Вступить в Новый 2025 год без долгов Новокузнецк снова не сможет.
Исполняющий обязанности главы Новокузнецка Евгений Бедарев подписал распоряжение " О долговой политике Новокузнецкого городского округа на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Забегая вперед, скажем: на показатели муниципального долга в 2024 году повлияли такие факторы, как необходимость погашения бюджетных кредитов и растущая ключевая ставка ЦБ РФ. Впрочем, ничего нового — так было и в предыдущие годы. Изучая подобные документы (распоряжение о долговой политике на предстоящий год принимается ежегодно в декабре) за прошлые периоды, мы уже обращали внимание, что содержание со временем практически не меняется — основная часть документа просто повторяется, как под копирку. Областная долговая политика на предстоящие годы куда драматичнее. И правда, зачем посыпать голову пеплом, что муниципальный долг растет, если надо просто повторить обещания "будем стараться"? Ведь риски остаются прежними, как и инструменты реализации долговой политики. Анализ итогов этой реализации в предыдущие периоды начинается издалека, с 2014 года. Так нагляднее: в 2014 году темпы роста муниципального долга составляли 17,8%, в 2015м — 64,5%, в 2023-м — 7,7%. А прогноз на 2024-й (ведь год еще не закончился) — 10,6%. Вот и сравнивайте с показателями десятилетней давности, когда было снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города, так что для оплаты обязательств и обеспечения сбалансированности бюджета пришлось брать больше кредитов. Но в 2017 году темпы роста муниципального долга рухнули до минус 5,6% — все благодаря реструктуризации бюджетных кредитов. "Полное замещение в 2022 году коммерческих заимствований бюджетными кредитами способствовало значительному сокращению расходов на обслуживание долговых обязательств НГО (Новокузнецкого городского округа. — Ред.)", — говорится в распоряжении. Тогда город получил несколько бюджетных кредитов из областного бюджета, кроме того, была проведена реструктуризация задолженности по бюджетному кредиту, полученному в 2019 году, но рассчитываться по долговым обязательствам город будет еще пять лет. "В 2023 и 2024 годах также были получены бюджетные кредиты из областного бюджета — на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета НГО, в размере 86,7 млн рублей со сроком погашения 25.12.2023; — на частичное покрытие дефицита бюджета НГО в размере 367,5 млн рублей со сроком погашения в 2024 — 2026 годах; — на частичное покрытие дефицита бюджета НГО, в том числе в целях погашения долговых обязательств, в размере 450 млн рублей со сроком погашения в 2025 — 2027 годах. Также в 2024 году был получен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 1409 млн рублей". Среди основных факторов, определяющих характер и направления долговой политики города на 2025 — 2027 годы, являются необходимость обеспечения безусловного исполнения обязательств НГО по договорам о предоставлении кредитов на покрытие дефицита бюджета и для погашения долговых обязательств города. А также нестабильность состояния рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями, обусловленная, в том числе, возможной денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации, направленной на повышение размера ключевой ставки Банка России. Учитывая, что уже на этой неделе ожидается очередное повышение ключевой ставки до 23% (а то и больше), неудивительна ссылка на "нестабильность состояния" рынка услуг по предоставлению кредитов. Хотя и год назад она была актуальна — с тех пор мало что изменилось. А направлениями долговой политики будут управление муниципальным долгом — чтобы снизить стоимость заимствований для сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств, эффективное регулирование муниципального долга — чтобы смягчить влияние долговой нагрузки на городской бюджет. Посмотрим, как получится в этот раз: проектом бюджета Новокузнецкого городского округа предусмотрен объём расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга на 2025 год — 463 миллиона рублей, а на 2026-й — 485,9 миллиона. Но при реализации долговой политики в 2025 — 2027 годах необходимо решить следующие основные задачи: поддержание экономически обоснованного объема муниципального долга для сохранения позиции Новокузнецкого городского округа в группе муниципальных образований с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего; обеспечение своевременного и равномерного исполнения и обслуживания долговых обязательств; обеспечение заёмными финансовыми ресурсами потребностей бюджета. И, конечно, сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание и сохранение репутации города как надежного заёмщика. А риски для управления муниципальным долгом — они те же, что и в прошлые годы: ключевая ставка растет, доходов и заёмных средств для исполнения долговых обязательств не хватает, а кредитные организации неохотно соглашаются участвовать в аукционах на предоставление городу кредитных линий. Так что вступить в Новый год без долгов снова не получится. |
Комментарии читателей: