— Что надо сделать и возможно ли это, чтобы большая часть населения реалистично оценила ситуацию в стране — ведь это основной нерв СВО?
— Люди доверяются власти не только из соображений инфантилизма и патернализма, но из надежды на успешное достижение целей, надежды на личное благополучие в результате действий властей. Рано или поздно все действия властей перекладываются человеком на себя.
Политическое очарование приходит быстро, а для политического разочарования требуются годы. Это сродни процессу взросления — бежать вприпрыжку бесполезно, время все равно потребует свое, обогнать время невозможно.
Человеку, лишенному свободы, информации и доступа к альтернативному политическому миру, трудно самостоятельно сравнить известное с неизвестным. Но оценить собственное положение и сопоставить его с положением других людей (в том числе успешных в созданной системе) большинство людей может.
Так постепенно нарастает и накапливается неудовлетворенность достижениями властей, и создается потребность в реформах. Это верно для всех народов, всех стран во все времена.
Но тем, кто все это понимает уже сейчас, мучительно трудно ждать, пока общество повзрослеет и созреет. Выход здесь простой: понимать свое место на правильной дороге и не сбиваться с нее внутренне. А когда эта дорога станет главной, решится позже. Не нужно опираться ни на отчаяние, ни на иллюзии — нужно беречь и ценить себя. Это поможет жить осмысленно, пережить лихое время и морально выжить.
Важно не замыкаться в себе, продолжать говорить с людьми (помня о безопасности, конечно), поддерживать общественные инициативы, структуры и группы, занимающие публичную гуманистическую позицию.
Когда человеку плохо и одиноко, лучший способ выйти из воронки отчаяния — это помочь тем, кому так же плохо, и тем, кто взял на себя ответственность за публичную политическую и общественную работу.
— А вообще возможна широкая оппозиционная коалиция — с этими людьми (а других нет) и в это время? Все же переругались…
— Любая политическая коалиция — это вопрос совместных ценностей (оценок, позиций, убеждений), совместных целей и совместных действий, в том числе общих моральных допусков для этих действий (что допустимо делать, что недопустимо делать). Все три составляющие принципиальны, ни одна не может быть упущена.
Разногласия между большинством российских оппозиционных политиков в большинстве своем касаются ценностей и действий.
Преодолеть эти разногласия очень трудно. Единственный путь к устойчивой коалиции — это признание ошибок и готовность их не повторять.
При обсуждении общих действий есть совершенно конкретные вопросы, при расхождении в которых коалиция невозможна.
Революция для смены власти допустима или недопустима? Насилие допустимо или недопустимо? Кровопролитие допустимо или недопустимо? Месть допустима или недопустима? Демократические реформы могут сделать только демократы, их не могут сделать большевики.
Нужно спокойно принять, что при демократии и свободе убеждений у политиков и граждан будут разные взгляды. Вопрос объединения сил для смены власти и перемен в стране должен стать приоритетом не на основе ненависти к Путину, а на основе уважения к людям и понимании общности будущего.
— Допустим, волшебная палочка — и можно все в государстве менять. Но кто это будет делать, ведь такое впечатление, что большинство все устраивает? И откуда брать, например, новых судей? Это де Голль, по-моему, смог всех сменить чуть ли не в одну ночь, но у нас этих судей больше, чем население среднего французского города. А полиция, а чиновники — они же все повязаны, все насквозь коррумпированы, все имперские, циничные хапуги.
— Любой народ закрывается и развращается в условиях несвободы и, наоборот, раскрывается и облагораживается в условиях свободы. Свобода — это кислород и солнечная сила.
Большая часть сегодняшних слуг системы сейчас (как и всегда) мотивирована не идеологически и даже не корыстно (это удел наиболее высокопоставленных персон), а ситуативно, конформистски. Эти люди не увидели других возможностей для самореализации.
Государство резко ограничило варианты безопасного выбора линии жизни для десятков миллионов людей. В ситуации несвободы и репрессий прислониться к власти намного безопаснее и в каком-то смысле рациональнее, чем противостоять ей. Но это прислонение непрочно, оно является следствием абсолютной силы власти, а не любви человека к ней.
Когда для раскрытия способностей людей будут созданы условия свободы, люди раскроют другие — лучшие стороны своих дарований.
Судебная реформа будет занимать особое место в общей политической реформе, суды — решающая ветвь власти, способная восполнить недостатки других. Потребуется замена судей, выносивших заведомо неправосудные решения и приговоры, отправить их в отставку может в любой момент глава государства. Это будет очень чувствительная работа, для которой потребуется создание специальной квалификационной коллегии, чтобы избежать произвола и мести.
Необходимо будет заменить председателей высших судов, это также полномочие президента.
Потребуется отмена сотен репрессивных противоправных законов, что должны будут сделать новый парламент и новый президент.
Эта работа поможет привести к законности основу судебной системы.
И новое поколение судей нужно будет формировать не из сотрудников силовых структур, а из правозащитников, имеющих юридическое образование. Это изменит саму психологию судебной системы. Она станет тем, чем должен быть суд, — местом защиты прав и свобод человека и местом установления объективной истины.
Комментарии читателей: