Mediascope может стать единым измерителем онлайн-аудитории интернет-ресурсов.
В России может появиться единый измеритель аудитории интернет-ресурсов, законопроект о котором разрабатывается на базе Медиакоммуникационного союза при участии Роскомнадзора. Предполагается, что это же ведомство проведет тендер по выбору такой компании, участвовать в котором готов измеритель телеаудитории Mediascope. За отказ онлайн-кинотеатров и новостных агрегаторов передавать данные единому измерителю им может грозить запрет на размещение рекламы. В распоряжении “Ъ” оказался черновик поправок к законам "О рекламе", "Об информации", "О СМИ" и "О персональных данных", предполагающий появление в России одной или нескольких уполномоченных организаций для измерения аудитории интернет-ресурсов. По словам собеседников “Ъ” в отрасли, документ разрабатывался при участии Роскомнадзора и Медиакоммуникационного союза (МКС; объединяет крупнейшие медиахолдинги и операторов связи). В свойствах файла указано, что один из его авторов — начальник правового управления Роскомнадзора Мария Смелянская. В ведомстве не ответили на запрос “Ъ”. В МКС сообщили, что союзу "поручено формирование рабочей группы по обсуждению законопроекта", к нему уже поступил ряд отзывов, на основании которых будут внесены изменения. В дискуссиях, по информации “Ъ”, участвуют крупнейшие операторы связи и вещатели, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), "Русбренд", "Яндекс" и Mail.ru Group. Согласно проекту, выбирать уполномоченные организации и утверждать методику исследований будет Роскомнадзор. Инициатива должна коснуться в том числе владельцев онлайн-кинотеатров и новостных агрегаторов. Они будут обязаны устанавливать утверждаемый Роскомнадзором софт и передавать информацию уполномоченной организации. В случае отказа владельцев ресурса установить счетчик аудитории предусмотрен запрет на рекламу такого ресурса и на размещение рекламы на нем самом. К уполномоченным организациям будет применяться ряд ограничений, в частности по доле иностранного владения — не более 20%. 85,7 миллиона человек составляла средняя суточная аудитория интернета в России в апреле—сентябре 2019 года (данные Mediascope) С 2016 года подобная схема применяется в исследованиях телеаудитории, единым измерителем которой стала компания Mediascope (ранее — TNS Russia). При этом ее владельцу — Kantar Media (входит в британский холдинг WPP) — пришлось продать 80% в компании государственному ВЦИОМу. Обсуждения единых измерений в рунете ведутся в индустрии уже давно, подчеркивают в Mediascope. "Если такой законопроект будет принят и появится детальное техническое задание, мы готовы участвовать в тендере",— заявили “Ъ” в компании. О том, что власти обсуждают идею единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в рунете, в начале сентября сообщали "Ведомости". В отличие от измерений на ТВ в интернете источники информации об аудитории разнятся: это могут быть собственные данные сайтов или показатели счетчиков "Яндекса" и Google. При этом по суточному охвату аудитории интернет обошел ТВ в первом квартале 2019 года (данные Mediascope), а по расходам рекламодателей лидировал по итогам 2018 года с 203 млрд руб. против 187 млрд руб. на ТВ (данные АКАР). Как ТВ отстало от интернетаОт показаний счетчиков зависит поведение рекламодателей, отмечает основатель LiveInternet и экс-советник президента по вопросам интернета Герман Клименко. "Казалось, что внутренний конфликт между интернетом и телеканалами ушел. Но, видимо, в связи с тем, что телевизор активно перемещается в YouTube, возникла гипотеза, что с помощью единого измерителя можно поставить доходы площадок под контроль",— рассуждает он. Попытки ввести регулирование измерений интернета были и раньше, например после вступления в силу в 2014 году закона о блогерах, напоминает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Сейчас эта инициатива идет вместе с законопроектами о едином поставщике 20 общедоступных телеканалов в интернете и об отчетности онлайн-кинотеатров, то есть "сразу несколько идей в головах чиновников начали объединяться в какой-то единый госизмеритель", констатирует она. В "МегаФоне" подтвердили “Ъ”, что участвуют в обсуждении. "Надеемся, что будет найден баланс между интересами государства и бизнеса, который имеет возможность подсчета интернет-аудитории и монетизации больших данных без привлечения уполномоченной организации",— заявили в компании. В Tele2 отмечают, что, если методика будет достоверна и недискриминационна по отношению к владельцам ресурсов, данные могут быть полезны бизнесу, но если ресурсы будут игнорировать обязательность установки счетчика, операторам, возможно, придется их блокировать. В МТС, "Вымпелкоме", "Яндексе" и Mail.ru Group воздержались от комментариев. Хотя инициатива обсуждается на площадке МКС, большинство участников союза ее в нынешней форме не поддерживают, уверена Ирина Левова. Операторы связи обеспокоены, что уполномоченная организация получит доступ к большим данным рунета, которые сможет коммерчески использовать, поясняет собеседник “Ъ” в одной из компаний. Госпожа Левова прогнозирует, что в случае принятия регулирования индустрия измерений "уйдет в серую зону", а реклама будет продаваться через иностранные сети. Дмитрий Шестоперов, Анастасия Фролова, Юлия Тишина |
Комментарии читателей: