Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Пожарные под Минусинском спасли 31 свинью

Число взрывов и поджогов в столице России достигло десятка

FT: США могут выйти из ВОЗ в день инаугурации Трампа

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    19.11.2024 | Первый полёт "Бурана", Он же - последний... просмотров: 1779 | комментариев: 23
    36 лет назад СССР запустил многоразовый космический  "Буран"
    36 лет назад уже шедшая к распаду страна осуществила амбициозный масштабный космопроект, ставший для нее финальной точкой.

    Тогда СССР запустил многоразовый космический корабль   "Буран", к пуску котрого Советский Союз готовился около десяти лет.

    В связи с дерзкими планами Илона Маска организовать сверхбыстрые пассажирские перевозки посредством космических ракет есть смысл вспомнить советский опыт.

    РБК: 15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран». 

    Идея создания самолетоподобных кораблей для регулярного посещения земной орбиты возникла в СССР практически сразу после первых успешных полетов в космос в середине XX века.

    Намечавшееся противостояние с США в освоении межпланетного пространства привело к рождению самых смелых и амбициозных проектов. В 1960-х в ответ на американскую программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 Dyna Soar в СССР начали разрабатывать собственную систему орбитального самолета «Спираль».

    Оба проекта в итоге были закрыты, однако ученые обеих стран получили ценнейший опыт для дальнейшего развития концепции вывода на орбиту ракетопланов при помощи ракеты-носителя или гиперзвукового самолета-разгонщика. 

    Вход в атмосферу американского космического аппарата X-20 Dyna Soar в представлении художника

    Фото: NASA

    Вход в атмосферу американского космического аппарата X-20 Dyna Soar в представлении художника

    В 1972 году президент США Ричард Никсон объявил о запуске национальной программы разработки многоразовых космических челноков Space Shuttle, которые в том числе могли регулярно поднимать и спускать с орбиты значительные грузы. В эпоху разговоров о создании принципиально новых видов оружия, в том числе и лазерного, советское руководство увидело в американском проекте угрозу.

    Предполагалось, что многоразовый челнок создается не только ради последующего снижения расходов на запуск космических аппаратов, но и для военного применения.

    Скажем, характеристики Space Shuttle позволяли доставлять на орбиту ядерные боеголовки и прочие грузы, несущие потенциальную угрозу безопасности Советского Союза. Поэтому руководством СССР было принято решение о подготовке собственного ответа США, тем более что благодаря работе разведки в 1975 году на столе у советских инженеров уже лежали подробные чертежи «Шаттла».

    Американский космический челнок Challenger во время старта 28 января 1986 года, закончившегося катастрофой через полторы минуты после запуска

    Фото: imago-images.de / Global Look Press

    Американский космический челнок Challenger во время старта 28 января 1986 года, закончившегося катастрофой через полторы минуты после запуска

    Для военных и мирных целей

    Вскоре впервые были сформулированы основные цели создания орбитального корабля «Буран», который в первую очередь предназначался для «комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях».

    Предполагалось применение различных боевых аппаратов, в том числе с ракетным и лазерным вооружением.

    Плюс ко всему конструкция даже предусматривала возможность похищения с орбиты вражеского спутника для доставки на Землю — при помощи механической руки-манипулятора на борту, управляемой одним из членов экипажа.

    Кроме того, согласно концепции, многоразовый космический челнок предназначался для ремонта и дозаправки других советских космических аппаратов, доставки людей на орбиту, а также развертывания и сборки различных больших конструкций, в том числе космических антенн и солнечных энергоустановок.Вывоз на старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре в октябре 1988 года

    Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

    Вывоз на старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре в октябре 1988 года

    Более 10 лет разработки и уникальная конструкция

    Проект многоразовой космической системы «Энергия» — «Буран» стал самой масштабной подобной программой в истории государства. В процесс разработки и испытаний, занявший более десяти лет, было вовлечено 86 различных министерств и ведомств, а также около 1300 предприятий со всего СССР.

    В общей сложности над «Бураном» работали около 2,5 млн специалистов, а общие расходы на программу составили 16,4 млрд руб.

    Первый полноразмерный макет был изготовлен в 1984 году. Корабль создавали по схеме планера — по мотивам американского аналога, но с учетом улучшенных характеристик. Так, «Буран» с кабиной для десяти человек мог выводить на орбиту до 30 т и спускать обратно до 20 т груза — в полтора раза больше по сравнения со Space Shuttle. Плюс ко всему одним из главных отличий советского аппарата стала система полностью автоматического управления, позволявшая осуществлять взлет, полет и посадку без какого-либо вмешательства человека.

    Подготовка к запуску «Бурана», совершившего орбитальный полет и посадку без экипажа в полностью автоматическом режиме

    Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

    Подготовка к запуску «Бурана», совершившего орбитальный полет и посадку без экипажа в полностью автоматическом режиме

    В объединенную силовую установку «Бурана» входило два двигателя орбитального маневрирования, а также 46 агрегатов газодинамического управления. За работу и поддержку электроники отвечало более 50 различных бортовых систем с четырехкратным дублированием в случае выхода из строя. Совокупный объем программного обеспечения составлял около 100 Мб — фантастический показатель для тех времен.

    Одним из главных вызовов для инженеров стало создание специальной защиты, которая бы позволила кораблю выходить с орбиты через плотные слои атмосферы на гиперзвуковых скоростях. Для этого разработали уникальную термозащиту, представлявшую собой сверхлегкие плитки из тонких кварцевых волокон со стекловидным покрытием, способные выдерживать температуры в диапазоне от минус 150 до плюс 1250 градусов Цельсия.

    Всего потребовалось свыше 38 тысяч гибких плиток, которые чешуей обволакивали «Буран», в точности повторяя контуры фюзеляжа и крыла.

    Транспортная система «Энергия» — «Буран» в монтажно-заправочном корпусе космодрома Байконур во время подготовки к запуску

    Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

    Транспортная система «Энергия» — «Буран» в монтажно-заправочном корпусе космодрома Байконур во время подготовки к запуску

    За вывод «Бурана» на орбиту отвечала сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выполняла широкий спектр задач и могла использоваться как в качестве носителя, так и для автономных полетов для освоения космоса.

    Первый и единственный полет «Бурана»

    Для посадки корабля пришлось существенно модернизировать полосу аэродрома Юбилейный на Байконуре. Чтобы устранить все шероховатости, специально выпустили четыре шлифующие установки с алмазными дисками, которые на протяжении двух месяцев беспрерывно полировали взлетно-посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной около 100 м.

    Значительной доработке подверглись и два запасных аэродрома в Крыму и Приморье. Кроме того, было предусмотрено еще более 14 резервных площадок для посадки, в том числе и за пределами СССР, в Ливии и на Кубе.

    Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на стартовой площадке космодрома Байконур

    Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

    Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на стартовой площадке космодрома Байконур

    За отслеживание полета и передачу информации отвечал сложнейший комплекс, в том числе спутники, корабли, наземные контрольно-измерительные станции, центр управления полетами в Королеве и даже Останкинский телецентр.

    Изначально запуск «Бурана» назначили на 29 октября 1988 года, однако всего за 51 секунду до старта испытания отменили в связи с неполадкой, связанной с отстыковкой приборов прицеливания. На устранение проблемы ушло 17 дней, и рано утром 15 ноября «Энергия» вместе с «Бураном» успешно стартовала с площадки, несмотря на приближающийся к Байконуру циклон.

    Запуск ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре. Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся 

    Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС

    Запуск ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре. Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся

    Ракета-носитель с точностью вывела космоплан на орбиту, где он совершил два полноценных витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся на Байконур. Весь полет «Бурана» длился 205 минут. Во время взлета и посадки челнок сопровождал сверхзвуковой самолет МиГ-25 под управлением летчика-испытателя Магомеда Толбоева, который вел съемку для передачи данных о внешнем состоянии «Бурана».

    Впрочем, не обошлось и без серьезных эксцессов.

    Уже во время посадки управляющая электроника корабля, получавшая данные о погоде в районе посадки, неожиданно для всех заставила «Буран» совершить резкий маневр. Вероятность выбора компьютером такой траектории, как потом показал анализ, составляла всего 3%.

    Более того, на какое-то время связь с челноком была утрачена.

    Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» и самолет оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25 во время посадки на взлетно-посадочную полосу аэродрома Юбилейный на космодроме Байконур

    Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС

    Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» и самолет оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25 во время посадки на взлетно-посадочную полосу аэродрома Юбилейный на космодроме Байконур

    В этот момент руководство полетом, заподозрившее отказ систем управления, даже подготовилось к дистанционному уничтожению корабля, на борту которого специально для экстренных случаев был предусмотрен тротиловый заряд. Более того, началась подготовка специального сообщения для прессы о неудачном завершении полета. На деле же автоматика приняла верное решение зайти на посадку с другой стороны, учитывая сильный ветер и другие метеоусловия, после чего «Буран» вывалился из облаков и совершил мягкую посадку.

    Дальнейшая судьба

    «Буран» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический корабль, который побывал на орбите без экипажа и успешно вернулся на Землю.

    Вскоре после успешных испытаний был сформирован экипаж для пилотируемых околоземных полетов на прототипе БТС-002, совершивший более десяти вылетов, в том числе для отработки заходов на посадку.

    Сборка макета космического корабля «Буран» на ВДНХ в Москве

    Фото: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС

    Сборка макета космического корабля «Буран» на ВДНХ в Москве

    Однако в 1990 году работы по проекту «Бурана» приостановили, а в 1993 году его закрыли окончательно. Всего в рамках программы было создано несколько рабочих прототипов и полноразмерных макетов космического корабля, один из которых был установлен в московском Парке Горького, откуда в 2014 году его перевезли на ВДНХ.

    Судьба настоящего «Бурана», побывавшего в космосе, сложилась трагически.

    В мае 2002 года космоплан сильно пострадал в результате обрушения крыши монтажно-испытательного комплекса на Байконуре.

    В результате сотрудники космодрома распилили челнок на части и распродали их в качестве металлолома.

    Комментарии читателей:

    19.11.2024 10:24 Ruthenium
    А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

    "Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
    https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html
    19.11.2024 11:18 Kotafey
    Так хохлы говорят Короленко хохол,значит космос открыли хохлы! И вообще афроамериканцы не правы что Иисус был черным, он был украинцем,но его умучали кацапi.
    19.11.2024 12:53 Джентльмен
    Познавательно
    19.11.2024 12:54 Джентльмен
    Тоже вспоминал, где ж такой чудо-аппарат Буран был, что с ним стало
    19.11.2024 12:56 Джентльмен
    Сама по себе идея очень интересная и позитивная - сохранять космический аппарат, слетавший на орбиту, без разрушения
    19.11.2024 12:57 Джентльмен
    В любом фантастическом фильме или книге ракета или космолет предназначены для множественных перелетов
    19.11.2024 12:58 Ruthenium
    Уже Короленко? О как.........
    19.11.2024 13:05 Айл Би Бэк
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят
    19.11.2024 13:07 Айл Би Бэк
    Ruthenium сказал(а):
    Уже Короленко? О как.........

    Арена Короленко значит уже территория Украины?

    Как много интересного в мире!
    19.11.2024 13:32 Kotafey
    Ну по ихнему королев-это кроленко.
    Владимир-Володимир
    Елена - Олена,
    Николай-Микола
    Петр-Петро
    Пушкин-Гарматов
    Толстой-Жирнючий

    и так далее.
    19.11.2024 14:54 Ruthenium
    Kotafey сказал(а):
    Ну по ихнему королев-это кроленко.
    Владимир-Володимир
    Елена - Олена,
    Николай-Микола
    Петр-Петро
    Пушкин-Гарматов
    Толстой-Жирнючий

    и так далее.

    Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?
    19.11.2024 20:26 Клещ
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

    Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .
    19.11.2024 20:30 Клещ
    Клещ сказал(а):
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

    Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

    Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
    И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...
    19.11.2024 20:35 Клещ
    Клещ сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

    Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

    Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
    И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

    5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
    И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..
    19.11.2024 20:54 Клещ
    Ruthenium сказал(а):
    А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

    "Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
    https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

    Буран летал без экипажа .
    Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..
    19.11.2024 20:56 Клещ
    Ruthenium сказал(а):
    Kotafey сказал(а):
    Ну по ихнему королев-это кроленко.
    Владимир-Володимир
    Елена - Олена,
    Николай-Микола
    Петр-Петро
    Пушкин-Гарматов
    Толстой-Жирнючий

    и так далее.

    Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?

    Хохмишь ? Экипаж 2 человека был . И то на тренировке .
    19.11.2024 21:15 Ruthenium
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    Уже Короленко? О как.........

    Арена Короленко значит уже территория Украины?
    Чего?
    Как много интересного в мире!
    19.11.2024 21:17 Ruthenium
    Клещ сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    Kotafey сказал(а):
    Ну по ихнему королев-это кроленко.
    Владимир-Володимир
    Елена - Олена,
    Николай-Микола
    Петр-Петро
    Пушкин-Гарматов
    Толстой-Жирнючий

    и так далее.

    Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?

    Хохмишь ? Экипаж 2 человека был . И то на тренировке .

    Хохлю.
    19.11.2024 21:29 Ruthenium
    Клещ сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

    "Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
    https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

    Буран летал без экипажа .
    Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

    Ты хочешь умолить братскую дружбу русских и украинцев, пиндосский агент?
    19.11.2024 21:31 Ruthenium
    Клещ сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

    Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

    Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
    И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

    5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
    И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..

    Злорадствуешь бедам страны, которая тебя приютила?
    20.11.2024 10:53 Клещ
    Ruthenium сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

    "Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
    https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

    Буран летал без экипажа .
    Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

    Ты хочешь умолить братскую дружбу русских и украинцев, пиндосский агент?

    О как ! Кепочка со звездой не жмёт ?
    20.11.2024 10:55 Клещ
    Ruthenium сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Клещ сказал(а):
    Айл Би Бэк сказал(а):
    Ушла эпоха.

    Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

    Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

    Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
    И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

    5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
    И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..

    Злорадствуешь бедам страны, которая тебя приютила?

    Ты о чём ,богоизбранный ?
    20.11.2024 11:52 Клещ
    Клещ сказал(а):
    Ruthenium сказал(а):
    А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

    "Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
    https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

    Буран летал без экипажа .
    Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

    И на небольшую высоту .

    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП