Планы властей в нынешнем году осуществить строительство трамвайного кольца на Привокзальной площади несколько озадачили горожан.
Там и так не развернуться! А возможность пуска трамвая по проспекту Курако (мягко говоря) рассмешила, примерно так же, как проект "наземного метро" в Новокузнецке. Не прошло и семи лет, как отстучали трамвайные колеса на улице имени прославленного доменщика, контактные сети были сняты, рельсы демонтированы… И все ради дополнительных полос для автомобилей, заполонивших город. Три года назад та же участь постигла трамвайную линию на проспекте Металлургов. Кто-то огорчался — самый экономически выгодный и экологически чистый городской транспорт. Кто-то радовался, особенно жители домов, окнами выходящих на пути. Конечно, шум с утра пораньше многим мешал. Помню, когда мы жили в пятиэтажке на Металлургов, 3, трамвайный перезвон совсем не замечали, в отличие от родственников, которые наезжали в гости и оставались ночевать. "Как вы только спите в таком шуме! — удивлялись они. — Трамвай гремит, с вокзала гудки локомотивов, машины туда-сюда… Ужас!" А мне даже нравилось, что под окном снуют трамваи и прямо около арки есть трамвайная остановка, можно увидеть, как мама возвращается с работы, поглазеть на лихих пассажиров, гроздями висящих на ступеньках "тройки", курсирующей через два района и забирающей работяг у КМК. А как уважали бесстрашных мальчишек, запросто катающихся на "колбасе" или запрыгивающих в трамвай на всем ходу… Трамвай был наш транспорт. Мы частенько просто катались. Даже одну остановку до кинотеатра "Коммунар" ребятня, собираясь на утренний девятичасовой сеанс, предпочитала проехать на трамвае, купить билет за 3 копейки и, услышав название остановки — "Звуковой", высыпать гурьбой аккурат ко входу. Что ни говори, а для большинства горожан трамвай был значимой частью их жизни, историей города. А начиналось все в далекие 30-е годы, когда начальник Кузнецкстроя Сергей Франкфурт и секретарь горкома ВКП(б) Рафаэль Хитаров заспорили, какой общественный транспорт лучше для Сталинска: автобус или трамвай? Точка зрения Хитарова победила, и весной 1933 года решили строить трамвайные пути. Первую линию по маршруту "ДОЗ — завод — вокзал" было решено пустить к 7 Ноября, в день 16-й годовщины Октябрьской революции. Сказано — сделано! Стройку объявили ударной, всенародной и завершили ее согласно принятому графику, без переносов сроков. Финансировал стройку и всячески помогал людьми и техникой зарождающийся гигант черной металлургии — КМК. Сталинский трамвай за Уралом был самый первый, а в будущем году он отметит свое 90-летие. Трамвай соединил все районы города, не дотянулся только до Ильинки. Мы ездили на нем "на речку" в Топольники и на Водную, кататься на лыжах — на Лыжную базу… Даже некоторые знаковые постройки в городе появились благодаря трамваю. Например, мост через Абу, у нынешней площади Маяковского. В апреле 1934 года наша газета, тогда еще "Большевистская сталь", писала, что планы пустить трамвай по деревянному мосту проспекта Молотова (Металлургов) пересмотрены, и будут возводить через Абушку постоянный мост. Читатели газеты широко обсуждали это строительство. Сошлись на том, что он должен быть электросварным, что "красивее и легче клёпаного", а также видели его "вполне определенное фигурное начертание, которое отвечало бы требованию социалистического города", "делая мост сварным, мы сочетаем культурное достижение с последними достижениями сварочной техники". Кстати, для проведения испытания этого моста железнодорожный цех КМК предоставил трехосный Коломенский паровоз. Мост успешно выдержал испытания. "Большевистская сталь" также писала, что на тот момент самый крупный сварной мост был в Дрездене, наш же, Сталинский мост, опередил его по длине на 9 метров, а по ширине на 6,5 (35 и 18 метров соответственно). Его круглосуточно охраняли, был установлен пост. Но вернемся в наши дни. Возобновится ли трамвайное движение по проспекту Курако — еще вопрос. А вот по трамвайному кольцу решение принято (не зря, значит, оставили часть рельсов), и вполне возможно, что уже нынешней осенью новокузнечане прокатятся по нему. После ввода его в эксплуатацию до Привокзальной площади будут продлены сразу несколько трамвайных маршрутов и потенциальных пассажиров будут подвозить прямехонько к вокзалам. Затея дорогостоящая. Только проектирование трамвайного кольца обойдется примерно в 3,6 миллиона рублей, строительство — порядка 20 миллионов. Все работы будут профинансированы по федеральному проекту "Чистый воздух". Поживем, как говорится, прокатимся. Пока же радует, что в городе появились красивые современные трамваи. Но они уже никогда не пойдут до остановки "Звуковой". |
Комментарии читателей: