А вы знаете, что в начале 1960-х годов на экономической карте (разумеется, условной, как бы сейчас сказали — виртуальной) страны существовал Новый Кузбасский экономический район?
Причем он не имел никакого отношения к нынешним агломерациям. Этот район объединял Кемеровскую область и Алтайский край. Информацию об этом мы почерпнули в подшивке "Кузнецкого рабочего" за 1963 год: в номере за 17 мая была опубликована статья инженера-экономиста Н. Рабиновича "Новый Кузбасский экономический район" — с картой и подробными аргументами в пользу нового образования. "Новый экономический Кузбасский район создан на принципе сочетания взаимно дополняющих друг друга отраслей народного хозяйства Кемеровской области и Алтайского края, — пишет автор. — Ведущими отраслями являются: в Кузбассе — добыча угля (33 процента), чёрная металлургия (16 процентов), химическая и машиностроительная промышленность, на Алтае — машиностроение (31 процент) и пищевая промышленность (30 процентов). Промышленность Кузбасса и Алтая давно уже тесно связаны между собой. В прошлом году, например, кузбассовцы отправили своим соседям десятки тысяч тонн стали, полтора миллиона тонн угля, большое количество металлопроката, кокса, цемента, стекла, минеральных удобрений и другой продукции. В свою очередь с Алтая кузбассовцы получили полиметаллические руды, крепежный лес для шахт, кальцинированную соду, ряд пищевых товаров и другие изделия. Такое сочетание и дополнение в промышленности нового экономического района будет способствовать более эффективному кооперированию по некоторым видам производства, рациональному использованию топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, а также в значительной мере увеличит маневренность материально-техническими и финансовыми ресурсами? Важнейшей особенностью укрупнения экономических районов является перспективный характер их развития". Далее автор рисует образную картину развития угледобычи в Кузбассе, а также рудной базы, необходимой для черной металлургии. При этом он упоминает и разведанные железорудные месторождения в Алтайском крае и даже в южных районах Красноярского края: "С расширением действующих заводов и строительством Западно-Сибирского металлургического завода Кузбасский район становится основным ядром третьей металлургической базы Советского Союза". Также он упоминает мощности химической промышленности Кемеровской области и машиностроение, которое, располагая 19-ю крупными предприятиями горного, транспортного, электрического оборудования, может пополниться и "мощными заводами энергетического машиностроения Алтая", алтайским станко- и тракторостроением, транспортным машиностроением, предприятиями по выпуску оборудования для пищевой промышленности: "Продукция машиностроительной промышленности за этот период (за какой — не уточняется. — Авт.) должна увеличиться примерно в 15 раз. Больше 40 новых машиностроительных заводов будет построено в нашем экономическом районе". Свое развитие получит и лесная промышленность: с присоединением Алтайского края лесной фонд пополнился большими массивами отличных лесов, и в целом по району объем "лесовывозки" можно будет довести до 7 — 8 миллионов кубометров в год. Наконец, комплексное развитие народного хозяйства крупного экономического района всегда вызывает необходимость обеспечивать развитие легкой и пищевой промышленности. И если на Алтае, сетует автор, с этим все хорошо — в Алтайском крае эти отрасли представлены крупными предприятиями, то в Кузбассе эти отрасли отстают от поставленных требований: "Дело в том, что основная масса трудящихся отрасли занята в тяжелой промышленности и лишь 9,3 процента работает в легкой и пищевой. В то же время среди городского населения доля женщин по переписи 1959 года составляет 52,4 процента, и если учесть, что в тяжелой промышленности заняты преимущественно мужчины, то ясным становится: значительная часть трудоспособных женщин не работает. Особенно это ощутимо в центрах угольной промышленности, в таких городах, как Прокопьевск, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Кемерово, Осинники и Междуреченск". А объединение с Алтаем даст не только возможность обеспечить местным сырьем отрасли легкой и пищевой промышленности, но и даст работу в этих сферах многим тысячам женщин. "Укрупнение Кузбасского экономического района создает благоприятные условия для совершенствования руководства всеми звеньями многоотраслевого хозяйства и обеспечивает улучшение планирования на основе наиболее полного сочетания централизованного планового руководства и творческой инициативы масс", — бодро резюмирует автор. Интересно, что новый экономический район все же назван "Кузбасский", а не "Алтайский", что сразу дает ответ на вопрос, что к чему будет присоединяться, и расставляет по местам в иерархии нового образования. Любопытно, как к этому относились на Алтае, но об этом в публикации ничего не говорится. Тут следует уточнить, что она была напечатана под рубрикой "В помощь пропагандисту и агитатору", что вполне объясняет бравурный "нью-васюковский" настрой автора. Может быть, в последующие годы Новый Кузбасский экономический район и упоминался где-то еще, но больше мы о нём не слышали. Все-таки 60 лет минуло с тех пор, и всё в стране изменилось… Зато вопрос укрупнения, присоединения и слияния рассматривался неоднократно. Например, даже в начале 2000-х не раз затевались разговоры о том, что Кемеровскую область надо объединить с Новосибирской и с Алтайским краем, помните? Собирались инициативные группы, писались проекты… Правда, дальше разговоров это тоже не пошло. А Алтайский край, наш ближайший сосед, и без всякого объединения сегодня везет к нам свою продукцию и получает нашу, кузбасскую. |
Комментарии читателей: