Конфликт между перевозчиком и грузополучателем в Новокузнецке заставил вмешаться Федеральную антимонопольную службу.
В октябре 2011 года возбуждено дело в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Поводом для возбуждения послужило рассмотрение жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транском" на нарушение антимонопольного законодательства: для получения груза в контейнере на станции "Новокузнецк – Восточный" приходилось оформлять дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством. Возникает ситуация, при которой ОАО "РЖД", владея железнодорожными путями общего пользования и являясь основным перевозчиком на территории Российской Федерации, имеет возможность диктовать условия. Хотя, стоит признать, что происходит это не только с целью получения выгоды, но для упрощения работы общества. В данном случае: для регулирования отношений с третьей стороной – компанией, предоставляющей контейнеры для перевозки грузов. Что, впрочем, не дает право нарушать законодательство РФ. По закону "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта − субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Двадцать седьмого октября 2011 года Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 107/А-10-2011 по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц). Между ООО "Транском" и ОАО "РЖД" был заключен договор транспортной экспедиции, по которому ОАО "РЖД" выполняет или организовывает выполнение определенного комплекса транспортно-экспедиционных услуг (далее − ТЭУ) и других услуг. Перечень и стоимость таких услуг определены в приложениях к договору. Согласно одному из пунктов договора ОАО "РЖД" обязуется по поручению ООО "Транском" производить погрузку и выгрузку контейнеров. Договором предусмотрено производить погрузочно-разгрузочные работы на местах общего (не общего) пользования железнодорожных станций в строгом соответствии с Правилами перевозок грузов, Уставом железнодорожного транспорта и другими нормативными актами железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД" (Кемеровская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций) обязало ООО "Транском" при получении контейнеров, пришедших на Новокузнецкую городскую товарную станцию (далее – НГТС), предоставлять уведомления, в которых должно стоять согласование владельца контейнеров. Бланк таких уведомлений был разработан НГТС и выдавался получателю контейнера работником станции. Данный бланк официально не утвержден, не предусмотрен нормативными документами, но без такой подачи уведомления НГТС груз в контейнере не выдавался. 24 августа 2011 г. Кемеровская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций обязала ООО "Транском" при получении контейнеров, пришедших на НГТС, предоставлять заказы на транспортно-экспедиционные услуги ОАО "ТрансКонтейнер" при получении груза в контейнерах, в которых должно стоять согласование владельца контейнеров ОАО "ТрансКонтейнер". В этот же день оригинал железнодорожной транспортной накладной на один из контейнеров был выдан ООО "Транском".ООО "Транском" после раскредитации одного из контейнеров направило заказ на согласование вывоза груза в контейнере ОАО "ТрансКонтейнер". Заказ был принят агентом ОАО "ТрансКонтейнер" 24 августа, а согласован 26 августа. На заказе проставлена отметка – "выгрузка контейнера на контейнерной площадке НГТС". В связи с выходными днями (27, 28 августа) груз в данном контейнере был оставлен на хранение НГТС и был выдан только 29 августа 2011 г. Просьбу ООО "Транском" разъяснить необходимость подачи заказа на транспортно-экспедиционные услуги при получении груза, в котором должно стоять согласование владельца контейнеров, ОАО "ТрансКонтейнер" оставило без ответа. 12 сентября 2011 г. НГТС отказала ООО "Транском" в выдаче груза, проставив на оригиналах транспортных железнодорожных накладных визу – "по согласованию с владельцем контейнеров ОАО "ТрансКонтейнер". Согласно пункту 4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 6, 7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте" для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной (далее − накладная) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. При этом подтверждением фактической выдачи грузов без проверки являются памятка приемосдатчика и приемо-сдаточный акт. Подобные акты ООО "Транском" оформлялись. Согласно Предписанию ФАС России от 25.10.2006 г. "Поведенческие условия, выданные ФАС России ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "РЖД" обязано обеспечить для отправителей и грузополучателей грузов в контейнерах, не пользующихся работами, оказываемыми ОАО "ТрансКонтейнер", возможность их непосредственного (без заключения предварительного договора с ОАО "ТрансКонтейнер") обращения к ОАО "РЖД" как перевозчику железнодорожного транспорта общего пользования. Таким образом, оформление каких-либо иных документов с необходимостью их согласования не предусмотрено действующим законодательством. Комиссия Кемеровского УФАС России решила признать ОАО "Российские железные дороги" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить обязывать ООО "Транском" подавать дополнительные документы, непредусмотренные действующим законодательством (уведомления и заявки на согласование вывоза контейнера собственным транспортом). Примечательно, что аналогичные дела рассматривались и в других территориальных органах. В частности, в Томском УФАС России, которое в 2009 году возбудило дело в отношении ОАО "РЖД" и отстояло решение в судебных инстанциях. В 2011 году дело, возбужденное Томским УФАС по тем же основаниям было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения. |
Комментарии читателей: