В этом году бульвару Героев, точнее — его мемориальной части, включающей Венок славы, исполняется 45 лет: 9 мая 1977 года празднование годовщины Победы состоялось на бульваре, получившем свой завершенный образ.
Этим событиям посвящена фотовыставка "Память, застывшая в граните", открывшаяся в Новокузнецком краеведческом музее. Редкие, практически уникальные фотографии, показывающие, как выглядел бульвар Героев 45 лет назад — и даже больше, ведь "благоустройство улицы Циолковского", как тогда официально значилось строительство бульвара, началось гораздо раньше. К 30-летию Победы здесь построили площадь, вмещающую 20 тысяч человек (и памятный митинг в честь Дня Победы долгое время проходил именно на ней), установили пять наклонных пилонов, символизирующих военные годы, а со стороны улицы Кирова появился 25метровый обелиск. И открытие бульвара состоялось 9 мая 1975 года. Вечный огонь зажег сам Николай Спиридонович Ермаков. Второе же "открытие" было спустя два года, когда появился Венок славы — декоративная стела, ставшая стержнем архитектурной композиции. "Цель нашей выставки — рассказать историю создания бульвара, — сказала директор краеведческого музея Светлана Гончарова. — Его строил весь город. Идея создавалась долго, мучительно — эти искания мы и попытались отобразить. Обратите внимание: наши фотографии расположены на черном фоне, постепенно переходящем к более светлому. Мы обозначили черновики и вариант, принятый за основу эскизов, по которым и строился бульвар Героев". Удивительно интересные фотоснимки! Легко узнаваемые аллеи бульвара, а вдали, где должна быть улица Кирова с многоэтажками, — пустырь… Первым посетителям выставки несказанно повезло: в день открытия сюда пришел один из авторов мемориального комплекса, заслуженный архитектор РСФСР, Почетный гражданин Новокузнецка Юрий Журавков. Он провел экскурсию, рассказав в подробностях, как создавался бульвар, как искали идею, как она в результате была воплощена. "Этот кусочек улицы Циолковского не был наполнен транспортом, и мы решили, что отдадим его под сквер, — рассказал Юрий Михайлович. — В начале его хотели поставить памятник Героям Советского Союза Красилову, Черемнову и Герасименко. Хотя первоначально он был намечен там, где сейчас кинотеатр "Октябрь", на площади Маяковского…" Но в итоге подвиг наших земляков стал темой мемориального комплекса. Для его создания был объявлен общегородской конкурс на лучший проект монумента. — Я делал три проекта, и все они меня не удовлетворяли, — вспоминал Юрий Михайлович Журавков. — Вот проект на черном фоне — я изобразил три маски. Было и такое предложение — одна рельефная фигура. Однажды под утро мне пришло в голову, что все это не годится. А когда сам не воспринимаешь идею, это самая важная оценка. И начались поиски скульпторов, с которыми можно было бы работать, — мастеров высокого класса или хотя близко к высокому. С московскими скульпторами Георгием Франгуляном и Михаилом Смирновым мы практически в один вечер набросали углем эскиз. И утром я пошел к главному архитектору города Выпову. Мы показали ему это решение, и он его согласовал. Это изображение мы сейчас и видим на бульваре Героев: квадратную стелу на четырех гранитных столбах с внутренним скульптурным рельефом по темам военных лет — "Нашествие", "Первые жертвы", "Рукопашная схватка" и так далее, до "Парада Победы". О подвиге народа, боли, страданиях, сопровождающих кровопролитную войну, и торжестве Победы можно узнать, пройдя вокруг Вечного огня. — Слава богу, что здесь прошло соединение понятий и вкусов скульпторов и архитекторов, — продолжает Юрий Михайлович. — Скульптор должен чувствовать пространство. Не просто поставить скульптуру — обелиск на хорошем месте. Здесь раскрывается тема, поэтому получилось произведение от начала войны до победы. Кстати, первоначально рельеф должен был быть сделан в бетоне, и его уже начали отливать. И все-таки мы решили сделать монумент из меди. Звоню Ермакову. Николай Спиридонович говорит: "Медь позеленеет, нехорошо". Я говорю: "Так весь Питер в меди!" — "Сколько надо?" — "11-12 тонн". Стали обзванивать заводы, у кого были фонды, искать медный лист. Тогда это было строго регламентировано. И через руководителей заводов, секретарей обкомов собрали листы. Были проблемы и с гранитом. У меня не получилось договориться, но Антонович, начальник снабжения "Кузнецкжилстроя", мог достать все. Тогда в Москве ремонтировали мавзолей, плиты меняли, и в то же время заканчивали памятник на месте гибели Гагарина. Там тоже был "мясокрасный" гранит, как у мавзолея. В то время Запсиб строился, второй конвертерный цех. Профнастила было — сколько хочешь. Так что договорились и вагон профнастила поменяли на вагон гранита…Монумент стал продолжением бульвара, который находится внутри жилого района. И его создатели должны были думать и о жителях: трудно психологически жить рядом с болезненными воспоминаниями о войне. Решение — обратить рельефные скульптурные композиции внутрь монумента, а снаружи оставить декоративные — было верным. "Мы привезли с Урала елки, поставили их, как солдат, в "почетный караул", — рассказал Юрий Журавков. — Я думал, что они медленно растут, а за 45 лет меня сильно переросли. Но сама хвоя, их порядок поддерживает тему войны, сострадания". Бульвар Героев — особенное место для новокузнечан. Здесь проходят торжества в День Победы, гуляют мамы с детьми, сюда приходят школьники на экскурсии. Меня, например, когда-то принимали в пионеры у Вечного огня. В этом уникальном монументе соединились талант художников, скульпторов, архитекторов, мастеров-чеканщиков и память о том, что нельзя забывать — память, застывшая в граните. |
Комментарии читателей: