Минстрой РФ предлагает снизить норматив стоимости квадратного метра жилья в России на первое полугодие 2025 года.
А также предлагает установить среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2025 года. Снижение норматива невеликое — всего на 1,27%, со 109 002 до 107 611 рублей, но надо иметь в виду, что эти данные используются при расчете социальных выплат по жилищным госпрограммам либо при закупках жилья при переселении из ветхого и аварийного фонда. Как сообщает министерство, средняя рыночная стоимость определяется на основании методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по стране и средней рыночной стоимости одного квадратного метра по субъектам Российской Федерации после обработки и анализа официальной статистической информации Росстата об уровне цен на рынке жилья. «Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета», — уточняет Минстрой. Самые высокие показатели стоимости квадратного метра предлагают установить: для Чукотки (233 799 рубля), Ямало-Ненецкого автономного округа (181 991), Приморского края (175 102), Санкт-Петербурга (165 315). Самые низкие показатели планируется установить в Кабардино-Балкарии (45 621), Орловской области (67 121). В Кузбассе среднюю рыночную стоимость предлагается установить на уровне 104 088 рубля за 1 кв. м. На текущий квартал 2024 года Минстрой устанавливал эту величину в размере 106 155 рублей. То есть снижение будет почти на два процента. «При этом, по данным ДОМ.РФ, цены на новостройки до последнего продолжали расти (в октябре, за который представлены последние данные, на 0,88%), и этот рост даже ускорялся, несмотря на сложности с ипотекой, — комментирует тему «Российская газета» в своем проекте «Квадратный метр». — Вероятно, такое падение цен у Росстата и Минстроя может объясняться снижением цен на вторичном рынке. Либо тем, что в последние месяцы на вторичке покупали лишь самое дешевое жилье, что снизило показатель средней стоимости». Недоступность улучшения жилищных условий для населения вынуждает власти придумывать новые проекты. Или совершенствовать старые. Например, недавно Минстрой сообщил публично о том, что рассматривает специфическую форму кооперации — патронатные жилищно-строительные кооперативы с государственной поддержкой. Право создания такого кооператива будет принадлежать органам государственной или местной власти. Под строительство предоставят земельные участки и возможность получить займ на выгодных условиях. Об этой инициативе ведомства рассказала директор Департамента жилищной политики Минстроя Ольга Корниенко на заседании «круглого стола» в Комитете Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Она вспомнила практику советских времен — создание жилищных кооперативов по решению органов власти. Но уточнила, что не все вопросы, касающиеся защиты прав пайщиков, советская власть сумела решить. «В моей личной практике есть история, когда пайщики кооператива, который был создан по решению исполкома в 1986 году, смогли получить свои квартиры только в 2022-м уже как обманутые дольщики», — цитирует представителя Минстроя «Парламентская газета». По мнению Ольги Корниенко, ждать жилье 40 лет — это не тот срок, который позволит быстро улучшить жилищные условия россиян. А для ускорения процесса надо подумать о залоге пая. «Потому что без этого условия, без получения заемных средств на условиях, схожих с ипотечным кредитованием, в том числе льготным ипотечным кредитованием, этот механизм может не получить столь активного развития, на которое мы будем надеяться», — уточнила Корниенко. Жилищная кооперация как альтернатива долевому строительству не получила широкого распространения, хотя еще несколько лет назад были попытки урегулировать механизм на законодательном уровне. Однако требовалось внесение изменений в Гражданский кодекс, а этого сделано не было. «С нашей точки зрения, основным залогом успешности жилищно-строительного кооператива в реализации проекта являются две составляющие. Первое — это наличие достаточного объема денежных средств. А второе — наличие сознательности пайщиков», — подчеркнула Ольга Корниенко. Мол, в кооперативе принимать решения должны непосредственно пайщики, в том числе на темы дополнительной финансовой ответственности, к чему пока готовы не все. Плюс ко всему в настоящее время развитие этой формы строительства тормозят те же законодательные ограничения. Например, в 2011 году жилищно-строительные кооперативы обязали иметь в собственности земельный участок и разрешение на строительство. «Затем в 2015 году был введен запрет на строительство ЖСК более чем одного многоквартирного дома свыше трех этажей на принадлежащем ему земельном участке. Затем для обычных жилищно-строительных кооперативов было введено еще одно ужесточение — запрет на прием новых членов ЖСК, если разрешение на строительство многоквартирного дома получено до 1 июля 2018 года», — добавила глава департамента Минстроя. Наконец, остаются финансовые риски для пайщиков. Как и дольщики, они зависят от добросовестности если не застройщика, то главы кооператива. В Минстрое собираются отрегулировать все спорные нюансы с учетом изменения экономической ситуации и вернуться к проработке вариантов развития этой формы кооперации «в рамках пакета антикризисных мер» для улучшения жилищных условий граждан. Патронатные жилищно-строительные кооперативы будут создаваться властями для отдельных категорий граждан. И ожидается, что безусловными плюсами таких ЖСК станут предоставление местными властями земельных участков и возможность получения займов для строительства жилого дома с достаточно невысокой стоимостью денег и длительным периодом их возврата. |
Комментарии читателей: