На этой неделе страницы российских СМИ запестрели заголовками: "У каждого пятого лифта в России истек срок эксплуатации", "Около 20 процентов российских лифтов выработали свой ресурс"…
Причем сообщения были со ссылкой на Ростехнадзор: с 1 марта 2023 года это ведомство занимается безопасностью эксплуатации всех грузоподъемных машин, платформ для маломобильных граждан, эскалаторов (кроме тех, которые расположены на станциях метрополитена), а также пассажирских конвейеров. Однако после поднявшегося в прессе шума Ростехнадзор поспешил дать необходимые разъяснения. О том, что около 20% лифтов в России выработали максимальный срок эксплуатации, РИА "Новости" действительно рассказали в пресс-службе Ростехнадзора: "В настоящий момент в России поставлено на учет около 496 тысяч лифтов, из них около 100 тысяч отработало назначенный срок службы в 25 лет". Тревожная информация: без пассажирского лифта в многоэтажках не обойтись. А новокузнечане, к примеру, хорошо помнят, как несколько лет назад в многоквартирных домах города были остановлены лифты — именно потому, что их дальнейшая эксплуатация была небезопасной. Люди жаловались, возмущались, звонили по всем инстанциям. Маломобильные граждане были заперты в четырех стенах, а кое-кто, попав в безвыходную ситуацию (лифт отключили в то время, когда жильцов не было дома), вынужден был подниматься на верхний этаж пешком в течение нескольких часов — очень медленно, переводя дыхание на каждой ступеньке и отдыхая на каждой площадке. Тем не менее, как выяснилось, такое количество лифтов, выработавших нормативный срок эксплуатации, еще не означает, что они начнут падать или будут остановлены на неопределенный срок — и карабкайтесь на свой девятый или двенадцатый этаж, как хотите! Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль прокомментировал это сообщение: "Лифты сроком эксплуатации более 25 лет могут использоваться владельцами только при наличии соответствующего заключения экспертной организации, которая официально удостоверяет исправность оборудования. Если экспертное заключение о возможности продления эксплуатации лифта отсутствует, то владельцу будет предписано исправить нарушение или приостановить использование устройства".В начале марта 2023 года в своем информационном письме Ростехнадзор указал, что по новому положению о федеральном государственном контроле в области безопасного использования и содержания лифтов не установлена необходимость плановых проверок. Предусмотрено лишь проведение внеплановых контрольных мероприятий — выездных и документарных проверок. А приоритетом при контроле за использованием лифтов станет профилактика — информирование, обобщение правоприменительной практики и объявление предостережений. Причем проведение контрольных мероприятий в обязательном порядке должно быть согласовано с органами прокуратуры. Внеплановые же проверки будут проводиться по обращениям граждан и организаций, если в таком обращении содержатся информация о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты наступления данных негативных последствий нарушения обязательных требований. "Понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования надзорных органов неминуемо влечет наступление негативных последствий, — сообщает ведомство. — Это может быть неконтролируемое движение лифта с открытыми дверями, прохождение кабиной лифта крайних положений первого и последнего этажа, отсутствие двусторонней переговорной связи из кабины лифта с диспетчером, неисправность автоматического реверсирования дверей кабины, возможность открытия дверей шахты снаружи шахты без применения специального ключа, предусмотренного изготовителем". Звучит как сценарий для фильма ужасов. Но, как считают специалисты, такое возможно и в реальной жизни. Приказом от 17 февраля 2023 года № 72 Ростехнадзор утвердил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые используются для определения необходимости и частоты проверок лифтов. К таким индикаторам, в частности, относятся отсутствие сведений о выводе отработавшего свой срок лифта из эксплуатации или о вводе нового, если после сдачи дома (или другого объекта капитального строительства) прошло более 20 рабочих дней. Перечень индикаторов вступил в силу буквально несколько дней назад — в понедельник, 13 марта. Однако распоряжением коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2019 года № 204 сроки замены лифтового оборудования продлены до 15 февраля 2025 года. И представитель Ростехнадзора уверенно заявил, что к середине февраля 2025 года в России не останется старых лифтов. Иначе говоря, если нет "непосредственной угрозы", то с заменой лифта можно потерпеть ещё пару лет? Наконец, что делать жильцам, если они считают, что лифт в доме неисправен? Андрей Виль в своем телеграм-канале сообщил, что "обеспечивать надлежащее выполнение работ по содержанию и ремонту лифтов в многоквартирном доме обязана управляющая организация". Так что следует обращаться в свою УК и контролирующие ее работу местные органы власти. А Ростехнадзор займется вопросом только при "непосредственной угрозе" — со всеми перечисленными выше признаками в стиле "хоррор". Между тем, заявил на заседании общественного совета при Минстрое замглавы ведомства Алексей Ересько, Министерство строительства и ЖКХ России обеспокоено низкими темпами замены и модернизации выработавших свой ресурс лифтов в многоквартирных домах: "В большинстве регионов не запланирована к замене большая часть лифтов и не обеспечено финансирование этих работ. Лишь в 22-х регионах все лифты, подлежащие замене, включены в планы". По данным Минстроя, в России в 2022 году были проведены аукционы на замену около 14,4 тысячи лифтов на сумму 45,3 миллиарда рублей в 77 регионах, что на 22% меньше в количественном отношении в сравнении с предыдущим годом. В 2023 году пока заключены контракты на замену 4,8 тысячи лифтов на общую сумму 17,1 миллиарда рублей. Если судить по краткосрочному плану реализации региональной программы капремонта в многоквартирных домах в Новокузнецке на 2023 — 2025 годы, в текущем году ожидается ремонт, замена или модернизация 46 лифтов (сюда же входит ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), в 2024 году — десяти, в 2025-м — 21го. Всего 77 на три года на сумму 169,5 миллиона рублей. Вроде немного, но стоит иметь в виду, что в предыдущее десятилетие уже было заменено значительное количество лифтов в городе. Однако есть и другая проблема. Как сообщают федеральные издания, ссылаясь на Росстат, в 2022 году в России производство лифтов снизилось на 30% год к году, до 21,6 тысячи штук, а эскалаторов выпущено всего девять единиц, что на 65% меньше, чем в 2021 году. Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021 году, были доставлены из-за рубежа. В марте 2022 года приостановил работу американский завод OTIS в Санкт-Петербурге (один из крупнейших игроков на российском лифтовом рынке), на долю которого приходилось 16% произведенной продукции в 2021 году, и о восстановлении производства на заводе было объявлено только в конце 2022-го. Ушёл с российского рынка финский производитель лифтов KONE, приостановила инвестиции и закрыла предприятие в Калуге немецкая фирма TK Elevator. Правда, на долю этих производителей приходилось лишь около 2,5% и 1% российского рынка соответственно. Но в 2022 году и российские лифты подорожали на 30 — 50% из-за перестройки логистических цепочек для закупки импортных комплектующих. Поставки, как ожидают отечественные производители, должны стабилизироваться в будущем году. Будем надеяться, что качество лифтов и подъемного оборудования от этого не пострадает. И, между прочим, запчасти для лифта тоже имеют определенный срок эксплуатации — от 5 до 25 лет. |
Комментарии читателей: