Фонд "Центр стратегических разработок": в России в 21-м веке значительно вырос уровень обеспеченности водой и канализацией.
С 2000-го по 2023 год доля жилфонда (по площади) с водопроводом увеличилась с 73% до 87% (город — 93%, село — 69%), с водоотведением — с 69% до 82% (город — 91%, село — 57%). «Это является высоким результатом, однако показатели уступают развитым странам, где охват приближается к 100%», — считают эксперты. Максимальный показатель обеспеченности централизованным водопроводом жилых помещений отмечается в городах-миллионерах — 99,9% домохозяйств в 2022 году. В городах с населением менее 50 тысяч жителей показатель ниже — 89,3%.В сельских населенных пунктах охват централизованным водопроводом — от 51,8% до 80,7% домохозяйств в зависимости от размера населенного пункта. При этом в 2023 году в 14 регионах России охват жилплощади водопроводом составил менее 70%, а в пяти регионах — менее 60%, в 20 регионах до 30% жилплощади не было оборудовано канализацией. «В России отмечается сильная дифференциация регионов по степени обеспеченности жилищного фонда водопроводом и канализацией, — сделали выводы специалисты ЦСР. — По водопроводной сети обеспеченность среди регионов различается в два и более раза. Лидерами являются столичные регионы, регионы Северного Кавказа и ряд регионов с высоким уровнем социально-экономического развития (Республика Татарстан, ЯНАО), где охват жилого фонда водопроводом в 2023 году составлял более 95%. В наименьшей степени оборудован водопроводом жилфонд в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также в наименее экономически развитых регионах в европейской части страны. В Республике Тыва охват водопроводом жилого фонда в 2023 году составил 47%, что является минимальным показателем в стране. Среди федеральных округов явным аутсайдером по уровню оборудования водопроводом является Дальневосточный ФО (72%). Ситуация с оборудованием жилфонда канализацией в региональном разрезе в целом похожа». По данным Росстата, которые приводит в своем исследовании ЦСР, в Кузбассе жилфонд оборудован водопроводом на 80—90% — так же, как ближайшие соседи по региону: Красноярский край, Томская область, Алтайский край. В Новосибирской области этот показатель оценивается как 90 — 95%, в Хакасии — 60 — 80%, в Республике Алтай — 45 — 60%. Примерно так же обстоят дела и с обеспеченностью жилья системой водоотведения: в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Хакасия, Алтайском крае канализацией оборудовано от 70 до 80% жилфонда, в Новосибирской — от 80 до 90%, в Республике Алтай — от 45 до 60%. Около 63% суммарного отпуска воды (в холодном и горячем виде) в России поставляется населению, которое за 2010 — 2021 годы сократило объем потребления на 26%. Причиной тому стали приборы учета: люди начали экономить воду. И с середины 2010-х годов отпуск воды на человека стабилизировался на уровне около 117 — 123 л/сутки. «В регионах России объем среднесуточного отпуска воды в расчете на душу населения в 2022 году различался в шесть раз — от 169 л в Мурманской области до 29 л в Республике Тыва, — говорится в докладе. — По федеральным округам разница меньше и составила 26% — максимум был отмечен в Центральном ФО (118 л), минимум — в Дальневосточном ФО (87 л)». Авторы отмечают высокий уровень нуждающихся в замене сетей водоснабжения и водоотведения и износа основных фондов, что снижает эффективность в отрасли: «По официальным данным (Росстат), в ВиВ в среднем по стране 43 — 46% сетей нуждается в замене, показатель не снижается в последние годы. Однако альтернативные данные (опрос ЦСР организаций ВиВ) свидетельствуют о более высоких значениях — 60% и более. Это вызывает существенные утечки и неучтенный расход воды (23% от объема отпуска воды в среднем по стране и более 30% в 24-х регионах), что негативно сказывается на общей эффективности отрасли и финансово-экономическом положении организаций в сфере ВиВ». Более половины опрошенных водоканалов указали на рост уровня износа основных фондов за последние 10 лет. При этом ежегодно в России меняют 0,9 — 1,1% от общей длины сети в водоснабжении и 0,3 — 0,4% — в канализации, а это не позволяет решить проблему высокого уровня износа сетей: чтобы изменить положение, необходимо обеспечить ежегодную замену 3% и более сетей, что требует масштабных инвестиций. Решить проблему за счет повышения тарифов вряд ли возможно:тарифы на воду в России повышаются на уровень ниже инфляции, и это ограничивает инвестиционные возможности организаций водоснабжения и водоотведения. «В России за 2013 — 2023 годы тарифы на холодное водоснабжение выросли на 76%, на водоотведение — на 89%, что ниже уровня накопленной инфляции (+99%), — утверждают эксперты. — Инвестиции в ВиВ в России в последние годы растут, однако этих объемов не хватит для коренного изменения ситуации в отрасли». Так, в 2023 году объем инвестиций в основной капитал в ВиВ в России составил 299 миллиардов рублей, что в четыре раза ниже оценок ЦСР по объему требуемых инвестиций для обновления объектов и сетей ВиВ необходимыми темпами, заданными в стратегических документах. «На сегодняшний день регулируемая деятельность организаций ВиВ в России в целом является убыточной, — говорится в докладе. — По оценке ЦСР на основе данных ЕИАС ФАС России, суммарная себестоимость оказываемых организациями ВиВ услуг превышает выручку от регулируемой деятельности как минимум с 2018 года (ранее данные в таком разрезе не собирались). Сальдо валовых прибылей и убытков всех организаций отрасли в 2022 году составило -54 млрд рублей (по консервативным оценкам). Положительную валовую прибыль имели только 18% организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения, и 22% организаций, оказывающих услуги водоотведения. Только 16% организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения, и 18% организаций, оказывающих услуги водоотведения, имели положительную чистую прибыль». Среди основных причин убыточности в сфере ВиВ называется опережающий рост себестоимости оказания услуг по сравнению с ростом тарифов. Такая ситуация наблюдается в большинстве организаций ВиВ и актуальна для большинства регионов России. Оценивая способы решения проблем, эксперты ЦСР считают, что реформы, проведенные в смежных отраслях ЖКХ (например, метод «альтернативной котельной» в теплоснабжении), дают положительные эффекты в росте инвестиций и качестве оказания услуг, однако эти подходы могут найти лишь ограниченное применение в сфере ВиВ. «В качестве возможных изменений целесообразно рассмотреть: а) дерегулирование сферы ВиВ и внедрение механизма ценообразования, предполагающего установление предельной цены на услуги ВиВ и формирование цены для потребителей на основе соглашения сторон; б) постепенный переход от ограничения темпов роста тарифов для потребителей к формату адресной поддержки нуждающихся групп потребителей и рыночного ценообразования для прочих категорий потребителей», — считают специалисты. При этом такой эффективный инструмент, как концессионные соглашения, для определенных случаев в сфере ВиВ применим, но в целом механизм сталкивается с рядом проблем. А существующими мерами государственной поддержки по разным причинам пользуется ограниченное количество организаций. Вывод таков: отрасль водоснабжения и водоотведения характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, а действующих тарифов наряду с существующими мерами поддержки недостаточно для покрытия инвестиционных потребностей для предотвращения деградации сетей. Если не будет изменений в стимулировании и дополнительных мер господдержки, а заемные средства будут привлекаться по рыночным ставкам, то привлечение дополнительного объема инвестиций за период до 2035 года — около 280 миллиардов рублей в год в нынешних ценах — потребовало бы увеличения к этому времени (то есть за 10 лет) тарифов на холодное водоснабжение в три раза по сравнению с действующими, а на водоотведение — в 1,5 раза. «Развитие механизмов стимулирования инвестиций возможно с распределением данного бремени затрат между потребителями, организациями водоснабжения и водоотведения и государством — через повышение тарифов, создание стимулов к повышению эффективности операционной и инвестиционной деятельности организаций, а также при условии значительного привлечения бюджетных средств и внебюджетных источников», — считают авторы. Эксперты предлагают разные сценарии привлечения дополнительных средств для модернизации систем водоснабжения и водоотведения, но при любом из них тарифы будут расти в течение ближайшего десятилетия: пусть не в три раза, а в 1,3 — 1,9 раза в сфере водоснабжения, и не на 55%, а на 8 — 21% в водоотведении. |
Комментарии читателей: