Такое бывает редко: сразу три юбилея в одном 2018 году. Нельзя объять необъятное, поэтому поговорим сейчас лишь об одном юбилее, областном.
Кемерово, успешно извлекающий пользу из местного "столичного" статуса, Новокузнецк-Сталинск, более заслуженный и известный, оба города входят в состав области, и это в постсоветской экономике определяет многое. Куда будет "рулить" власть субъекта Федерации, там и окажутся в итоге города и другие места проживания, экономика, благополучие жителей. Нынешняя Кемеровская область была рождена для развития крупнейшего промышленного района вокруг Сталинска: этому предшествовали индустриализация, начало Великой Отечественной Войны, потребовавшие много металла. Последующие восстановление народного хозяйства, противостояние в холодной войне, стройки пятилеток тоже требовали много чугуна, стали, алюминия, металлоконструкций, все сходилось на Сталинске, здесь и сырьевая база была рядом. Академик Е.М. Ярославский в конце 1942 года после поездки в наш регион написал в своем отчете ЦК ВКП(б): "Поездка по Кузбассу привела меня к убеждению, что Кузбасс надо выделять в самостоятельную область с центром в Сталинске-Кузнецком и дать туда сильного руководителя. Кузбасс имеет все данные для огромного роста". Имена главного инженера Кузнецкстроя и Кузнецкого металлургического комбината И.П. Бардина, первого секретаря горкома ВКП(б) Р.М. Хитарова, легендарного директора КМК Р.В. Белана, первого директора Новокузнецкого алюминиевого завода Л.А. Бугарева, равно как и человека-экскаватора А.С. Филиппова, сталевара А.Я. Чалкова и других подвижников, крепким фундаментом легли в историю Сталинска - Новокузнецка - Кузбасса. Новокузнецк столь же фундаментально стоял на своем ответственном месте в ту эпоху, на достижениях которой Россия и до сих пор в немалой мере живет, пусть и не всегда здравствует. Однако же, "всё течёт, всё изменяется" (Гераклит Эфесский VI век до н.э.), изменилась и ситуация. Вернемся к теме, кто "рулит" и какие есть объективные показатели результатов этого процесса. О чем свидетельствует официальная статистика? 1. Сокращение количества действующих субъектов хозяйствования - налогоплательщиковОснова доходной части бюджета региона - платежи действующих в нем хозяйствующих субъектов; чем больше их количество, тем больше налогоплательщиков и тем устойчивее финансовое положение региона. Это азы экономики и финансов. Вот что в этой части мы наблюдаем в Кузбассе: В процентах к соответствующему периоду прошлого года | Количество выбывших субъектов хозяйствования | Итого, с 1.01.2017 по 31.12.2018 |
* - расчетное значение, согласно сложившейся динамике. В сравнении с началом 2018 года регион уже потерял 1459 налогоплательщиков, а до конца 2018 года это количество удвоится. Субъекты закрываются или перерегистрируются в других регионах. 2. Областной бюджет, доходы, дефицитКонсолидированный бюджет Кемеровской области в 2012-2016 годах был устойчиво дефицитным. Размер дефицита составлял от 5,846 млрд. (2016 г.) до 16,906 млрд. (2013 г.) рублей. Основную часть дохода в консолидированном бюджете области занимают: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество и безвозмездные поступления федерального бюджета. Безвозмездные поступления | Пользование природными ресурсами |
Прямой вклад угольной отрасли "Пользование природными ресурсами" в доходы бюджета области составляет, невеликую сумму порядка 4 миллиардов рублей и долю не более 3 процентов, но следует еще учесть и 30 процентов вклада угольной отрасли в экономике Кузбасса в целом, что по общей сумме налогов сейчас составляет порядка 23 миллиардов рублей. Итого набирается 27 миллиардов рублей в год. Сумма, значимая, в консолидированном бюджете области составляет примерно 20 процентов. В то же время объем поступлений налогов на доходы физических лиц, 39,202 миллиарда рублей, намного выше, а доля поступлений налогов на прибыль сопоставима со снижающимся вкладом угольных предприятий. С 2012 по 2016 год уровень исполнения расходов бюджета составлял 90,8-95,4 % от планового. Профицит бюджета 2017 г. в сумме 22,585 млрд. рублей обеспечен повышением общего уровня собираемости налогов в РФ в 2017 г., при том, в Кемеровской области он был направлен не на финансирование ранее непроизведенных расходов бюджета, а на обслуживание долгов, взятых ранее на покрытие дефицита бюджета. Плановые бюджеты области 2018-2020 годов сейчас утверждены на более низком уровне, значит опять дефицит и снова долги... 3. Долговое бремя О неблагополучии бюджета свидетельствует долговая нагрузка, выросшая с 11,5 миллиарда рублей в 2009 году до 62,9 миллиарда рублей в 2017-м. Затраты на обслуживание долга с 2012 года возросли с 644 млн. до 3-х и более млрд. рублей и за 6 лет составили 14,3 млрд. рублей, сумму, сопоставимую с бюджетом Новокузнецка, главного экономического донора Кузбасса, называю вещи своими именами. Кому не нравится, пусть скажут "дойной коровы" и по-своему они будут правы. Но если раз в шесть лет какой-то город области подпитывать суммой, равной годовому бюджету, грамотно это контролировать, то это было бы правильно, ведь только с 2000 года это состоялось бы уже трижды, тем более, что большинство городов области гораздо меньше Новокузнецка. Но, видно, не судьба. Некоторое снижение задолженности в начале 2018 года, стало результатом большого внимания Правительства к масштабу этой проблемы в регионах, что подтолкнуло ряд субъектов к сокращению задолженности. Ближайшее будущее покажет, но отметим, что в бюджетах области 2018-2020 годов предельные суммы долгов региона определены на более высоком уровне. Верхний предел государственного внутреннего долга Кемеровской области утвержден на 1 января 2019 года в сумме 52,605 млрд. рублей, на 1 января 2020 года - 52,585 млрд. рублей, на 1 января 2021 года - 52,585 млрд. рублей (Закон "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", принят Советом народных депутатов Кемеровской области 5 июня 2018 года).
4. Кузбасс "прирастает" угольными убытками, экономика в кризисеИнтересующиеся происходящим вокруг кузбассовцы много раз слышали, что уголь это богатство, это рабочие места, доходы, что нельзя уступать место конкурентам и мешать работать угольным предприятиям, несмотря на существующие их недостатки, рыночные цены на уголь поднимутся и, вместе с ними, наше благосостояние, видимо, тоже? Взглянем на динамику мировых цен на "черное золото". В первом квартале 2018 года и по текущий момент они уже выросли к соответствующему периоду прошлом года не менее чем на 25 процентов. Официальный объем добычи тоже вырос более чем на 6 процентов. Кемеровская область дождалась финансового благополучия? Если бы так... Облстатуправление остужает этот оптимизм, и показывает нам, что в I квартале 2018 года финансовый результат деятельности угледобывающих предприятий сократился с 81 млрд. до 48 млрд. рублей по сравнению с тем же периодом 2017 года. Это значит, что от угледобычи на территории Кузбасса в очень благоприятной конъюнктуре цен 2018 года бюджет недополучает налогов на прибыль 6,6 млрд рублей в квартал. По итогам I квартала 2018 года 24 процента всех угольных предприятий работали убыточно, а год назад эта доля составляла только 18 процентов.Это при столь большом росте цен и объемов добычи угля? Невероятные чудеса антиэффективности экономики Кузбасса! Есть ли в администрации области "руководители и специалисты", персонально отвечающие за эти убытки?Взглянем на финансовую дисциплину угольных предприятий, и в материалах облстатуправления по итогам I квартала 2018 года видим, что: - 62 процента просроченной кредиторской задолженности поставщикам; - 43 процента - в бюджеты всех уровней; - 45 процентов - в государственные внебюджетные фонды - приходится на угледобывающие предприятия. Теперь сопоставим 30 процентов их вклада в валовой региональный продукт и в 1,5-2 раза большие масштабы проблем в экономике при расчетах с поставщиками и бюджетом. Это не единичное стечение неблагоприятных обстоятельств, а устойчивая ситуация, и мало кто из регионов России может позволить себе такое расточительство. По состоянию на начало 2017 года, статистический показатель "Индекс физического объема валового регионального продукта в процентах к предыдущему периоду" составлял всего 88 (!) процентов к уровню кризисного 2008 года. Несложный подсчет показывает, что при фактическом росте объемов угледобычи в эти годы на 23 процента вся оставшаяся экономика Кузбасса в физическом исчислении деградировала еще сильнее. Нынешние объемы производства составляют только 73 процента к уровню 2008 года. 5. Cнижение численности населения, отток трудоспособой части, угроза будущемуНайти в дебрях статистики подтверждение или опровержение собственных мыслей сможет не каждый. Да, простят меня социологи за мысли не по моему "паспорту научной специальности", но у каждого человека по истечение некоторого времени в голове складывается определенное отношение к происходящему и видение себя, своего места и будущего в картине мира. Это самооценка соотношений желаемого, реального и возможного и, если расхождение этих частей жизни человек оценивает недостаточным для себя, он стремится это исправить, что в современном жизненном укладе решается сменой региона проживания. Что нам говорит об этом областное управление статистики? С 2000 года по начало 2018-го численность населения Кузбасса сократилась на 268 тысяч человек, а с 2003 по 2018 годы - на 199 тысяч человек, в том числе население трудоспособного возраста снизилось на 331 тысячу человек, а населения старше трудоспособного возраста увеличилось на 125 тысяч. Таким образом, если в 2003 году на одного пенсионера в Кузбассе приходилось 3 человека трудоспособного возраста, то в 2018 уже только два. При такой динамике структуры населения сложно обеспечить самодостаточное формирование взносов в Пенсионный фонд региона при любом возрасте выхода на пенсию. 9 июля случился еще один "юбилей" - 10 лет с момента принятия стратегии развития Кемеровской области до 2025 года. Стратегии, комплексно охватывающей основные возможности и риски развития региона, но не ставшей в силу субъективных причин "палочкой-выручалочкой", хотя и имевшей на то все основания. Игнорирование основных положений того, 10-летней давности, документа, утвержденного областными законодателями, привело к той печальной ситуации, что мы сейчас и наблюдаем. По прогнозу этого документа, численность населения Кузбасса должна была составить к 2020 году 2,755 миллиона человек, а фактически уже к началу 2018 года она снизилась до 2,695 миллиона, что меньше на 60 тысяч человек. Демографические процессы очень инерционны, изменить их динамику долго и дорого. Прогнозный расчет показывает, что через 7 лет, к 2025 году, численность населения Кузбасса составит всего лишь 2,4 миллиона человек, а на одного жителя нетрудоспособного возраста будет приходиться только 1,5 человека трудоспособного возраста. При такой структуре населения все известные причуды кузбасского "социализма" исчезают сами по себе, ведь они изначально не основались на реальной экономике. 6. Рукотворная деградация окружающей средыПо официальной статистике общая площадь нарушенных земель на 1 января 2017 года составляла 79 тысяч гектаров, а по независимым оценкам специалистов - уже более 100 тыс. га, то есть 1000 кв. км. Эта площадь равна полосе шириной 4,5 километра и длиной автотрассы Кемерово-Новокузнецк (220 км), накоплена за весь период угледобычи в Кузбассе с 1943 года. При этом только за 2016-2017 и январь-март 2018 года из земель сельскохозяйственного назначения в земли для нужд недропользования решениями коллегии администрации Кемеровской области переведено еще более 20 тысяч гектаров. Согласно официальным данным, зафиксированным в Стратегии развития Кемеровской области до 2015 г. (74-ОЗ от 9 июля 2008 года) прогноз добычи угля в Кемеровской области составляет к 2030 г. 275-330 миллионов тонн. Объем нарушенных и безвозвратно потерянных земель сельхозначения при реализации такого сценария увеличится многократно. Рекультивация нарушенных земель постоянно откладывается "на потом" и никем не контролируется, поэтому никем и не исполняется.После небольшого затишья 9 июня Коллегией администрации области были приняты очередные 26 постановлений по переводу земель сельскохозяйственного назначения для нужд недропользования. Более всех пострадали Прокопьевский и Беловский районы, по одному решению пришлось на Гурьевский и Ленинск-Кузнецкий районы и три на Новокузнецкий. Березово, Апанас, уникальные верховья Чумыша, несущего свои воды через Алтайский край в Обь, вычеркиваются из природы. Вместе с тем ни одного решения по изменению статуса земель в Кемеровском районе не принято. Кузбасс - яркий, но отрицательный пример неэффективного распоряжения большими возможностями, полученными в начале 2000-х годов. По всем ключевым позициям стратегического развития - неудачи и провалы. Можно вспомнить про "Кузбасский джип", "Кузбасский автобус", "Юргинские угольные комбайны", "Новокузнецкий вагоностроительный завод" и, к сожалению, уже видно, что перечень этот продолжится. Проходят месяцы, складываются в годы, появляется новая статистическая информация, но в ней нет позитива. Наступил момент истины, последний шанс. Как он будет использован?Юрий Буланов, кандидат экономических наук. (Сделан краткий анализ основных тенденций развития региона, исследование продолжается. Использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области доступные на 3 июля 2018 г. http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/. Материал основан на научных исследованиях и имеет практическую направленность). |
Комментарии читателей: