Депутат Госдумы РФ Анжелика Глазкова предложила пересмотреть принцип начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Она полагает, что бытовой мусор следует вывозить только на основании письменного договора с потребителем. Считается, что если в Госдуме рождается законопроект в интересах граждан, значит, либо скоро выборы, либо в стан "народных избранников" затесался некий "мечтатель не от мира сего". Законопроект, который предложила депутат от КПРФ, член Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Анжелика Глазкова, как нельзя более отвечает чаяниям дачников, получающих счета за услугу "обращение с ТКО" по адресам их загородных домов, где они не зарегистрированы и не проживают большую часть года. С тем, что владельцам загородной недвижимости приходится оплачивать вывоз несуществующего мусора, сталкиваются многие новокузнечане — наши читатели не дадут соврать. Год за годом им начисляют платежи на основании права собственности, а не по факту оказания реальной услуги. И обращения к депутатам ни разу на моей памяти не дали ожидаемого результата. Быть может, новая инициатива (законопроект на прошлой неделе появился в базе Госдумы) поможет гражданам страны победить несправедливость? "Изменения законодательства, связанного с регулированием обращения с отходами производства и потребления, произошедшие за последние годы, в частности Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ "Об отходах производства и потребления", сопровождающиеся принятием решения о создании института региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, привели к монополизации рынка по обращению с отходами производства и потребления, что, в свою очередь, привело к увеличению финансовой нагрузки как на юридических лиц, так и на граждан, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Переход к новым правилам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) привел к значительному росту тарифов на вывоз ТКО, что в результате привело к повышению платы за вывоз ТКО для каждого собственника объекта недвижимости почти в два раза. Даже существующие региональные льготы по оплате коммунальных услуг, к которым относится и вывоз ТКО, являются недостаточными, так как различаются в субъектах Российской Федерации по объему и по категориям граждан, которым данная коммунальная услуга предоставляется. Расчет тарифов осуществляется либо по числу зарегистрированных граждан в жилом помещении, либо по количеству квадратных метров жилого помещения. Также действующее законодательство не учитывает категорию граждан — собственников жилых помещений, которые никогда не были зарегистрированы и не проживали, даже временно, по адресу объекта собственности, и никто там не проживает, а коммунальная услуга по вывозу ТКО никогда не оказывалась, но начисления за неё происходят регулярно региональным оператором. О задолженности собственники узнают в результате исполнительного производства по результатам ранее неизвестного судебного решения в отношении их по иску регионального оператора, причем с которым никаких договорных отношений не было и услуги им не оказывались. Но в рамках исполнительного производства судебные приставы банковские карты и счета уже заблокировали, действия с движимым и недвижимым имуществом ограничили и т.п., и многие граждане для ускорения процесса снятия наложенных ограничений добровольно оплачивают выставленные счета региональным оператором, особенно если объект недвижимости находится в ином регионе от места регистрации и постоянного проживания собственника, чем подтверждают заключение договора оферты. Лишь немногие граждане обращаются в суды для защиты и восстановления своих законных прав? Принятие настоящего законопроекта исключит начисления за неоказываемую коммунальную услугу по обращению с ТКО и приведет к снижению затрат как граждан (особенно тех, которые конклюдентных действий, со своей стороны, в том числе подтверждающих акцептирование оферты, не совершали), так и юридических лиц, в том числе и бюджетной сферы, а также к снижению нагрузки на судебные органы по судебным делам в указанной отрасли". Что же конкретно предлагает депутат? "Целью законопроекта является совершенствование действующего Закона "Об отходах производства и потребления" путем закрепления на федеральном уровне обязанности заключать письменные договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, по аналогии с договорами на оказание других коммунальных услуг (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и др.) с собственниками ТКО". Кроме того, законопроектом предлагается расширить перечень субъектов, которые вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором при наличии определенных оснований. А вот это еще интереснее: отказаться от заключения договора можно будет, если на участке есть площадка для сбора отходов! Например, в частном домовладении вряд ли есть полигон отходов или мусороперерабатывающий заводик. Однако хозяева нередко отправляют всю органику в компостную яму на приусадебном участке. Регоператор же считает, что это его "добыча", за несуществующий вывоз (и, соответственно, утилизацию, а по сути складирование!) он должен получать плату исходя из норматива формирования отходов и тарифа. Ведь никто не изучает содержимое мусорного контейнера, чтобы определить вид ТКО. Впрочем, наши читатели, живущие в частном секторе, нередко жалуются на начисление платы за обращение с отходами, при том что ближайший контейнер находится за 100 — 200 и более метров от дома. И, соответственно, туда редко выносят мусор, предпочитая "утилизировать" его на своем участке. Депутат предлагает учесть интересы таких потребителей. Смело! Но, как мы часто наблюдали подобные законопроекты, шанс дойти до финала у этого проекта минимален. И не хочется обнадёживать жителей частных домов, но всё же остается надежда: а вдруг? Вдруг депутаты в кои-то веки вспомнили о своих избирателях безотносительно предстоящих выборов и запросов сильного лобби? Надежда, как говорится, умирает последней. И, между прочим, при большом желании можно поискать и другие основания для вдруг проснувшейся заботы о проблеме утилизации отходов. В районах Новокузнецка регулярно образовываются стихийные свалки, и на их ликвидацию выделяются приличные деньги. Например, в начале 2024 года уже был отыгран конкурс на "оказание услуг по устранению несанкционированных свалок" в пяти районах города на 5,8 миллиона рублей. В аукционной документации говорится, что "определение объема и состава отходов для расчета массы отходов, подлежащих вывозу с мест выявленных несанкционированных свалок, проводится заказчиком совместно с исполнителем путем регулярного объезда территории района?". То есть на стихийных помойках всё-таки изучают состав и объем образовавшихся отходов! Тут надо понимать — за это платят бюджетные деньги. А деньги граждан, которые те должны вносить даже при отсутствующем мусоре, видимо, считать не обязательно: всё равно заплатят! К слову, в Госдуму поступил еще один законопроект — от группы депутатов, включая претендента на пост главы государства Владислава Даванкова. Авторы инициативы предлагают отменить плату за коммунальные услуги за месяц, если на протяжении хотя бы одного дня в течение этого месяца было зафиксировано снижение температуры в квартире ниже нормативного уровня. "Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью обеспечить справедливость в отношениях между поставщиками коммунальных услуг и потребителями, — поясняют депутаты. — В настоящее время исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги), предоставивший потребителю коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет. Однако зачастую такие перерасчеты осуществляются только за дни, когда коммунальная услуга не была оказана. Таким образом, поставщик услуг теряет незначительные средства, что не мотивирует его к модернизации сетей и оказанию услуг надлежащего качества. В этой связи необходимо законодательно закрепить дополнительные инструменты по защите прав потребителей: предоставить гражданам право не оплачивать некачественные коммунальные услуги за целый месяц, если температура в квартирах в отопительный период упала ниже допустимой хотя бы на один день. Усиление ответственности поможет предотвратить злоупотребления со стороны поставщиков услуг, мотивирует их поддерживать коммунальные сети в рабочем состоянии и работать на предупреждение аварий". Разумеется, на этот законопроект авторов сподвигла череда коммунальных аварий в Подмосковье, на Урале, в Сибири. И тоже маловероятно, что инициатива будет поддержана в Госдуме. Как это — не платить за целый месяц? Им, конечно, невдомёк, как у нас бывает трудно доказать даже сам факт холода в квартире. Как рассказывала недавно наша читательница Людмила Савельевна, которая не первый год жалуется на ненормативную температуру, с замерами к ней являются не в морозные дни, когда впору ложиться спать в валенках, а в период потепления. Конечно, при минус пяти за окном согреть жильё легче, чем в минус 30. Так что вряд ли и эта инициатива будет поддержана в парламенте. Но не забудем проверить результаты — оправдаются ли наши пессимистичные прогнозы? |
Комментарии читателей: