Новокузнецку для сохранения истории не хватает реставраторов и денег.
Недавние публикации в «Кузнецком рабочем» статей «Успеть бы сохранить» и «Кто в доме хозяин?» председателя общественного движения «Наследие» Сергея Рубцова побудили меня взяться за перо и высказать свое мнение. Думаю, не открою Америку, если скажу, что проблема с сохранением исторических, культурных, в том числе архитектурных, объектов в целом в нашей стране на сегодняшний момент остается очень сложной. И причин здесь, на мой взгляд, три: недостаточное финансирование, катастрофическая нехватка специалистов-реставраторов и нежелание, а в некоторых случаях бездействие местных властей. В декабре прошлого года в рамках 34х международных Мартьяновских краеведческих чтений в Минусинске прошла дискуссия по теме: «Сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия». В ней приняли участие ученые мирового уровня, доктора исторических наук из Красноярска, Санкт-Петербурга, Абакана, Новосибирска. Там прозвучали интересные предложения по сохранению исторических и культурных объектов, нестандартные решения выхода из кризиса данного направления деятельности.
Как решается охрана объектов культурного наследия в других городах? Приведу только два примера из собственных наблюдений. Город Углич. Когда я приехал в 2008 году в этот город во второй раз, то был приятно удивлен разительными переменами в лучшую сторону: все исторические объекты сверкают обновленными фасадами, отреставрированы. На вопрос, отчего такие перемены, в ответ все хвалят главу города тех лет и говорят, что она добилась включения Углича в федеральную туристическую программу «Золотое кольцо России».
Другой пример. Город Нерчинск Забайкальского края. Два брата Литвинцевы, уроженцы этого города, один — историк, другой — строитель. Им удалось восстановить чугунное литье всех надгробий конца XVIII — начала XX веков на местном кладбище, провести замеры и описание наличников, других деталей на всех деревянных домах города и, главное, участвовать в проектировании и реставрации дворца золотопромышленника Михаила Бутина, в котором сейчас находится краеведческий музей. Как видите, человеческий фактор и административный ресурс и в этом вопросе играет одну из ключевых ролей.
Но и не надо забывать, что именно к 380летию Новокузнецка решением руководителей области и города той поры, Аманом Гумировичем Тулеевым и Сергеем Дмитриевичем Мартиным, была возрождена Кузнецкая крепость, ставшая отныне не только местом городских праздников, но и визитной карточкой города. Важно, что и губернатор, и глава города в 1997 — 1998 годах сочли реставрацию старины одним из приоритетных направлений своей деятельности.
Заниматься охраной объектов культурного наследия должно управление культуры администрации города. Захожу на сайт. Нет, я не хочу сказать, что управление культуры этим вопросом не занимается. Даже хочу похвалить за то, что объекты культурного наследия выложены на их сайте: пять — федерального значения, по девятнадцать регионального и муниципального значения, с фотографиями и кратким описанием.
На сайте среди сотрудников управления культуры я не нашел специалиста, кто конкретно отвечает за сохранение объектов культурного наследия. Зато в координационно-аналитическом центре, созданном при управлении культуры, есть главный специалист по направлению этой деятельности. Но нет конкретного человека, значит, сохранность объектов возложена на специалиста, который курирует работу и библиотек, и музеев, и туризм, да еще и сохранность объектов культурного наследия. Не много ли на одного человека? А какое качество работы? Лет шесть тому назад мне удалось поговорить с человеком, косвенно причастным к сохранению этих самых объектов культурного наследия. На мое предложение, что надо бы активнее заниматься этой деятельностью, ответ был лаконичен: «Мы подаем каждый раз отчеты в Кемерово, просим обратить внимание на проблемы».
Летом прошлого года я был приглашен в Минусинск на празднование 200-летия города. К своему юбилею город подготовился основательно. В его старой части были отреставрированы все значимые исторические здания: старинное здание драматического театра, рядом в таком же архитектурном стиле построено здание для малой сцены, открыт после ремонта второй корпус краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова, засияла благородством старинная кирпичная кладка пяти учебных корпусов Красноярского краевого колледжа культуры и искусства. Преобразилась и центральная Соборная площадь, одетая в узор из брусчатки с памятником-колоколом, символизирующим историю эпох, стелой в честь 200-летия города и аллеей деревьев, высаженных представителями каждого учреждения города. А деревянные дома с их уникальной резьбой и наличниками окон заиграли особой цветовой гаммой. Сам праздник с его ярмаркой, концертами, проходивший два дня, оставил самые радостные впечатления. И это, заметьте, только лишь 200-летие города.
А что у нас? К 400-летию города отремонтировали ДК «Алюминщик», отреставрировали, да и то с большими недоделками, дом управляющего прииском Николая Байкалова (ныне административное здание музея Достоевского). Открытие кукольного театра в историческом здании кинотеатра «Коммунар» было сдвинуто по срокам. Вот по большому счету и всё. А свидетели исторических эпох, дом купца Ивана Муратова — первое каменное сооружение города (с 1790 года!) и дом купца Михаила Васильева с его первым в городе балконом, так и стоят как бедные родственники. Я уж не говорю об утраченных исторических деревянных и каменных объектах: домах Куйбышева и Обнорского, народном доме имени Пушкина, клубе имени Ленина на Левом берегу. Да и исторические объекты на Верхней колонии: поликлиника, построенная в начале 1930-х годов, уже в руинах, доживает и гостиница свой век. Грустно видеть всё это. У меня возникает такое ощущение, что, сколько ни поднимай вопрос о сохранении объектов истории и культуры города, ничего не будет сделано. Почему? Потому что властвует управленческая вертикаль. Будет распоряжение сверху — тогда пожалуйста. Ну а область занимается благоустройством столицы Кузбасса. Им не до нас. У них и жильё строится, и всякого рода культурные кластеры, и мосты, и дороги.
А зачем тогда трезвонить о северной и южной столицах, о двух будущих городах-миллионниках, если бОльшая часть федеральных денег оседает в Кемерове.
Давайте посмотрим на благоустройство нашего города. Для примера возьмем проспект Металлургов. Несколько лет назад его капитально отремонтировали. Но как? Такое впечатление, что как в интермедии Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?». Помните:
Я прихожу к директору и говорю: «Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть». Выходит сто человек. Я говорю: «Ребята, кто сшил костюм?» Они говорят: «Мы!» Я говорю: «Кто это «мы»?» Они говорят: «У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один — проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?» — «Нет!» Такая же ситуация и с ремонтом проспекта Металлургов — главного в исторической части социалистического города.
Во-первых, убрали рельсы трамвая с проспекта. Заметьте, первый сибирский трамвай начал свое движение именно на проспекте Молотова (ныне — проспект Металлургов) 30 ноября 1933 года — 90 лет назад. Ни в Кемерове, ни в Прокопьевске, ни в Осинниках, а в нашем городе! Ладно, убрали, но тогда хотя бы сделайте памятную надпись, как в Санкт-Петербурге. Там в районе Дворцовой площади тоже были рельсы первого трамвайного маршрута. И на земле оставлена часть колеи с мемориальной чугунной плитой, на которой помещена информация об этом историческом событии. Где наши главные архитектор и художник города, такую историческую плиту о нашем сибирском трамвае вам сделать слабО?
Во-вторых, узор чугунных оградок на проспекте собран «шиворот на выворот», столбы уличного освещения на проспекте, один со стороны вокзала, другой со стороны кинотеатра «Октябрь», поставлены прямо посредине прохожей части тротуара. Всё закатали в асфальт, причем площади — Маяковского, у кинотеатра «Октябрь» и у четвертого корпуса КГПИ КемГУ — так и остались неблагоустроенные. А таблички: «Здесь будет посажено дерево», установленные у тоненьких прутиков, которые высадили в надежде, что когда-нибудь из них вырастут деревья, остались в моей памяти как образец полного неуважения к жителям города.
Знаю, многие горожане любят свой город, гости нашего города отмечают его летнюю красоту, зимнее очарование.
Предлагаю возродить прежнюю красоту города и придать ему статус исторического. Впервые такой статус в 1970 году получили 115 исторических поселений, в 1990 году в этом списке числились 426 городов, в 2002-м подтвердили данный статус уже 478 населенных пунктов, а в 2010 году список был пересмотрен и в нем остался 41 город. На сегодняшний день такого статуса достигли 45 городов.
Что дает право получить Новокузнецку статус исторического города?
Его славная история в составе Алтайского горного округа, Томской губернии, Западно-Сибирского края и образованной в 1943 году Кемеровской области. Его мощная экономика, уникальная архитектура 1930 — 1950-х годов, научная и творческая интеллигенция, творческие союзы, дворцы культуры и театры. Поставив цель, надо идти к ней семимильными шагами, потому что мы уже много чего опоздали сделать. Необходимо провести большую работу в течение этого года по выявлению новых объектов культурного наследия местного значения. А таких объектов много: здание бывшего Учительского (педагогического) института (проспект Пионерский, 13), здание поликлиники (площадь Побед, 6), здание Театра металлургов (бывшего Сталинского городского драмтеатра имени Серго Орджоникидзе), актовый зал второго корпуса Кузнецкого металлургического техникума у КМК (бывший Сталинский ТЮЗ), Детский дом культуры (первое здание Дома пионеров, проспект Курако, 51а), Дом и контора первого управляющего Садопаркового хозяйства Ивана Прохоровича Бедро, которого пригласил сам Иван Павлович Бардин развивать садоводческое хозяйство (Садопарковое), Дворец культуры имени Дзержинского с его уникальным парком на острове и мемориалы погибшим в Великой Отечественной войне шахтерам шахт имени Орджоникидзе и имени Димитрова (Куйбышевский район), могилы выдающихся металлургов Григория Ефимовича Казарновского и Антона Дементьевича Лаушкина в Пантеоне кузнецких металлургов (Верхняя колония КМК), первые десять (их сейчас восемь осталось) каменных домов на проспекте Энтузиастов, двухэтажный дом (один из немногих с уникальными наличниками окон, сохранившийся на Форштадте, в переулке Русиновском) и другие исторические объекты города.
Наш город постоянно развивается и меняет свой облик, но при этом очень важно сохранять исторические здания. Считаю, что надо включить целые кварталы домов в охранную историческую зону: от проспекта Энтузиастов и улицы Хитарова, проспекта Металлургов и проспекта Бардина, улицы Кутузова (до проспекта Бардина) и улицы Суворова, улицы Кирова от проспекта Курако до Левого берега, вобравшую все архитектурные стили XX века, проспект Пионерский и улицы Покрышкина (нечетную сторону), улицы Пирогова (четную сторону) и улицы Ушинского, до проспекта Строителей (от городской кассы до улицы Филиппова). Центральные части Кузнецкого (улицы Ленина, у ДК «Алюминщик»), Куйбышевского (часть домов ул. Карла Маркса) районов. Нам надо сохранить архитектурно-историческую среду города. Для этого не потребуются дорогостоящие затраты, как при реставрации, да и здания на гостевом маршруте города уже приведены в надлежащее состояние, осталось только разработать и реализовать колористические решения фасадов зданий этой территории под неусыпным контролем управлений культуры и архитектуры. А провести эту работу вполне могут управляющие компании домов.
В 2013 году в Москве состоялся первый съезд реставраторов, который расставил приоритеты реставрационной деятельности, главным из которых является сохранение облика исторических городов и объектов культурного наследия. В нашем городе в 1990-е годы работала архитектурно-реставрационная мастерская (АРМ № 4). Сейчас, когда хороший специалист-реставратор на вес золота и их нет по всей Кемеровской области, предлагаю найти их в Томске, Красноярске, Костроме, Твери, Архангельске и заключить с ними договоры на проведение реставрационных работ. В конце прошлого года мне посчастливилось побывать на съезде краеведов Енисейской Сибири. На этом форуме поднимался вопрос о пропаганде краеведческих знаний в средствах массовой информации, на электронных и бумажных носителях. Ряд ученых высказали предложение о научном издании энциклопедии Красноярского края, об энциклопедии населенных пунктов края. В нашем городе имеется популярная, разноплановая краеведческая литература, но нет фундаментальных историко-краеведческих изданий, кроме «Новокузнецк: 400 лет в истории России», подготовленного музеем-заповедником «Кузнецкая крепость» и отпечатанного в Томске в 2018 году, где представлены новейшие исследования и материалы об истории Новокузнецка.
Еще одной уникальной коллекцией материалов, но уже по истории установления советской власти в Кузнецке, картой-схемой Кузнецка 1918 года, переданных краеведом Владимиром Петровичем Девятияровым, обладает старейший краеведческий музей Новокузнецка. Надеюсь, что к своему столетнему юбилею в 2027 году музей опубликует эти материалы с научным сопровождением, и этот труд займет достойнейшее место в следующем фундаментальном краеведческом издании о нашем городе.
Помнится, давно сам Владимир Петрович в краеведческом музее проводил собрание с целью объединить всех заинтересованных горожан, интересующихся историей малой родины, под крышей старейшего и уважаемого краеведческого музея. Им даже был составлен план направлений изучения краеведения нашего города. К счастью, я сохранил его план краеведческой деятельности и, по прошествии многих лет после той встречи, сейчас понимаю, как глубоко Владимир Петрович мыслил, как многогранно видел деятельность краеведческого объединения. В феврале 2007 года в стенах краеведческого отдела библиотеки Гоголя было создано краеведческое объединение «Серебряный ключ», которое поднимало острые вопросы, в том числе и по сохранению памятников истории и культуры нашего города, но сейчас деятельность этого общества направлена на патриотическую и просветительскую деятельность в области краеведения города.
Музеи нашего города издают сборники материалов своих научных конференций, но они выходят или с периодичностью 2 — 5 лет, или нерегулярно, а ежегодник «Из Кузнецкой старины» на своих страницах освещает в основном период до 1920 года. В других городах России выходят ежегодники: «Тверская старина», «Красноярский исторический альманах», «Чеховские чтения», «Амурский краевед» и другие. Учитывая интерес к истории и краеведению города, необходимо в нашем городе издавать (хотя бы начать в электронном виде) ежегодный «Краеведческий сборник», в котором публиковались бы краеведческие материалы в рубриках «Кузнецк», «Сталинск», «Новокузнецк», «Листая старый альбом» и других. На свое неоднократное предложение о создании этого «Краеведческого сборника» постоянно слышу: «А кто этим будет заниматься?»
Когда я был в Таганроге, то первоначально город показался неухоженным, тротуары в листве, всюду пыль, но в каждом газетном киоске продавалась «Энциклопедия Таганрога». Листая страницы этой энциклопедии, я думал, что если в городе нет денег на чистоту, а нашлись на издание энциклопедии, то город на правильном пути, он видит своё будущее. Издание энциклопедии нашего города считаю назревшей необходимостью, а наполнить её научной информацией вполне могут ученые вузов и музеев Новокузнецка, Томска, Новосибирска и Барнаула.
Одного научного сотрудника музея Мартьянова в Минусинске я спросил: «А почему вы работаете в музее?» Он ответил: «В детстве, когда меня мама привела в музей, я впервые увидел пулемет времен Гражданской войны. Он на меня тогда произвел очень сильное впечатление, и я решил, что, когда вырасту, обязательно выучусь и приду работать в музей». Эта встреча мне подсказала выход из создавшейся ситуации в городе.
Начинать знакомиться с историей своей малой родины надо с юных лет, поэтому изучению краеведения в школах, как науки о родном крае, надо придать важное значение. Предлагаю включить краеведение в учебный план всех школ города на постоянной основе на первых порах как факультатив, в дальнейшем как полноценный урок. Ведь знание истории своей малой родины обогащает человека теми присущими только данной местности событиями, фактами. Со временем, взрослея, школьник, студент может сопоставлять события малой родины с историей своей страны, мира. Кандидатом педагогических наук Еленой Борисовной Цибизовой подготовлено и издано учебное пособие «Мой город — Новокузнецк». Оно является отличным учебником по изучению истории малой родины с углубленным изучением ряда тем в музеях нашего города. Материалы его можно использовать как на уроках истории и географии, так и изучать в курсе внеурочной деятельности во всех школах города.
Хорошо, что в школах города сейчас проводится еженедельный час «Разговор о главном». Для большего познания истории своей малой родины предлагаю ввести в составе «Разговора о главном» ежемесячный один час по краеведению во всех школах города, приглашать на часы краеведения в школы музейных работников, краеведов, которые смогут поделиться своими знаниями о городе со школьниками и учащимися техникумов.
Ежегодно 18 апреля отмечается как Международный день памятников и исторических мест. Он также известен как День всемирного наследия, установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданного при ЮНЕСКО, и имеет девиз: «Сохраним нашу историческую Родину».
Сейчас от всех нас во многом зависит — или мы будем жить в обезличенном, утратившем своеобразие и уникальность городе, потому что вместе с потерей исторических памятников можно потерять и историческую Родину, но тогда не простят нам этого первооткрыватели города и наши отцы и деды, «стоявшие дни и ночи у мартеновских печей».
Или, осознав высокую значимость и ценность культурного наследия, будем жить в светлом, прекрасном, историческом городе Новокузнецке, где будут отреставрированы памятники уже федерального значения — дома купцов Фонарёва, Муратова и Васильева, на подъезде к Советской площади (а возможно, её можно будет переименовать в Историческую или 400летия города) нас будут встречать и памятник казакам — первопроходцам Кузнецкой земли, и скульптурная композиция, посвященная пребыванию Достоевского в Кузнецке. А на Верхней колонии, жилом районе Кузнецкого металлургического комбината в 1930-е годы, будет выполнен проект реновации гостиницы, предложенный учеными-архитекторами Сибирского государственного индустриального университета во главе с Еленой Анатольевной Благиных. Историческое здание гостиницы должно превратиться, по их замыслу, «в многофункциональный научно-исследовательский и культурный центр с офисами, лабораториями, отелем и рестораном, приняв на себя новые функции по обслуживанию индустриального (историко-архитектурного) туризма». И тогда за все это нам благодарны будут наши дети и внуки.
А за образец предлагаю взять село Вятское Ярославской области, основанное в 1420 году, с населением всего чуть больше 800 человек, более 50 зарегистрированными памятниками архитектуры XVIII — XIX веков, 12 постоянно действующими музеями, которое в 2015 году стало первым членом «Ассоциации самых красивых деревень России», а в 2019 году внесено в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Родина у каждого человека одна, и её надо любить, знать и беречь.
Владимир Пилипенко, краевед, член Союза журналистов России. |
Комментарии читателей: