В начале 2022 года мы писали о том, что администрация Новокузнецка утвердила Долговую политику Новокузнецкого городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Помнится, тогда (распоряжение об утверждении было подписано 29 декабря 2021 года) власти Новокузнецка рассчитывали, что удастся обеспечить долговую устойчивость городского бюджета "на уровне, поддерживающем планомерное социально-экономическое развитие города". И при реализации долговой политики в 2022 — 2024 годах решить основные задачи: обеспечение заемными финансовыми ресурсами потребностей бюджета; сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание; обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Новокузнецкого городского округа; оптимизация структуры муниципального долга путем снижения денежных долговых обязательств округа по кредитам кредитных организаций. В документе отмечалось, что в 2021 году на показатели муниципального долга повлияли такие особенности, как неоднократное изменение ставки рефинансирования Центрального банка России в сторону увеличения и выход участников на аукцион преимущественно на среднесрочный период кредитования 2 — 2,5 года при необходимости 3 года и более. Однако в 2022-м, после известных событий, ситуация изменилась еще больше… И сейчас самое время вспомнить о рисках для городского бюджета, которые предусматривались в процессе управления муниципальным долгом.Во-первых, это недостаток в бюджете города заемных средств для исполнения расходных и долговых обязательств в полном объеме и в установленный срок — из-за отсутствия участников в электронных аукционах по привлечению кредитных ресурсов. Не секрет, что каждый год город занимает деньги у банков — эти процессы учитываются при планировании бюджета. А у тех сейчас свои риски имеются. Во-вторых, город тревожат изменения ключевой ставки Центрального банка России — это "влечет за собой перерасчет начальной (максимальной) цены контракта и снижает эффективность привлечения кредитных ресурсов в максимально эффективные сроки". Такое уже случилось: 28 февраля 2022 года Центральный банк РФ утвердил ключевую ставку на уровне 20 процентов, увеличив ее сразу на 10,5 процента. В-третьих, неполучение денежных средств на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств, "связанное с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления ухудшения экономической ситуации и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств". Хочется надеяться, что нас не заставят немедленно и единовременно гасить долги. В-четвертых, есть риск увеличения объема расходов на обслуживание муниципального долга, связанного с ростом процентных ставок на рынке заимствований, а также осуществления заимствований исключительно по ставке на уровне, не более чем уровень ключевой ставки Центрального банка России, увеличенной на 1 процент годовых. Есть смысл надеяться, что процентная ставка для новых заимствований останется на нужном нам уровне? Наконец, в-пятых, недостижение планируемых объемов поступлений доходов бюджета Новокузнецка, "что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности". Чтобы поступления в бюджет сохранились на том же уровне (а как мы помним, в последние два года коронавирус серьезно ударил по экономике, и многие предприятия малого и среднего бизнеса, на которые сейчас возлагаются большие надежды, просто не выжили), предприятия должны работать с нагрузкой и эффективностью, сопоставимой с доковидным периодом. Как минимум. А что в реальности? Как будет корректироваться дальнейшая долговая политика города? Пока власти молчат. Но, по всей видимости, в течение года, с корректировкой бюджета будут меняться и действия, направленные на обслуживание муниципального долга. |
Комментарии читателей: