36 лет назад уже шедшая к распаду страна осуществила амбициозный масштабный космопроект, ставший для нее финальной точкой.
Тогда СССР запустил многоразовый космический корабль "Буран", к пуску котрого Советский Союз готовился около десяти лет. РБК: 15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран». Идея создания самолетоподобных кораблей для регулярного посещения земной орбиты возникла в СССР практически сразу после первых успешных полетов в космос в середине XX века.Намечавшееся противостояние с США в освоении межпланетного пространства привело к рождению самых смелых и амбициозных проектов. В 1960-х в ответ на американскую программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 Dyna Soar в СССР начали разрабатывать собственную систему орбитального самолета «Спираль».Оба проекта в итоге были закрыты, однако ученые обеих стран получили ценнейший опыт для дальнейшего развития концепции вывода на орбиту ракетопланов при помощи ракеты-носителя или гиперзвукового самолета-разгонщика. Фото: NASAВход в атмосферу американского космического аппарата X-20 Dyna Soar в представлении художникаВ 1972 году президент США Ричард Никсон объявил о запуске национальной программы разработки многоразовых космических челноков Space Shuttle, которые в том числе могли регулярно поднимать и спускать с орбиты значительные грузы. В эпоху разговоров о создании принципиально новых видов оружия, в том числе и лазерного, советское руководство увидело в американском проекте угрозу. Предполагалось, что многоразовый челнок создается не только ради последующего снижения расходов на запуск космических аппаратов, но и для военного применения. Скажем, характеристики Space Shuttle позволяли доставлять на орбиту ядерные боеголовки и прочие грузы, несущие потенциальную угрозу безопасности Советского Союза. Поэтому руководством СССР было принято решение о подготовке собственного ответа США, тем более что благодаря работе разведки в 1975 году на столе у советских инженеров уже лежали подробные чертежи «Шаттла». Фото: imago-images.de / Global Look Press Американский космический челнок Challenger во время старта 28 января 1986 года, закончившегося катастрофой через полторы минуты после запуска Для военных и мирных целейВскоре впервые были сформулированы основные цели создания орбитального корабля «Буран», который в первую очередь предназначался для «комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях». Предполагалось применение различных боевых аппаратов, в том числе с ракетным и лазерным вооружением. Плюс ко всему конструкция даже предусматривала возможность похищения с орбиты вражеского спутника для доставки на Землю — при помощи механической руки-манипулятора на борту, управляемой одним из членов экипажа. Кроме того, согласно концепции, многоразовый космический челнок предназначался для ремонта и дозаправки других советских космических аппаратов, доставки людей на орбиту, а также развертывания и сборки различных больших конструкций, в том числе космических антенн и солнечных энергоустановок. Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС Вывоз на старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре в октябре 1988 года Более 10 лет разработки и уникальная конструкцияПроект многоразовой космической системы «Энергия» — «Буран» стал самой масштабной подобной программой в истории государства. В процесс разработки и испытаний, занявший более десяти лет, было вовлечено 86 различных министерств и ведомств, а также около 1300 предприятий со всего СССР. В общей сложности над «Бураном» работали около 2,5 млн специалистов, а общие расходы на программу составили 16,4 млрд руб. Первый полноразмерный макет был изготовлен в 1984 году. Корабль создавали по схеме планера — по мотивам американского аналога, но с учетом улучшенных характеристик. Так, «Буран» с кабиной для десяти человек мог выводить на орбиту до 30 т и спускать обратно до 20 т груза — в полтора раза больше по сравнения со Space Shuttle. Плюс ко всему одним из главных отличий советского аппарата стала система полностью автоматического управления, позволявшая осуществлять взлет, полет и посадку без какого-либо вмешательства человека. Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС Подготовка к запуску «Бурана», совершившего орбитальный полет и посадку без экипажа в полностью автоматическом режиме В объединенную силовую установку «Бурана» входило два двигателя орбитального маневрирования, а также 46 агрегатов газодинамического управления. За работу и поддержку электроники отвечало более 50 различных бортовых систем с четырехкратным дублированием в случае выхода из строя. Совокупный объем программного обеспечения составлял около 100 Мб — фантастический показатель для тех времен. Одним из главных вызовов для инженеров стало создание специальной защиты, которая бы позволила кораблю выходить с орбиты через плотные слои атмосферы на гиперзвуковых скоростях. Для этого разработали уникальную термозащиту, представлявшую собой сверхлегкие плитки из тонких кварцевых волокон со стекловидным покрытием, способные выдерживать температуры в диапазоне от минус 150 до плюс 1250 градусов Цельсия. Всего потребовалось свыше 38 тысяч гибких плиток, которые чешуей обволакивали «Буран», в точности повторяя контуры фюзеляжа и крыла. Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС Транспортная система «Энергия» — «Буран» в монтажно-заправочном корпусе космодрома Байконур во время подготовки к запуску За вывод «Бурана» на орбиту отвечала сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выполняла широкий спектр задач и могла использоваться как в качестве носителя, так и для автономных полетов для освоения космоса. Первый и единственный полет «Бурана»Для посадки корабля пришлось существенно модернизировать полосу аэродрома Юбилейный на Байконуре. Чтобы устранить все шероховатости, специально выпустили четыре шлифующие установки с алмазными дисками, которые на протяжении двух месяцев беспрерывно полировали взлетно-посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной около 100 м. Значительной доработке подверглись и два запасных аэродрома в Крыму и Приморье. Кроме того, было предусмотрено еще более 14 резервных площадок для посадки, в том числе и за пределами СССР, в Ливии и на Кубе. Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на стартовой площадке космодрома Байконур За отслеживание полета и передачу информации отвечал сложнейший комплекс, в том числе спутники, корабли, наземные контрольно-измерительные станции, центр управления полетами в Королеве и даже Останкинский телецентр. Изначально запуск «Бурана» назначили на 29 октября 1988 года, однако всего за 51 секунду до старта испытания отменили в связи с неполадкой, связанной с отстыковкой приборов прицеливания. На устранение проблемы ушло 17 дней, и рано утром 15 ноября «Энергия» вместе с «Бураном» успешно стартовала с площадки, несмотря на приближающийся к Байконуру циклон. Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС Запуск ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре. Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся Ракета-носитель с точностью вывела космоплан на орбиту, где он совершил два полноценных витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся на Байконур. Весь полет «Бурана» длился 205 минут. Во время взлета и посадки челнок сопровождал сверхзвуковой самолет МиГ-25 под управлением летчика-испытателя Магомеда Толбоева, который вел съемку для передачи данных о внешнем состоянии «Бурана». Впрочем, не обошлось и без серьезных эксцессов. Уже во время посадки управляющая электроника корабля, получавшая данные о погоде в районе посадки, неожиданно для всех заставила «Буран» совершить резкий маневр. Вероятность выбора компьютером такой траектории, как потом показал анализ, составляла всего 3%. Более того, на какое-то время связь с челноком была утрачена. Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» и самолет оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25 во время посадки на взлетно-посадочную полосу аэродрома Юбилейный на космодроме Байконур В этот момент руководство полетом, заподозрившее отказ систем управления, даже подготовилось к дистанционному уничтожению корабля, на борту которого специально для экстренных случаев был предусмотрен тротиловый заряд. Более того, началась подготовка специального сообщения для прессы о неудачном завершении полета. На деле же автоматика приняла верное решение зайти на посадку с другой стороны, учитывая сильный ветер и другие метеоусловия, после чего «Буран» вывалился из облаков и совершил мягкую посадку. Дальнейшая судьба«Буран» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический корабль, который побывал на орбите без экипажа и успешно вернулся на Землю. Вскоре после успешных испытаний был сформирован экипаж для пилотируемых околоземных полетов на прототипе БТС-002, совершивший более десяти вылетов, в том числе для отработки заходов на посадку. Фото: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС Сборка макета космического корабля «Буран» на ВДНХ в Москве Однако в 1990 году работы по проекту «Бурана» приостановили, а в 1993 году его закрыли окончательно. Всего в рамках программы было создано несколько рабочих прототипов и полноразмерных макетов космического корабля, один из которых был установлен в московском Парке Горького, откуда в 2014 году его перевезли на ВДНХ. Судьба настоящего «Бурана», побывавшего в космосе, сложилась трагически. В мае 2002 года космоплан сильно пострадал в результате обрушения крыши монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. В результате сотрудники космодрома распилили челнок на части и распродали их в качестве металлолома. |
Комментарии читателей: