Правительство Кузбасса утвердило основные направления долговой политики региона. на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Такой документ утверждается ежегодно, и есть возможность сравнить прогнозируемую год назад долговую нагрузку с нынешним положением вещей. По итогам 2022 года государственный долг увеличился на 4,2 млрд рублей, или на 7,8 процента, и на 1 января 2023 года составил 57,9 млрд рублей (22,5% к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений). А по итогам 2023-го госдолг вырос ещё — на 13,7 млрд рублей, или на 23,7 процента, и на январь 2024 года составил 71,6 млрд рублей — или 31,1% к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Год назад прогнозировалось, что к завершению 2023 года государственный долг увеличится на 13,7 млрд рублей и составит 71,6 млрд рублей — собственно, как видим, так и случилось. Теперь же ожидается, что к концу 2024 года государственный долг вырастет на 19,6 млрд рублей, или на 27,4 процента, и на 1 января 2025-го составит 91,2 млрд рублей, или 48,4 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Как власти объясняют столь существенный рост долговой нагрузки?В апреле 2024 года был погашен бюджетный кредит на опережающее финансирование в размере 12,66 млрд рублей, в сентябре полностью погашена задолженность по ценным бумагам Кемеровской области в размере 2,3 млрд рублей, а до конца года планируется погасить бюджетные кредиты в размере 1,2 млрд рублей и иные обязательства в иностранной валюте на полмиллиарда рублей да еще привлечь на покрытие дефицита бюджета кредиты на 34,9 млрд рублей. Однако среди основных факторов, определяющих характер и направления долговой политики на 2025 — 2027 годы, называются высокая зависимость доходов областного бюджета от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности от поступлений налога на прибыль организаций: за 8 месяцев 2024 года налоговые и неналоговые доходы бюджета Кемеровской области — Кузбасса составили 120,5 млрд рублей, что почти на четверть ниже аналогичного периода 2023 года. «Снижение поступлений в основном обусловлено ухудшением финансовых результатов работы добывающих предприятий области в IV квартале 2023 года и в текущем году в результате падения цен на уголь, ограничением объемов отгрузки угля в восточном направлении из-за недостаточной пропускной способности РЖД в условиях введения санкций недружественными странами, — поясняется в документе регионального правительства. — Так, прибыль прибыльных организаций Кемеровской области — Кузбасса снизилась за январь — июнь 2024 года в 2,6 раза (с 325 до 124 млрд рублей), в том числе по добывающим предприятиям — в 4 раза (со 178 до 45 млрд рублей). В результате поступления налога на прибыль снизились на 44,9 млрд рублей, или на 59 процентов, и составили 31 млрд рублей. Снижение поступлений налога на прибыль от предприятий по добыче и обогащению угля составило 30,9 млрд рублей, или 88 процентов. Такое снижение непосредственно ведет к росту дефицита областного бюджета, что соответственно повлияет на увеличение рыночных заимствований». Также влияние оказывают изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации, рост расходных обязательств региона вследствие принятия решений о реализации задач, определенных президентом в майском указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Плюс ежегодная индексация зарплаты работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика и принимаемые регулятором решения по уровню ключевой ставки? При этом для реализации долговой политики предполагается использовать такие инструменты, как привлечение «временно свободных» средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений Кемеровской области — Кузбасса — для сокращения сроков использования кредитов; привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации по ставке 0,1 процента годовых — это также позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций; участие в реализации программы списания двух третей задолженности региона по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета (кроме задолженности по бюджетным кредитам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и специальным казначейским кредитам); привлечение из федерального бюджета инфраструктурного бюджетного кредита — он будет направлен на дальнейшую реализацию проекта «Строительство социальной и инженерной инфраструктуры районов города Кемерово» (1,45 млрд рублей), на реконструкцию трамвайного полотна и контактной сети по трамвайному маршруту № 10 (1,22 млрд рублей) там же. А кроме того, не обойтись без новых банковских кредитов. Будем надеяться, в микрофинансовые организации область не пойдет? В конце октября завершилось определение поставщиков услуг по предоставлению кредитов на финансирование дефицита областного бюджета и погашение процентов по долговым обязательствам Кемеровской области — Кузбасса. Два аукциона на портале госзакупок с лимитом единовременной задолженности два миллиарда и три миллиарда рублей соответственно завершились ничем: для участия в каждом была подана только одна заявка, и та не соответствовала требованиям. Электронная процедура признана несостоявшейся.«Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное финансирование первоочередных расходов, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году» — резюмирует региональное правительство в своем распоряжении о долговой политике. Но, разумеется, существуют риски при управлении государственным долгом — как без них! Это риск неисполнения долговых обязательств — в случае нарушения баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств. Это риск потерь из-за чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования. Это риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом увеличения Банком России размера ключевой ставки и ростом объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств (кстати, прогнозируется очередное повышение ключевой ставки в декабре на 100 — 200 базисных пунктов — до 23% годовых). Это также риск потерь в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем (а как, должно быть, заманчиво свалить все на технические сбои!). Это также риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов бюджета, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств, риск невыполнения условий реструктуризации задолженности области по бюджетным кредитам. А среди основных мер, принимаемых в отношении управления рисками, называются достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита, планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей и текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований, принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств? Впрочем, те же меры перечислялись и в прошлогоднем документе. Только долг от этого меньше не стал. По состоянию на 1 января 2024 года структура государственного долга выглядит следующим образом: государственный долг — 57,1 млрд рублей, внутренний государственный долг — 51,7 млрд рублей (это полностью бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы РФ), внешний государственный долг — 5,4 млрд рублей, или 160,7 тыс. долларов США по фиксированному курсу 33,62 рубля, как бы смешно это не выглядело. |
Комментарии читателей: