Правительство не поддержало инициативу обязывать производителей товаров крупно указывать на упаковке информацию о его весе.
Искать сведения о массе или объеме товара покупателям по-прежнему придется "с лупой". Как предполагалось, производителям придется указывать информацию о весе (или объеме) продукции так, чтобы она занимала не менее 15% площади упаковки, и при этом она должна быть помещена на лицевую поверхность пачки. Такой законопроект был подготовлен к рассмотрению в Госдуме. Тем не менее правительство проект не одобрило.В отзыве Кабмина говорится, что требования к маркировке упакованной пищевой продукции установлены техрегламентом Таможенного союза. И государства — участники Евразийского экономического союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований. А новый законопроект предлагает ввести дополнительные требования к упаковке продуктов питания, что не соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, согласно российскому законодательству, изготовители обязаны предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе о весе. А изменение в данных упаковки может увеличить издержки производителей продуктов питания, которые неизбежно отразятся на росте розничных цен. Собственно, ничего удивительного в реакции правительства нет. С одной стороны, конечно, очень хорошо, что власти заботятся о том, чтобы цены на продукты не росли — правда, не очень получается, судя по чекам из магазинов… С другой — производители спокойно "наварят" ту же разницу, слегка уменьшая объем и вес продукта в упаковке. Разница в граммах и миллилитрах будет почти несущественной. А в деньгах?А ведь в прошлом году депутаты уже пытались узаконить обязательное указание на ценниках стоимости товара за килограмм или литр — даже если вес и объем упаковки будет другим. Это было сделано для борьбы с "шринкфляцией", бьющей по карманам потребителей ничуть не меньше, чем инфляция. "В целях осуществления полного информирования потребителей и пресечения злоупотребления доверием потребителей предлагается обязать продавцов указывать на ценниках товаров дополнительную информацию о цене товара за целую общепринятую единицу измерения (за 1 килограмм, 1 литр), — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Зачастую производители осуществляют снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объема) упаковки и отпускной цены товара, а также уменьшают количество продукта в упаковке без изменения цены. Целями таких действий со стороны производителя являются сохранение объема продаж и увеличение рентабельности продажи единицы товара. К таким действиям прибегают производители различных потребительских товаров, продуктов питания, а также сетевые супермаркеты. Данный феномен не относится к маркетинговым инструментам стимулирования потребителей, поскольку не ведет к цели удовлетворения потребности и представляет собой введение в заблуждение потребителей". Но этот законопроект не дожил даже до второго чтения, был отклонен и отправлен в архив. Новый проект, призванный бороться с "шринкфляцией" и уже получивший отрицательный отзыв правительства, пока стоит в программе работы на апрель. И надо-то всего ничего — писать вес или объем покрупнее, чтобы покупателю было проще разглядеть, сколько товара он получит за указанную на ценнике сумму! "На протяжении последних нескольких лет на прилавках магазинов можно наблюдать упаковку в 950 мл молока вместо привычного 1 л или пачку риса в 900 г вместо положенных 1000 г, — сказано в пояснительной записке к этому документу. — В недалеком 2012 году литр пастеризованного молока в среднем стоил 33 руб., а сегодня, по данным Росстата, — 73,81 руб.
Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес (объем), производители создают у покупателей мнимую видимость низкой цены на товар. Данное явление получило название "шринкфляция", то есть снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены? Чтобы сохранить видимость ценовой стабильности, производители идут на уловку — цену оставляют прежней, а товара кладут меньше. Раньше за ту же сумму покупатель получал килограмм продукта, а теперь 950 граммов, а то и меньше. И хотя вес (объем) товара заявлен на упаковке, потребитель зачастую не обращает на это внимания, поскольку привык к тому, что, например, традиционный объем гречки 1 кг. Как результат — скрытый рост цен. Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена текущим социально-экономическим положением в стране. Не секрет, что цены на продукты стабильно повышаются несколько раз в год, на некоторые — весьма ощутимо, в числе таковых и продукты первой необходимости, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения за последние 8 лет не росли. Шринкфляция крайне негативно влияет на покупательную способность, может порождать значительное снижение доходов, повышение себестоимости продукции и сильный дальнейший рост цен. Минусы шринкфляции для потребителя очевидны: он получает меньше товара, а расходы всё равно постоянно растут. Ощущение, что получаешь меньше, а платишь больше. Продуктовый рынок характеризуется "гиперконкуренцией", потребители могут выбрать товар из множества аналогов, и маркетологи часто практикуют уменьшение веса товара при сохранении цены, чтобы не утратить благосклонность клиентов и прибыль. Продавцы же полагают, что указания веса (объема) на упаковке достаточно для того, чтобы покупатели могли сделать осознанный выбор. Но, как показывают исследования, потребители не всегда читают мелкие надписи на упаковках, а полагаются на визуальное впечатление от продукта. Предлагаемый законопроект даст возможность покупателям сравнивать стоимость товаров, что на сегодняшний день не всегда удается делать, так как упаковки имеют разный вес или объем, а также повысить уровень эффективной конкурентной борьбы". Если честно, временами кажется, что власти готовы стоять насмерть, чтобы не позволить сделать хоть что-то для удобства граждан! Или не кажется? В конце концов, даже ЕАЭС может пересмотреть свои техрегламенты, если будет инициатива. Ведь на всех территориях, где действует договор Евразийского экономического союза, живут люди — потребители, которые не хотят быть обманутыми. Или шринкфляция существует только в России? Очень в этом сомневаюсь. Но, чтобы не корить правительство понапрасну, отметим, что один законопроект, касающийся прав потребителей, все же имеет шанс быть одобренным министрами. Это документ, которым покупателям разрешат потреблять продукт в торговом зале, пока они несут его к кассе! Смешно? Напрасно смеетесь."Взаимодействие между потребителем и продавцом всегда имеет характер потенциального конфликта, поэтому так важно устранять любые пробелы и коллизии в законодательстве, — считают депутаты, разработавшие новую инициативу. — Так одной из таких проблем является употребление продовольственного товара потребителем в торговом зале до его оплаты. Законодательство не содержит ни прямого запрета, ни разрешения на совершение потребителем данного действия. Предложение к продаже продовольственных товаров является договором публичной оферты, где в качестве условий договора имеется описание товара, срок годности, цена. Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на вещь возникает у приобретателя с момента ее фактической передачи. Таким образом, покупатель, беря товар с полки, выражает своими конклюдентными действиями согласие с офертой с условием последующей оплаты товаров на кассе продавца. Соответственно, фактически товар поступил во владение покупателя, а это означает, что и с товаром потребитель может производить любые действия, обязанность по оплате такого товара не снимается с потребителя. Такая неоднозначность законодательных норм порождает конфликтные ситуации между потребителями и службами безопасности торговых точек, которые могут доходить до причинения вреда здоровью гражданам и административной ответственности потребителей. С целью исключения ситуаций привлечения потребителей к ответственности и для единообразия правоприменительной практики предлагается внести изменения в законодательство в части закрепления права потребителя на осуществление употребления товара в торговом зале продавца продовольственного товара в индивидуальной упаковке с дальнейшей обязательной его оплатой на кассе продавца". Интересно, что как только покупатель берет товар с полки, считается, что он его уже приобрел. И, стало быть, может делать с ним что хочет, если заплатит за него. Даже съесть и выпить. А если голодающий не сможет совладать с соблазном, а потом не сможет оплатить съеденное и "понадкусанное"? А если товар окажется испорченным? Ему все равно придется оплатить его на кассе, а потом разбираться с администрацией магазина, писать претензии, ждать компенсации и извинений? Может быть, эта норма и пройдет через шлюзы обсуждения в Госдуме — ведь для этого не надо менять техрегламенты ЕАЭС. Но для потребителя, уж извините, это такая мелочь, что даже стыдно от того, что депутаты вздумали заниматься этим. Ольга Осипова. Александр Бокин (фото из архива) |
Комментарии читателей: