На прошлой неделе депутаты Госдумы снова затеяли практически нереализуемое.
Группа парламентариев во главе с Леонидом Слуцким хочет законодательно установить лимит расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 10% от дохода семьи. Такие поправки депутаты предлагают внести в статью 159 Жилищного кодекса. Напомню, что эта статья оговаривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В частности, в ней сказано, что такие субсидии гражданам предоставляются в том случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости ЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на их оплату устанавливают субъекты Российской Федерации. А для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Мудрено? Весьма. Мы не раз поясняли, из каких составляющих надо сложить общую картину доходов и расходов, чтобы понять, на какую субсидию имеет право семья и имеет ли вообще. Кроме того, на сайте комитета социальной защиты населения Новокузнецка есть "Социальный калькулятор", который позволяет высчитать сумму субсидии в зависимости от доходов членов семьи и обычной платы за жилищно-коммунальные услуги. Правда, с пометкой: "Данный расчет носит информативный характер. В случае положительного результата, рекомендуем Вам обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства для определения права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с полным пакетом документов". К слову, автору этого материала "информативно" насчитали весьма приличную субсидию… А по самым поверхностным расчетам выходит, что моя семья отдаёт за квартиру примерно 14 процентов от всех доходов.Тут следует обратить внимание, что расчет субсидии учитывает доходы до вычета налога на доходы физлиц (НДФЛ), то есть "грязная" зарплата, а не та, что гражданин получает на руки. Несправедливо? Думаю, да. Ведь этих денег в реальном виде человек не увидит уже никогда, а субсидия может быть меньше ожидаемого или не быть совсем. А кроме того, имеет значение площадь квартиры, в которой живет семья претендента на получение субсидии. Если она больше регионального норматива (33 кв. метра для одинокого человека, 21 кв. метр на каждого, если в семье два человека, а для семьи из трёх и более человек — 18 кв. метров на каждого), то субсидия будет оформлена не на всю площадь квартиры, а только в пределах утверждённых норм. В моём случае в стандарт мы явно не "вписываемся"… Но вернемся к инициативе депутатов. В Кемеровской области траты на ЖКУ должны составлять не более 22% от общего совокупного дохода семьи. Эта величина в разных регионах различается, однако это число действительно для большей части субъектов РФ — это решают региональные власти. А теперь депутаты предлагают установить федеральный стандарт допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10%. Если расходы превысят этот лимит, то потребитель сможет их компенсировать за счет субсидии из бюджета.Эту меру парламентарии обосновывают участившимися жалобами от жителей регионов: мол, скоро повысят тарифы, и это значительно увеличит расходы на оплату коммунальных услуг. "Картина со стороны кажется красивой: в Москве предел 11%, в Хакасии — 4%, в Омской области — 14%. Но реальность оказывается несколько иной", — отметил один из авторов инициативы Леонид Слуцкий. Он также привел несколько примеров: в Твери стоимость горячей воды составили из тарифов на воду и подогрев, что вместе дало рост на 20%, а в Воронежской области реальные затраты для некоторых поселков вырастут на 15% вместо установленных 10%. Ну, нам к такому не привыкать! Не первый год для определенных муниципальных образований Кемеровской области региональные власти утверждают такой "потолок" предельного индекса повышения тарифов на "коммуналку", что индексы, определенные федеральным правительством для субъектов, кажутся просто смешными. При этом местные власти объясняют свои действия тем, что надо приближать тарифы для населения к экономически обоснованным и что не на все ресурсы тарифы вырастут одинаково — какие-то больше, какие-то меньше, чтобы в среднем получилась утвержденная величина. А если для граждан это слишком дорого, то пусть оформляют субсидии — адресно, так сказать. Все остальные, видимо, такой рост должны пережить легко. Законопроект с поправками в Жилищный кодекс РФ якобы уже подготовлен и скоро будет внесен в Госдуму. "Скоро" — понятие растяжимое. Несколько источников сообщили об инициативе еще в начале мая, и хотелось бы почитать и текст проекта, и пояснения его авторов, но на момент подготовки этого материала законопроект так и не появился в системе российского парламента. Быть может, его дорабатывают? Но кто ж тогда гарантирует, что после доработки суть инициативы останется в том же виде, что и первоначально? Иногда важнее громко сказать на старте, чем довести до конца свою идею: тогда круги по воде расходятся шире, даже если их рисовать вилами. А что законопроект не прошел (и такое не исключено!) — так это парламентское большинство его не оценило!Если основательно покопаться в истории вопроса, то легко обнаружить, что идея-то не нова. В Госдуме РФ прошлого созыва, в 2021 году депутаты уже выходили с подобной инициативой: ограничить максимально допустимую долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг 15 процентами, чтобы поддержать малообеспеченных граждан в условиях пандемии, обеспечить адресность оказываемой гражданам социальной поддержки, снизить количество неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. О пандемии уже и думать забыли. А законопроект "проболтался" в Думе до апреля 2023 года, когда он был отклонен в первом же чтении, не набрав кворума. Партийная фракция, составляющая большинство в парламенте, просто не голосовала — ни "за", ни "против". Интересно, как пройдет голосование на этот раз? Что-то подсказывает, что вынимать денежки из бюджета и отдавать их гражданам "просто так" депутаты в большинстве своем снова не намерены. |
Комментарии читателей: