Законопроект о всероссийском голосовании за поправки к Конституции не подразумевает ответственности за возможные фальсификации, сообщает "Коммерсант".
Как стало известно “Ъ”, в законопроект о поправках к Конституции может быть вписана норма об условиях непризнания итогов общероссийского голосования по этим поправкам: это может произойти, если допущенные при голосовании нарушения не позволят с достоверностью определить результаты. При этом источники “Ъ” заявляют, что пока в администрации президента нет планов установить какую-либо ответственность за возможные фальсификации при голосовании: там полагают, что их не будет, поскольку нет сторон, заинтересованных в фальсификации. Сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что вопрос об ответственности за возможные фальсификации еще будет обсуждаться с Центризбиркомом. В законопроекте президента об изменении Конституции ко второму чтению будет оговорена возможность непризнания итогов общероссийского голосования по поправкам, сообщил “Ъ” источник, близкий к Кремлю. Напомним, законопроект помимо самих поправок будет описывать также процедуру голосования за них. Поддержка поправок общероссийским голосованием станет условием их вступления в силу. По словам источника “Ъ”, в законопроект предполагается включить пункт о том, что, если допущенные при голосовании нарушения не позволят с достоверностью определить результаты волеизъявления участников, итоги голосования будут признаны недействительными. Такая норма содержится в законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Но общероссийское голосование не регулируется законами о выборах или референдуме, поэтому и вопросы нарушений в ходе голосования и наказаний за них никак не регламентированы. Центризбирком будет ориентироваться на информацию с избирательных участков и жалобы наблюдателей, поясняет собеседник “Ъ”. Глава ЦИКа Элла Памфилова заявила ранее в интервью “Ъ”, что рассчитывает на процедуру наблюдения за голосованием, аналогичную той, которая есть в законе о выборах президента: "Надеюсь, процедура наблюдения будет аналогична той, которая есть в президентском законе, без лишних барьеров, благожелательная и доступная для наблюдателя. Мы заинтересованы в максимальном наблюдении и обеспечении его прозрачности". Собеседник “Ъ” в АП также заявил, что процедура голосования будет регламентирована максимально близко к требованиям закона о выборах президента, несмотря на существенные отличия предстоящего голосования от выборов главы государства.При этом сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что ответственность за возможные фальсификации в ходе общероссийского голосования действительно пока не предусмотрена, но вскоре он планирует обсудить этот вопрос с представителями ЦИКа. Ряд источников “Ъ”, близких к администрации президента, считают, что протестного голосования не будет и те, кто придет на участки, скорее всего поддержат конституционные поправки. "Это же не выборы",— говорит один из собеседников “Ъ”. Другой ссылается на социологические замеры, которые, по его словам, говорят о поддержке предлагаемых изменений. Ранее “Ъ” сообщал, что на специальном семинаре для вице-губернаторов и глав региональных избиркомов в конце прошлой недели участникам сообщили, что идеальным результатом голосования могли бы быть 70% поддержки поправок при явке 60%, а желательным — явка более 50%. Собеседник “Ъ”, близкий к АП, заявил, что, если явка окажется менее 45%, в отношении региональных чиновников могут последовать оргвыводы. Другой источник “Ъ” предположил, что в процедурную часть законопроекта может быть внесено требование поддержки поправок на уровне более 50% от проголосовавших — при меньшем результате поправки поддержанными считаться не будут. Итоги голосования будут юридически значимыми, поэтому вызывает обеспокоенность отсутствие административной и уголовной ответственности за возможные нарушения во время голосования, отмечает сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц. Господин Мельконьянц опасается злоупотреблений административным ресурсом в ходе агитационной кампании, давления на зависимые от государства группы граждан и фальсификаций в день голосования. Под большим вопросом и возможность судебного оспаривания результатов. Эксперт считает, что результаты голосования рискуют быть дискредитированными процедурой. |
Комментарии читателей: