Изучая историю нашего региона, можно заметить, что некоторые события, произошедшие относительно недавно, стремительно перемещаются в категорию "белых пятен".
Их не "секретят", не замалчивают умышленно. Их просто забывают естественным путём. Почему это происходит? Скорее всего, главная причина в трансформации сознания общества, вызванной изменениями убеждений и ценностей, когда материально-потребительское направление превалирует над всем остальным, в том числе и над интересами к истории и культуре. Для меня таким "белым пятном" очень долго оставался Томский железоделательный завод, давший свою первую продукцию ровно 250 лет назад. Ко времени его открытия металлургические заводы в Томской губернии уже существовали, но все они работали на полиметаллических рудах, получая серебро и медь. Томский же завод стал первым предприятием, работающим на местной железной руде, получающим на выходе железо, чугун и сталь. С XVIII века Россия активно начинает "прирастать Сибирью". Здесь открываются рудники, заводы, фабрики, растёт население, что приводит к резкому повышению спроса на изделия из железа и чугуна. Поставки с уральских заводов уже не удовлетворяют сибирские аппетиты, поэтому строительство "своего", местного железоделательного завода выглядело вполне логичным. Для этого в 1768 году в верховья реки Чумыш прибывает крупный горный специалист, минералог Василий Сергеевич Чулков (1746 — 1807). В его задачу входило выбрать подходящее месторождение железных руд, а также определиться с площадкой под строительство. Кроме рудных залежей, важнейшими факторами в выборе месторасположения завода было наличие полноводной реки и больших лесных массивов, необходимых для производства древесного угля, используемого в качестве топлива. Со своей задачей Чулков справился блестяще. Через два года, в рекордные для того времени сроки, в глухом участке Салаирской тайги, на берегу реки Томь-Чумыш, в 50 километрах к западу от Кузнецка, завод был поставлен. В декабре 1771 года его домна выдаёт первый металл, а на карте губернии появляется новое поселение — Томский завод, или село Томское. Село быстро растёт. По данным 1859-го, его численность составляла 2679 человек, в то время как число жителей города Кузнецка было лишь 1834. К этому интересному факту можно добавить ещё один — на Томском заводе впервые в Сибири в металлургическом производстве нашел применение каменный уголь. Жизнь завода уложилась в век. Это не очень много, если учесть, что его младший собрат, Гурьевский завод, работает уже третье столетие, начиная с 1816 года. Томский же завод был закрыт в 1864-м по причине нерентабельности. В хорошие времена, имея производительность до 35 000 пудов железа, чугуна и стали в год, к концу своего существования он перестал удовлетворять нужды царского Кабинета, в ведении которого находился. Истощалась руда, завозимая с Сухаринского рудника, возникли трудности с древесным углем, так как ближайшая лесозона была вырублена, а доставка дров из отдалённых лесосек повышала себестоимость продукции завода. Да и с дешёвой рабочей силой, после реформ 1861 года, отменивших "горнозаводскую рекрутчину", стали возникать большие проблемы. По этим причинам Кабинет начал планировать постройку нового завода, на новых железорудных месторождениях. Но это так и осталось в планах вплоть до строительства КМК, который, кстати, в своей задуманной "технологической мощи" просуществовал ещё меньше, чем Томьзавод. Для села Томского железоделательный завод был предприятием "селообразующим". После его закрытия происходит резкий отток населения, а село из разряда промышленных переходит в разряд сельскохозяйственных. Просуществовав ещё много десятилетий, его закат совпал с закатом советской власти. На 1990 год в нём проживало лишь 25 селян. И вопрос: что же там сейчас, для меня был открыт. Поэтому воспользовавшись солнечными днями сентября, мною и моим коллегой по Русскому географическому обществу Сергеем Ерофеевым, была организована небольшая экспедиция в место, где зарождалась железоделательная промышленность Кузбасса. От деревни Таловой (Новокузнецкий район) до села Томского нам предстоял пеший путь длиной примерно в 25 километров. Шагать пришлось по дороге, частично сравнимой с экстремальной полосой препятствий в виде глубоких автоколей, промоин и ухабов, грозивших после дождя стать водоёмами со скользкими, труднопроходимыми берегами. В сухие же дни перемещаться по ней возможно не только пешком, но и на высоких внедорожниках или квадроциклах. Тогда единственной серьёзной преградой остаётся достаточно не мелкий брод через реку Кара-Чумыш. Впрочем, так же преодолимый, как и чередующиеся перепады высот. По истечении пяти часов бодрого шагания перед нами открылась живописная панорама села Томского, или вернее то, что от него осталось. Существуют достаточно подробные карты этого поселения. Если их спроецировать на естественный рельеф, мы получим чёткое представление, что и где находилось. Основная, центральная часть села располагалась на высоком левом берегу реки Томь-Чумыш, где и сейчас можно увидеть ветхие остатки различных строений. Оставшиеся же несколько домов, вполне пригодных для жилья, как базы используют охотники, рыболовы и авто-, мотоэкстремалы. Широкая, центральная улица, "разрезающая" село, это часть оживлённого Барнаульско-Кузнецкого почтового тракта, по которому в Кузнецк к своей возлюбленной спешил великий Достоевский. В XIX веке тракт являлся кратчайшей дорогой между Барнаулом и Кузнецком. Через село он проходил аккурат мимо церкви во имя Сошествия Святого Духа. Сегодня на месте давно не существующего храма установлен большой деревянный крест. Кстати, в Томском родился известный подвижник просвещения, первый омский святой праведный Стефан Знаменский (1806 — 1877). Сразу за селом хорошо просматривается "резервуар" заводского пруда, по илистому дну которого, не встречая разрушенной временем заводской плотины, свободно и степенно скользит Томь-Чумыш. И сейчас ещё в нём можно встретить таких благородных жителей, как таймень или хариус. Что же касается руинированных остатков заводских строений, определённо могу сказать: ничего видимого здесь нет. Хотя очертания каких-то фундаментов увидеть можно. Все они находятся под толстым слоем дёрна в зарослях густой травы и кустарников. Единственное, что в достатке разбросано по поверхности, это металлургический шлак, содержащий в себе достаточно большое количество железа. Со дня закрытия завода прошло более 150ти лет, однако только в последние годы стал проявляться научный интерес к его истории. По мнению авторитетного археолога, историка Юрия Викторовича Ширина, здесь, на территории бывшей заводской площадки, необходимо как можно быстрее проводить археологические, исследовательские работы и определять данное место как памятник становления кузбасской металлургии. При наличии средств сделать это вполне реально. В этом случае Томский железоделательный завод прекрасно впишется в туристическую карту Кузбасса, что для нашего региона было бы только благом. P.S. Музей-заповедник "Кузнецкая крепость" будет очень благодарен, если кто-то поделится интересными материалами, связанными с Томским заводом или самим селом Томским. Это могут быть фотографии, документы, воспоминания жителей села (тел. 360092; kuzkrepost@mail.ru). |
Комментарии читателей: