Согласно долговой политике Кузбасса, сформированной региональным правительством, в приоритете у Кемеровской области на ближайшие три года будет финансирование крупных инвестиционных проектов и планирование новых заимствований соответственно графикам погашения имеющихся долговых обязательств.
По состоянию на 1 сентября 2021 года, структура государственного долга выглядит следующим образом. Государственный долг в целом составляет 64 050,2 млн рублей. Внутренний государственный долг — 57 398,5 млн рублей, в том числе: государственные ценные бумаги — 9 000 млн рублей, бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы РФ, — 25 793,9 млн рублей, кредиты, привлеченные от кредитных организаций, — 21 604,6 млн рублей, государственные гарантии — 1 000 млн рублей. Внешний государственный долг — 6 651,7 млн рублей (или 197,85 млн. долларов США по фиксированному курсу 33,62 рубля). Тем не менее в июне 2021 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило репутацию Кемеровской области — Кузбасса как надежного заемщика. Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса установлен на уровне А-(RU), прогноз "Стабильный", а кредитный рейтинг облигаций региона — на уровне А-(RU)."В соответствии с классификацией субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости в 2020 году, опубликованной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Кемеровская область — Кузбасс отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. По предварительным расчетам, в 2021 году регион также должен быть отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости", — говорится в распоряжении, утверждающем долговую политику Кузбасса. При этом ожидается, что по исполнению на конец 2021 года объем государственного долга вырастет на 20,5 процента. Расходы на обслуживание государственного долга вырастут с 922,4 млн в 2020 году до 2 741,7 млн рублей в 2021-м. Какие инструменты для реализации долговой политики планирует использовать правительство Кузбасса, чтобы обеспечить сбалансированность и устойчивость областного бюджета в 2022 — 2024 годах? "Несмотря на ожидаемый рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, обусловленный улучшением экономической ситуации в угольной отрасли и восстановлением экономической активности в несырьевых отраслях экономики после прекращения действовавших в 2020 — 2021 годах ограничений в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, без заимствований не обойтись, — констатирует правительство. — Главными инструментами заимствований будут являться кредиты кредитных организаций и бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета как краткосрочный инструмент для покрытия кассового разрыва". Кредиты будут привлекаться на конкурсной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством. А привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета сроком на 15 лет по процентной ставке 3 процента годовых позволит осуществить финансирование проектов в приоритетных инфраструктурных сегментах, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание государственного долга. В целом же в приоритете долговой политики области в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов будет финансирование крупных инвестиционных проектов, финансовое обеспечение расходных обязательств Кузбасса с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач и согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области — Кузбасса на период до 2035 года. Регион будет стремиться сохранить позицию в группе субъектов РФ с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего и своевременно реагировать на конъюнктуру рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями. Правда, стоит учитывать и риски для бюджета. Это риск неисполнения долговых обязательств, потерь из-за чрезвычайно невыгодных условий привлечения кредитов для вынужденного рефинансирования уже имеющихся обязательств или их пролонгация на невыгодных условиях, риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга из-за роста ключевой ставки и прочие риски — включая недостижение планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета. Однако такие риски учитываются долговой политикой всегда, ведь форс-мажорные обстоятельства, как, например, пандемия, возможны в любое время. |
Комментарии читателей: