Депутаты Госдумы и сенаторы хотят усовершенствовать торговлю на онлайн-платформах.
Еще в 2023 году в Госдуму был внесен законопроект, касающийся регулирования работы маркетплейсов. Сейчас документ находится на стадии получения заключения правительства. Однако, пока авторы инициативы размышляют о поправках и уточнениях, которые могут быть внесены ко второму чтению, в Совете Федерации тоже созрели свои предложения по поводу усовершенствования онлайн-торговли. Например, глава Комитета палаты регионов по экономической политике Андрей Кутепов полагает, что следует установить долю рынка маркетплейсов и в случае ее превышения ограничить открытие новых пунктов выдачи заказов. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2021 году доля маркетплейсов от общего числа онлайн-продаж в России составляла около 40 процентов, в первой половине 2022-го — уже 47,9 процента, а в 2024 году, по прогнозам, приблизится к 54 процентам. Все больше потребителей предпочитает покупать в Интернете — от детских игрушек и косметики до бытовой техники и продуктов (многие из которых, к слову, гораздо дешевле на маркетплейсе, чем в розничном магазине, либо в обычном супермаркете их вообще не найти). Однако российские власти снова озабочены — на этот раз теми проблемами, которые несет рост масштабов электронной торговли. Еще не выветрились из памяти прошлогодние скандалы, связанные с взаимоотношениями владельцев маркетплейсов и продавцами, а также владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), со штрафами и списаниями. Доходило до забастовок! По следам этих волнений и появился на свет законопроект, который, по мнению авторов — депутатов из трех думских фракций, "регламентирует наиболее острые вопросы, которые возникают в этой сфере, и в первую очередь он защищает интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров от произвола владельцев цифровых платформ". В законопроекте, в частности, говорится, что цифровые платформы должны предоставлять информацию об условиях договоров, заключаемых между маркетплейсом, продавцами и владельцами пунктов выдачи. Она должна в обязательном порядке размещаться на сайте маркетплейса. "Хорошо известно, что цифровые платформы, часто в одностороннем порядке, меняют условия договоров, и тем самым они нарушают интересы продавцов и владельцев ПВЗ. В связи с этим мы считаем, что условия договоров должны пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год. При этом не менее чем за 30 календарных дней стороны должны уведомлять друг друга о намерении изменить условия договора", — цитирует пресс-служба председателя СРЗП и одного из авторов законопроекта Сергея Миронова. По задумке авторов инициативы, в этом документе должно четко указываться, по каким причинам маркетплейс может штрафовать продавцов и владельцев ПВЗ. В нем необходимо указать все возможные суммы штрафов, а прежде чем наложить их, цифровая платформа должна предварительно направить своим партнерам мотивированное письменное уведомление о принятии такого решения. Есть и другая проблема, мимо которой депутаты пройти не смогли: маркетплейсы оставляют за собой право распоряжаться счетами партнеров как своими. Хотя этими средства они оперируют, не имея на то никаких законных оснований. Поэтому депутаты предлагают разрешить цифровым платформам списывать средства со счетов продавцов или ПВЗ только при наличии их письменного разрешения. А также ограничить возможность маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов товаров или владельца ПВЗ. "Обсуждение продолжается. У нас нет задачи навредить бизнесу, тем более столь востребованному. Но все же прежде всего мы ориентированы и будем отстаивать права людей. Нам надо защитить покупателей от некачественной, а порой даже и опасной продукции, от контрафакта", — отметила соавтор поправок, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она напомнила, что многие родители сегодня заказывают в маркетплейсах игрушки и детские вещи, "поэтому строгий контроль качества этих товаров необходим". Правда, проблем во взаимоотношениях продавцов, покупателей, работников ПВЗ и самой торговой площадки хватает. Скажем, если доставка задерживается или упаковка при получении оказывается поврежденной, покупатель винит в этом продавца и пишет гневные отзывы (а другие покупатели их читают и "мотают на ус"), хотя качество товара не пострадало. Но покупка была предназначена для подарка, а он опоздал к нужной дате или выглядит так, что дарить его просто стыдно. Продавец в этом не виноват, а претензии площадке или ПВЗ предъявлять бесполезно. К тому же маркетплейс при возврате может удержать некую сумму — и доказывай потом, что конкретно не устроило. Но граждане всё же отдают предпочтение такой форме торговли, хотя бы потому, что доставка до пункта выдачи бесплатная, и даже если она включена в стоимость товара, он всё равно выходит дешевле, чем в магазине. Да и ПВЗ теперь буквально на каждом углу — удобно! Как бы не так, считают сенаторы. Представитель верхней палаты российского парламента Андрей Кутепов, например, уверен, что надо внести изменения в порядок деятельности маркетплейсов, которая не подпадает под законодательное ограничение приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов. "Будучи, по сути, такими же хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами, как и традиционные торговые сети, маркетплейсы получают конкурентные преимущества и не ограничены в открытии или аренде новых пунктов выдачи заказов в границах субъектов, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос об установлении доли рынка маркетплейсов и ограничении открытия новых пунктов выдачи заказов маркетплейсов в случае ее превышения", — предлагает сенатор. Он также приводит статистику Роспотребнадзора: количество жалоб от потребителей по теме дистанционной торговли все больше с каждым годом. В 2022 году их было 48 135, а за девять месяцев 2023 года — уже 48 322. И в общем объеме обращений в сфере розничной торговли на дистанционные продажи приходится 32,3 процента. К тому же маркетплейсы занимают более выгодное положение, чем государственная "Почта России": почтовики должны соблюдать требования об обеспечении безопасности вложений, не допуская к пересылке запрещенные предметы и вещества. А маркетплейсы пользуются услугами транспортно-логистических компаний, которые в том числе занимаются перевозкой различных отправлений. Попробуй уследи за ними! "По мнению Министерства внутренних дел Российской Федерации, представляется целесообразным предусмотреть распространение разрабатываемых норм безопасности на деятельность указанных организаций", — убежден сенатор. Всё идет к тому, что будет создан новый закон, который будет регулировать исключительно маркетплейсы (сейчас такого просто нет). Но если он заставит продавцов и торговые площадки повышать комиссию за свои услуги, вырастут цены на товары — и онлайн-торговля моментально потеряет как минимум половину своей привлекательности. Возможно, кому-то это будет стоить потери бизнеса… Стремление контролировать бизнес все-таки в наших депутатах неистребимо, только непонятно, кому от этого будет легче? К тому же не пропала их тяга цепляться к словам: если сразу справиться с растущими проблемами в этом секторе не представляется возможным, то всегда можно заняться "игрой слов". Так, глава Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Сергей Гаврилов предложил поменять термин "маркетплейс". Он считает, что их целесообразно переименовать либо в "виртуальные торговые площадки", либо в "виртуальные торговые посредники", чтобы избавиться от иностранных словосочетаний "electronic market", "electronic marketplace". По его словам, указанная бизнес-модель применяется организаторами, выполняющими роль в первую очередь электронного посредника (агента с дополнительными услугами) между продавцами и покупателями. Причем, по мнению Гаврилова, предложение связано не только с соображениями русификации. "Потребитель, который покупает у них как у посредника, почему-то зачастую уверен, что он просто делает покупки через Интернет — как в обычном магазине, — цитирует депутата "Российская газета". — Однако если мы внимательно посмотрим, что написано в правилах, то в них каждый маркетплейс о себе говорит, что он не продавец, а просто агент". Такая площадка просто предоставляет свои склады и сайт для предпринимателей, которые продают товары, и помогает доставить их, напомнил глава комитета. При этом далеко не всегда известен реальный продавец. То ли намеренно лукавит Гаврилов, то ли просто по незнанию. Во-первых, многие покупатели отдают себе отчет, что маркетплейс (или, раз уж решили переименовывать, будем звать его "базарное место") — это лишь способ найти и заказать нужную вещь по приемлемой цене, а название компании-продавца или имя индивидуального предпринимателя обычно указано. Более того, часто потребитель приобретает определенные товары у одного и того же поставщика, доверяя ему. А во-вторых, покупки через Интернет и не должны ничем отличаться от приобретения товаров в обычном магазине: все требования Закона о защите прав потребителей распространяются на онлайн-торговлю, правда, существуют некоторые особенности дистанционной торговли, о которых очень часто рассказывают специалисты Роспотребнадзора. Их просто надо знать. А если маркетплейсы не считают нужным подчиняться требованиям этого закона, то, может быть, надо учесть это в уже существующих нормативных актах, скорректировав их в соответствии с требованиями времени, а не "творить" новые? Но вопрос не только в переименовании, считает депутат: "На наш взгляд, основная задача — не только найти название, но и такие стратегические решения, которые бы позволили создать эффективное сочетание целей продавцов и покупателей на платформах, обеспечивая тем самым взаимовыгодный обмен для каждого". "Эффективное сочетание целей" в принципе не повредит никакому виду торговли — хоть на рынке, хоть в Интернете. Но залётные продавцы-"гастролёры" могут арендовать на день крошечный закуток и уйти, обманув с десяток граждан и не оставив следов (о таких случаях нам сообщают читатели), и на них управы не найти, будь ты хоть трижды депутатом. А на маркетплейсах (или "виртуальных торговых площадках", если угодно!) существует возможность связи с продавцом и хоть какой-то защиты от обмана. Только "гастролёрами" заниматься долго, скучно и малоэффективно, а прижать "к ногтю" виртуальную площадку можно быстро и громко. |
Комментарии читателей: