В мае президент РФ Владимир Путин поручил правительству Российской Федерации разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма в России.
Эта концепция, в том числе, должна определять условия развития сопутствующей инфраструктуры и предусматривать реализацию пилотного проекта автотуризма по маршруту Санкт-Петербург — Владивосток, включающему в себя федеральные трассы "Россия" (Москва — Санкт-Петербург) и "Восток" (Москва — Казань). Срок выполнения поручения истек 15 июня. Но пока концепции в окончательном, целом виде прочитать не удалось. Зато вопрос автодорог и автотуризма (опять же в связи с готовящейся концепцией) обсуждался в ходе работы секции "Маршрут построен: перспективы развития автотуризма в России" на Петербургском международном экономическом форуме.
Например, говорили о том, что на трассах увеличат число многофункциональных зон сервиса с кафе, гостиницами и заправками: сейчас 72 процента российских автотуристов сталкиваются с низким качеством дорог, отсутствием АЗС и инфраструктуры на трассах. Как отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин, в первую очередь, чтобы предоставить автотуристам преимущества, нужно определить, кто является таким туристом, а также работать над качеством российских дорог. По словам Левитина, 85% федеральных дорог уже привели в соответствие с установленными нормами, среди региональных дорог таких 60%, а среди муниципальных показатели очень низкие. Заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что в России люди пока опасаются ездить на длинные расстояния. Хотя в стране уже работают многофункциональные зоны дорожного отдыха (МФЗ), на которых есть заправки, выездные техмастерские, кафе, магазины, гостиницы, комната телемедицины, детские площадки, прачечная, зона для выгула собак, душевая. Но сейчас таких центров в России всего 80, а в США, для сравнения, подобных объектов 7 тысяч, в Великобритании — 105. А теперь сопоставьте расстояния в России и на острове, на котором расположен Туманный Альбион! При этом все российские МФЗ находятся на платных дорогах. На бесплатных, где турпоток составляет больше 90 процентов, сервис "хромает". Теперь, в соответствии с президентским поручением, необходимо будет построить 276 МФЗ. Их нужно расположить на 8 трассах общей протяженностью 13,8 тысячи километров.
Если посмотреть на карту федеральных автотрасс России, то можно увидеть, что в европейской части, поближе к Москве, — разветвленная сеть магистралей, а за Уралом, от Новосибирска до Магадана и Владивостока, их "раз-два и обчелся". На Чукотку и Камчатку по федеральной дороге вообще не доехать. Их там просто нет. Хотя Камчатка, да и весь Дальний Восток — очень заманчивый край для путешественников. Если говорит о Кузбассе, то жители региона ездят в отпуск на колесах на Байкал и, кто посмелее, к черноморскому побережью. Выбирают туры и поближе — к Обскому морю, в Хакасию, в Горный Алтай. Поехали бы и подальше, но опять же всё упирается в качество дорог и инфраструктуру. Кстати, в ходе ПМЭФ комитет по туризму Москвы, заключивший соглашение о сотрудничестве в сфере развития автомобильного туризма с группой компаний "Современные транспортные технологии", заявлял, что согласно данным исследований, каждый третий россиянин путешествует на автомобиле по стране, а самыми популярными целями автопутешествий являются экскурсионно-познавательные поездки, посещение мероприятий, отдых на природе и гастрономические туры. Насчет "каждый третий", думаю, в Мостуризме преувеличили. Или туда же включают субботние выезды "на шашлыки"? Новый маршрут для автопутешествий будет начинаться в Петербурге, а заканчиваться сначала в Казани — чтобы затем его постепенно продлили до Владивостока. Разумеется, все это потребует не только огромного объема дорожных работ, но и строительства инфраструктуры, которая будет выдерживать поток путешественников в сезон и не прогорит в межсезонье. Или оптимисты-руководители ожидают одинакового движения по трассам и летом, и зимой? Ведь в Сибири зимы суровые, нежным москвичам такие и не снились. Впрочем, если для обеспечения комфорта и безопасности поездок будут создаваться новые постоянные рабочие места, от этого сибирские и дальневосточные регионы только выиграют. Только бы уровень сервиса устроил взыскательных столичных жителей. И, кстати, кроме зон безопасного отдыха, паркингов, кафе, АЗС, нужна надежная мобильная связь и Интернет на всем протяжении пути. А у нас в регионах голосуют, в какой поселок провести Интернет… Да и остальная инфраструктура оставляет желать лучшего. Недавно на страницах "Кузнецкого рабочего" читательница поднимала вопрос состояния трассы, ведущей в Шерегеш, — стоянок, смотровых площадок, где можно было бы отдохнуть в пути. И, как ни прискорбно, туалетов. К примеру, мой сравнительно небольшой опыт автопутешестий показывает, что и на федеральных трассах, и в стороне от них с "удобствами" есть большая проблема. Любой, кто ездил на автобусе хотя бы в Новосибирск, знает, как с этим обстоят дела на межрегиональной дороге.
Вот только будет ли какая-то выгода Кузбассу от строительства нового маршрута "Санкт-Петербург — Владивосток"?Нынешняя магистраль Р-255 "Сибирь" (соединяющая административные центры Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск) проходит по северу области. В Новокузнецк, судя по всему, и будущая трасса автопутешественников не приведет. Впрочем, есть региональная дорога, и совершенно логично, что и здесь нужна достойная инфраструктура: люди, пользующиеся ею, должны чувствовать комфорт и безопасность, иначе отпуск будет испорчен.
Президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга, руководитель Комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Лобарев, оценивая поручение президента, назвал его "долгожданным ответом" на просьбы автовладельцев и рекомендации общественности: "Рад, что власти услышали автотуристов, специалистов в области автомототуризма и караванинга, обращавших внимание на важность этого документа. Осенью 2022 года мы направили свои предложения в Рабочую группу Государственного Совета РФ по подготовке к заседанию президиума Государственного Совета РФ по вопросу "О развитии туризма в РФ". Главным вопросом было создание массового автотуризма и концепции развития автомототуризма в России". Как говорится, поживем — увидим. Тем более что светлое будущее нашего авиастроения пока просматривается только на словах больших чиновников, обещающих гражданам безусловный суверенитет в части безопасных (и недорогих!) перелетов. А до Казани или Владивостока сможет доехать и "Лада" — при условии качественного дорожного покрытия и такой же инфраструктуры. И все-таки хотелось бы, чтобы власти думали не только о столичных туристах-автопутешественниках, но и о местных жителях, у которых больше забот о том, как до их поселков доберется "скорая" или пожарная машина.
Кстати, тогда же, в мае, Президент РФ дал поручение представить предложения по определению и реализации приоритетных проектов федеральных круглогодичных морских курортов, рассчитанных на прием к 2030 году не менее 10 миллионов человек в год, а также создания благоприятных условий для строительства в кратчайшие сроки объектов туристской инфраструктуры, необходимых для реализации таких проектов. Морей у нас достаточно. Но можно ли все морские курорты считать круглогодичными? Разве что такой курорт будет принимать туристов на Белом море… |
Комментарии читателей: