В России планируется создание рынка наёмного жилья.
Граждан, которых портит квартирный вопрос, в России станет меньше, как только появится возможность выбирать себе жилье по карману и менять квартиры при необходимости. Проблема, стоит ли для покупки собственной квартиры брать ипотеку, влезать в долги, чтобы отдавать их, отрывая изрядную часть семейного бюджета, давно обсуждается, и многие склоняются к тому, что на это не стоит тратить даже не годы, а десятилетия. Однако есть и важный аргумент: когда в семье появляются дети, родители должны обеспечить им жилищные условия. А как это сделать без собственной жилплощади? "Мыкаться" по съемным углам? Однако есть планы создать целый рынок арендного жилья — как альтернативу частному, которое не всем по карману. Об этом на прошлой неделе высказалась исполнительный директор НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ контроль", а теперь депутат Госдумы Светлана Разворотнева в интервью "Российской газете". Она пообещала представить в нижней палате парламента законопроект о наемном жилье. "Он (законопроект. — Авт.) касается развития рынка наемного жилья, обеспечения квадратными метрами людей с низкими доходами. Я его обязательно буду вносить. Надеюсь, коллеги меня поддержат, потому что эта тема кажется мне крайне актуальной. То, что необходимо развивать рынок наемного жилья, признается многими. Даже в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, которую Минстрой РФ вынес на обсуждение, есть раздел об этом, но никаких конкретных шагов пока не предпринимается", — сказала Разворотнева. Заглянем в упомянутую стратегию. "Ключевой характеристикой жилищного фонда Российской Федерации является высокая доля жилья в собственности, — говорится в документе. — При этом основу существующего рыночного арендного фонда составляет жилье, полученное в рамках бесплатной приватизации. По итогам 2020 года в Российской Федерации порядка 5,7 млн семей (10% от общего числа домохозяйств) арендуют жилье на рынке, при этом в развитых странах этот показатель достигает 18 — 40%, а в крупнейших мировых городах — 80%. Большая часть арендного фонда находится в "теневом" секторе российской экономики и не приносит доходов в бюджет. Институциональное арендное жилье в российской практике практически отсутствует". Чтобы улучшить жилищные условия граждан за счет формирования доступного рынка найма жилья, в том числе для граждан с доходами ниже среднего, стратегией планируется предоставлять в пользование помещения в наемных домах. При этом создателей наемных домов будут стимулировать через механизм коллективных инвестиций, а проекты коммерческой аренды будут поддерживать, предоставляя ипотечные кредиты. И даже субсидировать арендную плату до покрытия рыночного уровня арендных платежей наймодателю или нанимателям. Для улучшения жилищных условий гражданам планируется выдавать сертификаты на получение социального наемного жилья или оплату найма, а для наемных домов предоставлять земельные участки на льготных условиях. "В результате реализации cтратегии к 2030 году будут обеспечены ежегодные объемы строительства арендного жилья до 5 млн кв. м", — говорится в тексте стратегии. Планы, разработанные Минстроем, распространяются не только на жилищное строительство, но и на содержание уже имеющегося жилфонда. И здесь собственников может ждать сюрприз: не исключено, что им больше не доверят выбор управляющих компаний для своего дома. Эксперты на рынке управления жилфондом считают, что это решение оправдано, ведь часто процесс выбора "управляшки" сопровождается подделкой подписей и фальсификацией протоколов. А в стратегии есть полупрозрачный намек на то, что на конкурс планируется допускать исключительно профессиональные управляющие компании. Хотя, как отмечается в документе, "сформированная система лицензионного контроля обеспечивает публичность и прозрачность процесса смены способа управления каждым многоквартирным домом или смены управляющей организации".Тем не менее основной задачей стратегии в этом направлении является "повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений, а также повышение мотивации собственников помещений в многоквартирных домах к обеспечению их безопасной и безаварийной эксплуатации". Для этого будут внедрены единые стандарты деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов (кстати, давно пора!). А для развития институтов и моделей управления жильем не исключаются формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсов по отбору профессиональных управляющих организаций. Например, модели "регионального оператора по управлению жильём", гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД. Иначе говоря, если профессиональная управляющая компания "науправляет" так, что в доме начнет рушиться кровля и затопит подвал, то рассчитываться за это будет регоператор. Однако откуда деньги? Есть подозрение, что оплачивать этот ущерб придется собственникам? "В результате реализации стратегии к 2030 году будут: управляться профессиональными управляющими организациями 60% МКД; 100% управляющих организаций соответствовать единым стандартам; 80% общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах будут проводиться посредством электронного голосования", — резюмируют разработчики стратегии. Но вот что странно. Жилищный кодекс РФ, регулирующий сферу ЖКХ, был принят в декабре 2004 года. "Стратегам" понадобилось почти 16 лет, чтобы понять, что рынку нужны профессиональные кадры по управлению жилфондом! А сколько денег утекло с тех пор мимо этого жилфонда? В тексте стратегии есть такие цифры: в 2020 году годовой оборот сферы ЖКХ, включая оказание услуг населению и коммерческому сектору, составил более 6,4 трлн рублей. Учитывая, что жилье с годами не молодеет, интересно, каких объемов достигнет оборот на рынке к 2030 году? |
Комментарии читателей: