#
#
Просмотров: 2480
Тема дня

Паводок-2021. Следим за уровнями рек

Picture

Бдительности не теряем!

Просмотров: 2845
Тема недели

Про мосты, про посты, миллионы и "понты"

Picture

7 апреля губернатор Кузбасса Сергей Цивилев провел в Новокузнецке пресс-конференцию "900 дней. Новый этап развития".

Просмотров: 14092
Тема месяца

"Процесс - это жизнь, результат - это смерть"

Picture

Кузбасс снова будоражит российскую общественность.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Опросы на КузПресс
  Вы счастливы?
  Как бы вы по пятибалльной шкале оценили деятельность сегодняшнего руководства Кемеровской области-Кузбасса?
  А у вас есть переработки?
  ...
добавить на Яндекс

Право на особую жизнь

Никите - четырнадцать. Он говорит несколько простых слов: “мама”, “пить”, “папа”. Хочет есть - берет маму за руку, подводит к холодильнику, кладет ее руку на колбасу. Так общается.

“Если шарик, с которым он играет, закатится под кресло, - сын тоже берет мою руку: доставай”. В школу Никита не ходит. Мама и папа работают, и раньше за Никитой присматривала няня. А теперь парень вырос, вытянулся под метр восемьдесят, няня с ним уже не справляется.

Родился Никита здоровым, крепким ребенком. Говорить начал рано, легко запоминал стихи, сказки. Но в два с половиной года стал говорить меньше, а потом совсем перестал. Развилась эхолалия (непроизвольное повторение слов, фраз, услышанных от взрослых). Звуки Никита произносил шепотом.

Врачи поставили мальчику диагноз: “аутизм”. Родители надеялись, что это пройдет и сын сможет посещать школу. Прошли обследование в 6-й детской психиатрической больнице города Москвы. Диагноз столичные медики подтвердили. Никите при его тяжелой форме заболевания не показана не только обычная школа, но и специализированная. В Новокузнецке дети-аутисты учатся в школе № 78. “В 78-й детский сад берут детей с разнообразными диагнозами, - рассказывает мама Никиты Людмила Сергеевна Шуберт. - Ребенка-аутиста принимают с условием, что через 3 - 4 часа его надо забрать. А ведь очень важно как раз раннее педагогическое воздействие, когда ещё можно что-то скорректировать”.

Три года назад на базе муниципального учреждения “Центр психолого-педагогической помощи” была создана группа психологической поддержки родителей детей-инвалидов. “Родители обмениваются опытом общения, воспитания своих детей, - рассказывает руководитель группы психолог ЦППП Ирина Сидорова. - Наша цель - психологическая и информационная поддержка родителей детей с нарушениями развития. Чем раньше мама обращается за помощью к специалисту - психологу, дефектологу, логопеду, - тем лучше для нее и для ее ребенка. Есть методики, с помощью которых учат складывать слоги, писать, читать даже неговорящих детей. Об этом мы рассказываем тем, кто к нам приходит. Телефон нашего центра - 74-31-18”. Родителям, испытавшим шок и отчаяние от диагноза, поставленного их ребенку, работа в группе помогает почувствовать: они не одни.

“Вова умеет писать, читать и считать, говорит цитатами из художественных произведений, - Ирина Владимировна листает фотоальбом - летопись группы. - Он из интеллигентной семьи, рос в атмосфере литературы, музыки, поэзии. А это Ваня, ему 13 лет. При неадекватном поведении у него незаурядные математические способности”.

Но где и как свой талант Ване развить? В Москве детей-аутистов с необычными способностями обучают в некоторых общеобразовательных школах. Как помочь детям из провинции?..

“Для общества наши дети - балласт. У них нет перспектив, - говорит мама Никиты Людмила Сергеевна Шуберт. - Они никогда полностью не излечатся, не приспособятся к окружающей действительности, тем более не смогут жить самостоятельно. И что с Никитой будет после меня?” В интернатах для психохроников остающиеся без попечения родителей дети-аутисты больше двух лет не проживают, такова статистика.

“Если не мы, то кто же?” - спросили себя родители. И год назад учредили Кемеровскую региональную общественную организацию “Ассоциация родителей “Единство” (сайт www.deti-x.com). Организация объединяет кроме родителей детей-аутистов родителей детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов детства. Председателем ассоциации “Единство” стала Л.С. Шуберт.

За опытом поехали в Москву. Существующая там негосударственная служба “Центр лечебной педагогики” обучает, развивает особых детей, а в созданном на базе технологического колледжа центре социальной адаптации ведется профессиональная подготовка, проводятся юридические консультации. Под Санкт-Петербургом в “Деревне Светлана” для детей-инвалидов построен настоящий реабилитационный центр. 10 лет существуют социальные деревни “Прибайкальский исток”, “Семейная усадьба” под Иркутском. Все они возведены на частные пожертвования. Федеральный закон РФ “Об опеке и попечительстве” легализовал право частных лиц и негосударственных организаций на создание частных интернатов, приютов, пансионов и т.п. В Казахстане по Закону “О социальных услугах” инвалидам при выборе ими частного социального заведения государство дотирует учреждению расходы на содержание инвалида. В России это пока в проекте.

Ассоциация “Единство” реализует первый в Кузбассе проект “Дети-Х” - строит частную усадьбу для детей-инвалидов. Родители приобрели в селе Кузедеево здание бывшего клуба. Будущий Дом попечения и абилитации (частичного восстановления), предназначенный для проживания инвалидов с 18 лет, включит полный хозяйственный цикл. По ходатайству председателя Кемеровского областного Совета народных депутатов Н.И. Шатилова администрация Новокузнецкого района пообещала отвести гектар земли. Можно будет разбить огород, разводить домашнюю птицу и другую живность. А самое главное, дети получат возможность общаться друг с другом. С ними станут работать, обучать, прививать трудовые навыки дефектологи, специалисты по социальной работе, волонтёры. Вот такая мечта о жизни в полном согласии с природой и окружающим миром.

“Проект воплощается силами и на средства родителей, чьи дети будут воспитываться в этом доме, - говорит Л.С. Шуберт. - Мы намерены участвовать в государственных и частных конкурсах социальных проектов. Средства грантов будут использоваться на строительство Дома попечения и абилитации”.

Аутизм (от греческого autos - сам) - пожизненное тяжелое заболевание, оно обычно проявляется в течение первых трех лет жизни. Характерны чрезмерная самоизоляция, неспособность перенять общепринятые способы поведения, вступать в контакт, общаться с людьми. Большинство детей с аутизмом абсолютно нормальны внешне, но их поведение разительно отличается от поведения сверстников. Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимания на окружающих, без видимой цели повторять действия с предметами (крутить что-либо в руках и т.д.). Подвержены неконтролируемым истерикам. По словам российского психолога Выготского, ребенок-аутист - “развитой иначе”. Он живет в своем особенном мире, являя некий “феномен инобытия”.

Аутизм называют “болезнью XXI века”. Доказано, что у детей-аутистов отсутствует ген, отвечающий за синтез нейромедиаторов - веществ, обеспечивающих контакт между нервными клетками головного мозга. Но причины развития этого органического порока не изучены и неизвестны. Статистика между тем неумолима: 5-20 детям (мальчикам в 4 раза чаще, чем девочкам) из 10 000 в возрасте до трех лет ставится диагноз “аутизм”. В США насчитывается 400 тысяч людей с таким диаг-нозом. У 80 процентов из них коэффициент интеллекта - IQ - выше среднего. Достоверной отечественной статистики нет.

В апреле отмечался Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году. А в 1992 году в Гааге была принята Европейская Хартия аутистов: “Аутисты должны иметь возможность пользоваться теми же правами и привилегиями, что и все население Европы...”

Анна Скрипникова
01.06.2009
Просмотров: 842 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь