Постепенно новокузнечане привыкли к тому, что жители первых этажей тоже должны платить за лифт, который входит в состав общедомового имущества.
А ведь четыре с половиной года назад граждане кипели от негодования: на каком основании им стали начислять плату за лифт, если они им даже не пользуются? Не пользуются, но на праве долевой собственности общим имуществом должны нести обязанность по его содержанию. Тогда тарифы за эксплуатацию и обслуживание лифтового оборудования были пересмотрены, и жители верхних этажей стали платить меньше — за счет распределения платы и на квартиры на первом-втором этажах. Однако вопрос оплаты пользования этим сложным механизмом, необходимость которого особенно остро ощущается при поломке или капитальном ремонте, гораздо объемнее, чем кажется. Если в доме несколько подъездов и, соответственно, лифтов, и один выходит из строя, следует ли надеяться на перерасчет жильцам подъезда, вынужденным ходить пешком, — или всем жителям сразу? А если лифт не сломался, а остановлен на плановый капитальный ремонт, поскольку срок его эксплуатации вышел? Эти тонкости, обратившись к примерам из судебной практики, проанализировал интернет-портал "РосКвартал". Эксперты портала подтверждают: и законодатели, и надзорные органы одинаково решают вопрос о плате за содержание лифтового оборудования в доме. Платить должны все, независимо от того, на каком этаже находится квартира собственника и пользуется ли он лифтом. Об этом говорят часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пункт 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (Постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года). Однако возможно и исключение, если собственники помещений в доме на своем общем собрании постановят освободить от платы жильцов первого этажа, а разницу в плате распределить на всех остальных. Такое, согласитесь, бывает редко, ведь на верхних этажах обитает гораздо больше людей, чем на первом, и маловероятно, что они не воспользуются возможностью уменьшить размер платежа для себя. Но, допустим, в одном из подъездов дома отключен лифт. Положен ли перерасчет платы за обслуживание этого лифта жителям других подъездов.Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга указала, что в случае, если в МКД лифт был отключен из-за поломки, управляющая компания обязана сделать перерасчет платы за содержание жилого помещения по пункту 6 Правил № 491 как за услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. А поскольку плата за содержание и ремонт общедомового имущества, включая лифты, начисляется без разделения на подъезды и этажи дома всем собственникам помещений в многоквартирном доме, перерасчет такой платы также проводится всем собственникам, а не только жителям подъезда, где не работал лифт.А когда вообще собственникам помещений должны делать перерасчет за неработающее подъемное оборудование? Об этом говорит судебная практика. Например, в том же Санкт-Петербурге жительница одного из домов обратилась в Госжилинспекцию с жалобой на неработающий лифт и просьбой проверить сроки замены лифтового оборудования и ввода его в эксплуатацию. ГЖИ нанесла "визит" по адресу и провела внеплановую проверку, убедившись в том, что лифт в одном из подъездов действительно несколько месяцев не функционирует из-за капитального ремонта. И ГЖИ выдала предписание управляющей компании, которая и отвечала за лифт, и вела начисление за его содержание, сделать перерасчет платы за три месяца, пока оборудование было недоступно для пользования жильцами. УК дважды не выполнила предписание, а затем опротестовала его в суде. Суд первой инстанции иск управляющей организации отклонил: согласно Минимальному перечню работ и услуг по содержанию общего имущества (Постановление Правительства РФ № 290), на нее возложены обязанности по обеспечению технического обслуживания, осмотров и аварийного ремонта лифта, организации технического освидетельствования оборудования, в том числе после замены его элементов. Стоимость этих услуг и работ включена в размер платы за содержание жилого помещения. А если какие-то из них оказываются с нарушением качества или превышающими разрешённую продолжительность перерывами, то УО обязана сделать жителям дома перерасчёт. "Нормативными правовыми актами не установлены предельно допустимые сроки перерыва в оказании услуг лифта, поэтому любой перерыв в работе лифта является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с положениями Правил № 491, — говорится в решении суда. — Капитальный ремонт лифтов не указан в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в связи с непредоставлением указанной услуги". Иск был отклонен, а требование ГЖИ сделать перерасчёт платы всем собственникам помещений в доме осталось в силе. С первой инстанцией согласилась и апелляционная инстанция. Но тут надо отметить, что питерские реалии существенно отличаются от новокузнецких. Загляните в свою "платежку" — и вы обнаружите, что за содержание лифта платите вовсе не своей управляющей компании, а напрямую организации, которая занимается его обслуживанием. Однако Постановление № 290 — Минимальный перечень работ и услуг по содержанию, которые обязаны выполняться в доме, — действует. Эти услуги должна оказывать компания, управляющая домом. Так кому в подобной ситуации можно будет предъявить претензии? С кого спрашивать о перерасчете в случае, если лифт сломается или станет на плановый ремонт, — с УК или со специализированной организации? И будет ли такой перерасчет произведен? У нас все-таки не Питер. Думаю, решение будет за ГЖИ и, возможно, за судебными инстанциями. |
Комментарии читателей: