С начала ноября в Арбитражный суд Кемеровской области подано более 150 заявлений о банкротстве физических лиц.
Будущие банкроты задолжали по кредитным выплатам банкам, кредитным кооперативам, микрофинансовым и микрокредитным компаниям крупные суммы. Новости о периодически разворачивающихся кампаниях по внедрению финансовой грамотности выглядят на фоне этих списков должников и кредиторов весьма бледно. Побеждают в итоге все-таки предложение и спрос, а не сдерживающие факторы в форме разумных, взвешенных решений. Холодильник даже не пытается бороться с телевизором: включите любой канал — и за пять минут на вас выльется ушат рекламы банковских займов. "Давай найдем недорогой кредит", — предлагает девушка своему молодому человеку. Тот сомневается: "Это надо искать?" А не надо! За вас тут же найдут "выгодный" кредит на специализированном интернет-сайте. Главное — чтобы его одобрил банк, а одобрит ли его ваш кошелек — это никого не интересует.Бессмысленно ожидать от банков и прочих финансово-кредитных структур сдержанности в предложении своих услуг или ссылку на ресурсы, воспитывающие грамотное поведение на финансовом рынке: это все-таки их хлеб. От количества заманчивых вариантов у потребителя просто "сносит крышу". Из другой рекламы: "Ты же так долго об этом мечтала, не сомневайся, бери кредитную карту! Целых 120 дней льготного периода, бесплатное снятие наличных и бесплатное обслуживание…" И ни слова о кредитной ставке и условиях кредитного договора. Финансовый рынок развивается, линейка услуг потребителям расширяется, а вот грамотность и умение жить по средствам отстают. По своему опыту знаю, как умело сотрудники кредитных организаций могут "обрабатывать" клиента. Они убедительны — ровно настолько, насколько несведущи в вопросах вложения средств и оформления займов граждане, особенно старшего возраста. Несколько лет назад в торговых центрах посетителей часто останавливали милые, общительные девушки с планшетами и предлагали принять участие в опросе "Обладаете ли вы финансовой грамотностью". Ну кто же признается, что безграмотен в финансовых вопросах? А после нескольких довольно легких вопросов вам обещают перезвонить и пригласить на встречу с непременным сюрпризом. И люди приходили на эту встречу — чтобы оказаться объектом внимания брокеров. В лучшем случае клиенты оставались при своих сбережениях, в худшем — попадали в кабалу и лишались всего, что имели. Довольно подленький способ привлечь инвестиции, не правда ли? Способность мыслить критически часто подводит человека, который верит в то, что можно разбогатеть, вложив свои кровные в "пирамиду" и получив прибыль в 50 процентов в кратчайшие сроки. И уверен, что, взяв займ на пару дней, через неделю вернет все, что должен, и проценты. Действительность быстро возвращает его на грешную землю, когда уже ничего нельзя сделать, чтобы вернуть утраченное в полном объеме без процедуры личного банкротства. Финансовый аналитик Светлана Ильина часто публикует в свободном доступе советы по грамотному поведению на рынке финансов. В прошлом году мы публиковали в "Экономическом вестнике" ее рекомендации — как защитить от мошенников свои сбережения и сбережения своих пожилых родственников. Недавно в соцсетях Светлана опубликовала "Пять вопросов к себе". Задав их самому себе, человек сможет понять, надо ли ему инвестировать: 1. Вы погасили дорогие долги? 2. У вас есть резервный фонд для покрытия чрезвычайных ситуаций или периода жизни 3 — 6 месяцев? 3. Вы можете позволить себе оплачивать свои потребности каждый месяц? 4. У вас есть базовое понимание рынка акций и инвестиций? 5. Вы готовы не трогать свои деньги минимум пять лет? Полагаю, даже если многие могут ответить положительно на первый, второй и, тем более, третий вопрос, то на четвертый однозначный и уверенный ответ "Да" смогут дать далеко не все. Или, к примеру, есть очень толковая консультация Светланы Ильиной по поводу инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Да простят меня банковские работники, но при всех обещанных преимуществах этого способа инвестировать свои средства у него есть и риски. Прежде всего, вложения в ИСЖ не гарантируют возврата по системе страхования вкладов. Об этом в банке должны предупредить клиента в обязательном порядке, и да услышит имеющий уши! И дополнительного дохода страхование не гарантирует — может, будет, может, нет. И так далее, и тому подобное? Я, как человек, однажды рискнувший оформить договор ИСЖ, но вовремя опомнившийся (есть период охлаждения, 14 дней, когда договор можно расторгнуть и вложенные средства вернуть), советовала бы изучить эти рекомендации. К сожалению, искать информацию, перед тем как сделать шаги в финансовом пространстве, у нас не принято. Быть может, когда потребитель начнет изучать мнение профессиональных и достоверных источников, мы достигнем нужного уровня финансовой грамотности, чтобы количество личных банкротных дел стремилось к нулю. А пока — "Мы найдем для вас выгодный кредит…". |
Комментарии читателей: