса, а "стратегические решения ее развития позволят закрепить роль Кузбасса как безусловного национального лидера по добыче и переработке угля и в сегменте генерации чистой энергетики из угля". Ни о каком прорывном создании в регионе высокотехнологичных производств в Стратегии не идет речи, за исключением нескольких строчек о развитии металлургии и машиностроения без придания им приоритетного значения. В итоге вместо обещанного ухода от угледобывающей монозависимости экономики с ее диверсификацией, созданием современной промышленности авторы Стратегии сохраняют, закрепляют и увеличивают угольную монозависимость. Возникает вопрос: а зачем жителям Кузбасса эта сомнительная роль лидера с сохранением своего положения на низшей ступени энергетики-угледобычи, закрепляющая сырьевую экономику с низкой добавленной стоимостью, нарушением экологии, сохранением ведущих мест по количеству образующихся и остающихся у нас отходов обогащения и, как следствие, высокий уровень профзаболеваний? Сомнительно, что такая задача способна заинтересовать, привлечь жителей Кузбасса к трудовым подвигам, как во времена Кузнецкстроя или строительства Запсиба… У нас, жителей Кузбасса, возникает вопрос: в чем состоят стратегические преобразования угледобывающей отрасли — только в добыче еще больших объемов угля? В разделе "Стратегия диверсификации экономики Кузбасса" говорится, что полезные ископаемые — основа развития приоритетных отраслей промышленности Кузбасса по созданию новых производственных комплексов на основе глубокой переработки полезных ископаемых и расширению спектра производимой продукции. Но это слова, призывы, речи о конкретных проектах не идет. Что касается развития машиностроения в Кузбассе, в Стратегии упомянуты только пожелания о "формировании институциональных условий для выпуска в Кузбассе конкурентоспособной инновационной машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью на основе массового внедрения прорывных технологий в металлургии, электронном машиностроении и приборостроении, обеспечивающих потребности ведущих отраслей экономики региона угольной, металлургической, химической, и как предложение, и только в планах, разработать Стратегию развития машиностроительного кластера Кузбасса на период до 2035-го и до 2050 года. В Стратегии выделен план создания межотраслевого промышленного кластера производителей горно-шахтного оборудования. Все планы по развитию машиностроения, включая горно-шахтное, создание в Кузбассе водородной энергетики, производство синтез-газа, производство электротранспорта, с тяговыми электродвигателями, трансформаторами и другим электрооборудованием, а также создание производств высокоскоростного транспорта, в первую очередь требуют приоритетного создания современного производства спецсталей и сплавов (высокопрочных, нержавеющих, электротехнических, автолиста…) с производством комплектующих, о чем в Стратегии развития вообще не упоминается. В Стратегии есть специализированные разделы по углю, химии, железнодорожному транспорту, но ничего — по развитию металлургии, без продукции которой не обойтись при реализации любого перечисленного раздела Стратегии. Современное машиностроение, в том числе производство горного, химического и электротехнического оборудования, требует высококачественной металлопродукции, высокопрочных, коррозионностойких, электротехнических спецсталей и сплавов со сложным технологическим процессом. На "кустарных" предприятиях, "на коленке", их не произвести, необходим связный комплекс научно-технических организаций и высокотехнологичных производств, которых в Кузбассе в настоящее время нет. Разработчиками Стратегии обойден вопрос, как без развития местной металлургии с производством высококачественного машиностроительного проката создать современное машиностроение. При поставках этой металлопродукции с металлургических предприятий западных регионов страны и Урала, расположенных за несколько тысяч километров от Кузбасса, машиностроение в регионе будет неконкурентоспособным. Что в итоге? В результате пятилетнего управления нынешней администрации? Новых высокотехнологичных производств, продуктов за пятилетие, по крайней мере в металлургии, а следовательно и в машиностроении, не создано, возрождение и развитие профильных и крайне необходимых для Новокузнецка и Южно-Кузбасской агломерации научно-технических металлургических организаций не осуществлено, даже в углехимии регион не преуспел, несмотря на длительные разговоры. В результате мы имеем продолжающуюся передачу угольным разрезам сельхозземель, в том числе вблизи поселений, с известным отношением жителей; неблагополучную обстановку с заболеваниями, в том числе профессиональными, по свидетельству работников здравоохранения, аварийные ситуации и продолжающиеся проблемы с транспортировкой угля в восточном направлении и, как следствие, снижение налоговых поступлений, ухудщение экономического положения Кузбасса с возрастающим бюджетным дефицитом. Из-за продолжения рассматривания Кузбасса в основном в роли угледобывающего региона без перспектив технологического развития, ограничившись необходимыми, но не первостепенными мероприятиями в инфраструктурных проектах и культурно-спортивных, структура экономики не улучшилась, в промышленности Кузбасса усилились мононаправленность и монозависимость. На наш взгляд, в составе администрации региона — чиновники, но нет команды единомышленников, профессионалов высокого уровня, нацеленных на реальное развитие Кузбасса, вследствие чего Кузбасс превратился в территорию опаздывающего развития. Да и квалификационный состав работников администрации, в основном горных специальностей, оставляет желать лучшего. Значимым направлением деятельности администрации является образование научно-образовательных центров (НОЦ). Создание таких центров — безусловно, важное направление деятельности администрации, однако в угольно-металлургическом Кузбассе научно-технические институты по профилирующим отраслям промышленности дислоцируются в основном в Кемерове (Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН (ФИЦ УУХ СО РАН) в составе Института угля (ФИЦ УУХ), Институт углехимии и химического материаловедения (ФИЦ УУХ СО РАН) в Новокузнецке же, крупном промышленном городе, где базируется металлургия, к настоящему времени из-за безразличия местной администрации прекратили деятельность все научно-технические институты металлургического направления, в свое время единственные за Уралом (СибГИПРОМЕЗ, НИИ Восточный филиал института черной металлургии — ВостФИЧМ, СФ Гипрококс и Теплопроект). В городе из технических вузов действует только СибГИУ (бывший Сибирский металлургический институт), все более склоняющийся к профилю обучения и научной деятельности в угольной отрасли. Неэкономично, да и бессмысленно, создавать НОЦ в г. Новокузнецке да и в Южно-Кузбасской агломерации на базе только существующих образовательных вузов и остатков НИИ и КБ, проектных институтов без возрождения и создания новых профильных для г. Новокузнецка и Южно-Кузбасской агломерации научно-производственных металлургических предприятий и организаций. Создание эффективного НОЦ — задача комплексная для эффективности, а не имитации деятельности НОЦ, необходимы, наряду с НОЦ, современные высокотехнологичные производства с научно-производственными связями институтов. Только в этом случае у НИИ, КБ будет связь с высокими технологиями на производстве. Участвуя в решении технологических проблем, преподаватели вузов будут участвовать в исследовательских работах на производстве, при этом повышая свой научный уровень, а высококвалифицированные научные работники НИИ и конструкторы КБ могут участвовать в учебном процессе вузов. В Департаменте науки и образования областной администрации, по-видимому, в основном социологи, политологи и филологи, нет инженеров и отсутствует понимание значимости и процесса деятельности прикладных НИИ, КБ и их взаимодействия с производством. В этой связи, в управлении, развитии и деятельности технических вузов Кузбасса и остатков НИИ, КБ они не очень компетентны, поэтому о каком прорывном создании и развитии НОЦ может идти речь? По нашему мнению, ситуацию в этом вопросе надо менять. В этом вопросе можно получить помощь и поддержку у специалистов академических институтов СО РАН г. Новосибирска. На наш взгляд, в Южно-Кузбасской агломерации и Новокузнецке необходимо воссоздать, создать новые и развивать научно-прикладные институты, КБ и проектные институты по направлениям, в первую очередь, металлургии и энергомашиностроения, в чем мы можем преуспеть во взаимодействии с НИИ СО РАН, и в чем есть потребность экономики Сибири, что обеспечит высококвалифицированные рабочие места и появление интереса выпускников школ и институтов к продолжению трудовой деятельности в Кузбассе. За вялотекущее развитие экономики региона, Южно-Кузбасской агломерации, Новокузнецка, ответственность несут не только администрации области и городов региона, но и депутаты всех уровней, которые, в значительной степени зачастую превращаясь в подразделения администраций, некритично оценивают их деятельность. Угледобывающая отрасль может и должна существовать в Кузбассе, но в ограниченных экологией рамках, не вызывая ухудшение условий жизни и протесты жителей региона, она должна быть стабилизирующей опорой экономики Кузбасса, содействовать ее диверсификации на основе развития высокотехнологичных производств, включая малотоннажную углехимию и производство современного горно-шахтного оборудования, и не только вспомогательного, но и импортозамещающего современного технологического — угледобывающих комбайнов, экскаваторов, бульдозеров. Но она не может быть и не будет основным направлением инновационного развития области, создания масштабных производств углехимии из-за экономически более выгодной переработки природного газа, вследствие относительно низкой его стоимости и по экологическим причинам технологии переработки угля. Основа необходимых преобразований экономики Кузбасса, Южно-Кузбасской агломерации и Новокузнецка — развитие высокотехнологичных производств. По нашей оценке, регион технологически отстает от других регионов страны в современной металлургии и машиностроении за последние 20 — 30 лет. При этом в Новокузнецке, создание и социально-экономическое развитие которого проходило в период строительства крупных металлургических предприятий, в последние 30 лет металлургия не только не модернизировалась с созданием новых востребованных в экономике высокотехнологичных производств (производство стального листа, труб…), но и в значительной степени сократилась. Так, производственные мощности бывшего Кузметкомбината большей частью ликвидированы (коксохимпроизводство, доменное и мартеновское производства, листопрокатный цех). Подобная участь постигла и многие другие предприятия, производства и организации города. Прекратил свое существование стекольный завод, сокращены предприятия машиностроения, ликвидированы многие предприятия строительной индустрии, научно-технические и исследовательские организации металлургического профиля. По нашей оценке, развитие Кузбасса и его агломераций невозможно в отрыве от развития Сибири, участия в крупных государственных проектах разработки нефтегазовых месторождений, строительства нефтегазохимических, горнорудных и энергетических предприятий, которые требуют высококачественных стали и сплавов, современного оборудования. В исторически сложившихся условиях, когда Кузбасс — единственный регион в Сибири, имеющий крупную разностороннюю металлургию (черную — крупный завод АО "ЕВРАЗ ЗСМК" с собственной железорудной базой, передельный завод ОАО "Гурьевский металлургический завод" (ОАО "ГМЗ"), ферросплавные — АО "Кузнецкие ферросплавы" и ООО ‘Западно-Сибирский электрометаллургический завод", цветную — алюминиевый завод АО "РУСАЛ Новокузнецк"). Также один из основополагающих факторов — квалифицированные специалисты, и на этой основе у региона большая потенциальная возможность: создав недостающее звено — высококачественную металлургию, производство спецсталей и сплавов, создать высокотехнологичное машиностроение, в первую очередь энергомашиностроение, и тогда появится синергетический эффект взаимосвязи. Помимо этого, необходимо соединить высокотехнологичные производства с наукой, поскольку промышленные предприятия, производящие технологически несложную, рядовую продукцию, не заинтересованы в сотрудничестве с НИИ по разработке новых технологий и продукции. По нашей оценке, в регионе необходимо создать современный научно-производственный металлурго-машиностроительный комплекс в составе: — мини-завод спецсталей и сплавов в Новокузнецке; — завод энергомашиностроения для производства паровых, гидравлических и газовых турбин, газотурбинных двигателей, установок сжижения природного газа СПГ, теплообменного оборудования, нефтегазохимического оборудования, а также компрессоров, насосов. Создание завода энергомашиностроения позволит организовать кластер энергомашиностроения Сибири на базе действующего новосибирского завода турбо- и гидрогенераторов — НПО "ЭЛСИБ" и барнаульского котельного завода ООО "Энергомаш", где ведущую роль должен выполнять новокузнецкий турбинный завод энергомашиностроения. — Национальный центр металлургии, горной промышленности и энергомашиностроения а) институт по проектированию металлургических и энергетических предприятий; б) научно-исследовательский институт металлургии и горной промышленности с экспериментальным комплексом; в) научно-исследовательский и конструкторский институт металлургического оборудования и других отраслей машиностроения с опытным производством; г) КБ и НИИ энергомашиностроения с экспериментальным комплексом; — реконструкция ООО "Гурьевский металлургический завод" с созданием современного электрометаллургического предприятия с производством высококачественного стального листа, машиностроительного проката и метизов. Для моногорода Гурьевска коренная реконструкция металлургического завода является жизненно необходимым условием оживления и развития города. Реконструкция ОАО "ГМЗ" позволит в составе металлурго-машиностроительного комплекса региона иметь необходимую составляющую — мини-завод, со своей нишей производства металлургической продукции и возможностью производства малотоннажных заказов в короткие сроки и организовать в городе производство строительных конструкций ЛСТК, сэндвич-панелей и другой востребованной на рынке продукции; — глубокая переработка алюминия на алюминиевом заводе АО "РУСАЛ Новокузнецк" — создание производства широкого листа и востребованных алюминиевых труб, профилей. Учитывая имеющиеся в регионе возможности и потребности государства в спецсталях, сплавах и продукции энергомашиностроения, руководству региона и Южно-Кузбасской агломерации целесообразно предложить федеральным властям (как это сделал губернатор Волгоградской области А. Бочаров, предложивший президенту страны создать в регионе компетенции по специальным и нержавеющим сталям) создание в Кузбассе охарактеризованного выше научно-производственного металлурго-машиностроительного комплекса, реализация которого в значительной степени обеспечила бы диверсификацию экономики нашей области. И на этой основе Кузбасс, г. Новокузнецк, сможет снабжать предприятия ОПК очень востребованными спецсталью и сплавами, что в настоящее время является проблемным для страны. Что касается финансирования создания металлурго-машиностроительного комплекса, по нашему мнению, стартовое финансирование базовых объектов комплекса металлургического мини-завода спецсталей и сплавов и машиностроительного завода энергомашиностроения может быть осуществлено в основном только при государственной поддержке, с участием заинтересованных в продукции металлургическо-машиностроительного комплекса госкорпораций — Ростех, Газпром, Роснефть, так как за последние 30 лет с переходом на рыночную экономику, несмотря на призывы руководства страны, частные предприятия не приняли существенного участия в развитии Сибири и Дальнего Востока, кроме нефтегазовых проектов и добычи угля. Николай Новиков, металлург, доктор экономических наук, заслуженный экономист России, Геннадий Здорнов, инженер-металлург. Александр Бокин (фото из архива). (Окончание следует.) |
Комментарии читателей: