О том, что у Новокузнецка есть муниципальный долг, знают не только экономисты.
В декабре, при утверждении бюджета на следующий год, оглашается сумма долга, который надо обслуживать. Да и сами долги надо погашать и стараться не копить новых, не превышая приемлемого объема заимствований, чтобы он не достигал критического для бюджета уровня. Иначе город окажется банкротом.
В конце декабря 2021 года было утверждено распоряжение администрации Новокузнецка, подписанное главой города Сергеем Кузнецовым "Об утверждении долговой политики Новокузнецкого городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". В этом документе изложена долговая политика города как составная часть бюджетной политики: какие мероприятия для регулирования объема и структуры муниципального долга следует проводить.
"В течение 2014 — 2021 годов на территории города Новокузнецка велась работа по сохранению объема муниципального долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, а также по удешевлению стоимости обслуживания долговых обязательств Новокузнецкого городского округа", — говорится в документе.
Если в 2014 году объем муниципального долга составлял 1 миллиард 810 миллионов рублей, то в 2020 — уже 2 миллиарда 840 миллионов, а в 2021 году — еще на 146 миллионов больше. Но темпы роста долга достигли максимума в 2015 году — 64,5%, а в 2017-м долговая "сума" даже похудела, почти на 196 миллионов. Но в последние четыре года снова стал расти — максимум на 7,2% в 2020 году. "Наиболее резкий рост объема муниципального долга отмечается с 2015 года в связи со снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет НГО, в том числе налога на доходы физических лиц, — так объясняется динамика показателей в распоряжении. — Для оплаты в полном объеме принятых расходных обязательств и обеспечения сбалансированности бюджета НГО были увеличены заимствования у кредитных организаций, что, в свою очередь, вызвало рост муниципального долга". В 2017 году бюджетные кредиты претерпели реструктуризацию, а в 2019м Главное финансовое управление Кемеровской области предоставило бюджету Новокузнецка кредит для частичного покрытия дефицита бюджета — 1 миллиард 212 миллионов рублей. Эти деньги предназначались для погашения долговых обязательств города по банковским кредитам. "По итогам 2020 года объем муниципального долга составил 3 миллиарда 841 миллион рублей, или 79,1 процента от доходов бюджета НГО без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации".
2021 год не повлиял в лучшую сторону на показатели муниципального долга. Виной тому — неоднократное изменение ставки рефинансирования Центрального банка России: начиная с марта 2021 года ставка рефинансирования менялась шесть раз и выросла с 4,5% до 8,5%. Кроме того, при проведении аукционов по предоставлению возобновляемой кредитной линии для финансирования дефицита бюджета Новокузнецка и погашения долговых обязательств Новокузнецкого городского округа участники предпочитали преимущественно среднесрочный период кредитования — 2 — 2,5 года, при необходимости три года и более.
По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в 2021 году электронные аукционы по выбору кредитной организации, которая предоставила бы муниципалитету кредитную линию, проводился 38 раз. Суммы кредитов разные — от 7,8 миллиона до 57,3 миллиона рублей. Последний аукцион завершился в ноябре: победитель аукциона должен предоставить городу почти 17 миллионов. Согласно аукционной документации, срок погашения долговых обязательств, полученных по возобновляемой кредитной линии, — до двух лет.
В ближайшие три года Новокузнецк, в соответствии с его долговой политикой, будет стараться снижать стоимость заимствований, чтобы сократить расходы на обслуживание долговых обязательств, и эффективно регулировать муниципальный долг, дабы уменьшить влияние долговой нагрузки на бюджет.
Правда, на эти задачи могут повлиять такие факторы, как распространение коронавирусной инфекции и меры по устранению ее последствий, а также нестабильность состояния рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями. Есть и другие риски. К примеру, недостаток в бюджете города заемных средств для исполнения расходных и долговых обязательств в полном объеме и в нужное время — не всегда находятся кредитные организации, желающие участвовать в аукционах по привлечению заемных ресурсов, а в случае очередного ухудшения финансовой ситуации банки и вовсе могут отказаться от кредитования. Опять же, ключевая ставка Центробанка может меняться и дальше. И, что очень может быть, объем поступающих в бюджет города доходов может отличаться от планируемого — "что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета Новокузнецкого городского округа и обеспечения его сбалансированности".
Основными мерами, принимаемыми для управления этими рисками, администрация Новокузнецка считает достоверное прогнозирование доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования его дефицита, принятие взвешенных и экономически обоснованных решений, учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга.
Задача непростая. Такое время сейчас: страна, регион и города уже который год не выходят из кризиса, последствия которого наслаиваются одно на другое как снежный ком. Приходится "мониторить" и анализировать, предполагать и рассчитывать, насколько это возможно. И уповать, чтобы ситуация не ухудшилась до критического уровня.
|
Комментарии читателей: