#
#
Просмотров: 478
Тема дня

Сколько стоит право на благоприятную окружающую среду?

Picture

Противостояние угольщиков с борцами с засильем угольных разрезов в Новокузнецком районе приобретает разнообразные причудливые формы.

Просмотров: 2763
Тема недели

"Коли ты в Расее власть, дак и правь Расеей всласть..."

Picture

Соперник С. Цивилёва на выборах-2018 задержан силовиками.

Просмотров: 11748
Тема месяца

Окаянные дни, окаянные годы

Picture

Между пожарами в "Крокусе" и в "Зимней вишне" много общего.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Опросы на КузПресс
  Когда отечественные кинематографисты снимали наиболее интересные фильмы?
  Как вы относитесь к идее расширения полномочий Горсовета?
  Пользуетесь ли вы Telegram и доверяете ли ему?
  ...
добавить на Яндекс

Вспоминайте иногда вашего студента...

Новокузнечанка Ольга Литош получила возможность в течение года жить в немецкой семье

Студентка факультета иностранных языков Кузбасской государственной педагогической академии Ольга Литош в будущем году получит диплом. И, несмотря на то что до окончания вуза еще год, о своем будущем пятикурсница серьёзно думает уже сегодня. И перспективы у нее совершенно определенные: после окончания академии Ольга планирует поездку за рубеж. В течение года она будет жить в немецкой семье и изучать немецкий язык, готовиться к поступлению в университет. Такую стартовую площадку ей дает программа Au-Pair.

Au-Pair - это международная программа, позволяющая молодёжи прожить год в семьях за рубежом, проводя время с детьми, совершенствуя язык и знакомясь со страной. Программа Au-Pair была организована в 1969 году, в ней принимают участие практически все страны мира.

Новокузнецкие студенты узнали о программе несколько лет назад - с помощью преподавателей факультета иностранных языков. Первыми в Европу отправились именно студенты иняза. Сегодня хорошая языковая подготовка, знание педагогики, психологии, помощь преподавателей и опыт уже прошедших программу дает возможность будущим Au-Pair (то есть помощницам по дому) без особых трудностей адаптироваться в чужой семье, находить общий язык с немецкими родителями и детьми. После окончания программы они могут поступить в высшее учебное заведение. Сразу оговорюсь: программа Au-Pair никакого отношения к обучению в университетах не имеет, а потому успехи в получении высшего образования в Германии - целиком и полностью заслуга самих студенток и еще одно свидетельство уровня образования, полученного на родине.

Елена Михайлова окончила КузГПА три года назад и сразу уехала в Германию. Несмотря на то, что основным языком, который Елена изучала в Новокузнецке, был английский, уровня знаний немецкого языка было более чем достаточно, чтобы не быть “немой” в немецкой семье.

- Правда, мне сначала не повезло с семьей, - вспоминает Елена. - И мне разрешили сменить принимающую семью, на этот раз я попала в дом к очень хорошим людям. Здесь было двое детей: пятилетний мальчик и совсем маленький, недавно родившийся. Так что я получила и опыт ухода за младенцами.

По контракту принимающей семьи с Au-Pair помощница может работать не более 30 часов в неделю и не более 5-6 часов в сутки. У нее есть время на посещение языковых курсов и на отдых. Вечером она не работает, в выходные тоже свободна. В обязанности девушки входит уход за детьми, прогулки с ними и игры, а также небольшая помощь по хозяйству. Она получает карманные деньги - 260-300 евро в месяц. Все возникающие проблемы помощниц решает агентство программы. Девушка (молодой человек как помощник по дому - большая редкость) остается в семье в течение года. А затем возвращается домой. Или остается в Германии учиться.

Елена поступила в университет в Эссене. Эссен - по немецким меркам большой город, около 350 тысяч человек. А университеты есть практически во всех таких городах. И считаются хорошими. “Я пришла, подала свои документы, - рассказывает Елена. - Мне поверили на слово, что я окончила факультет иностранных языков, - я же говорю с ними по-немецки! И через неделю прислали приглашение учиться. В других университетах мне отказали”.

Чтобы попасть в университет, прежде всего надо сдать экзамен на знание немецкого в языковой школе. Потом - экзамен при университете. Если есть диплом и положительные результаты сданного языкового экзамена, то у абитуриента - все шансы попасть в те 5-10 процентов иностранных студентов, которые набирает университет.

- Я учу английский и испанский, - говорит Елена Михайлова. - Плюс общие предметы: немецкий, история, психология, физика. Интересно, что специальности, которой обучают, как таковой нет. Сначала я получу степень бакалавра, потом мастера - филолога или преподавателя. И хорошо, что я русская, потому что рынок развивается, и в Германии очень заинтересованы в тех, кто знает русский.

Светлана Уйданова учится в том же университете на втором курсе. И семья по программе Au-Pair ей досталась “по наследству” от Лены Михайловой. Правда, до Светы Антонии и Манфреду Пюшель пришлось поменять пять или шесть помощниц Au-Pair. Одна приехала в Германию искать мужа (и так и не нашла), другая не пришлась ко двору по причинам религиозного характера, третья вернулась домой доучиваться... Свете повезло больше. С ее педантичностью, аккуратностью, любовью к порядку Германия приняла ее как родную. Светлана мечтала о поездке уже с первого курса, но мама все отговаривала: “Подожди немного...” Окончив третий курс, Светлана все же уехала. Год отработала в семье по программе, а потом поступила в университет. Она по-прежнему живет в немецкой семье, которая очень привязалась к своей помощнице и старается ей помогать. Расписание Светлана планирует с учетом и своих занятий, и дел по дому. Жить в семье не только удобнее, но и дешевле. Только обучение в университете стоит около 750 евро в семестр, а самой себя финансировать или рассчитывать на помощь родителей нереально: чтобы выжить в дорогой Европе, надо как минимум 700 евро в месяц. Студентам-иностранцам разрешено работать, но тогда не останется времени на занятия. Учиться в немецких университетах все-таки непросто.

- Занятия у нас начинаются в октябре, - говорит Светлана Уйданова. - Но я уеду раньше, потому что меня ждут из отпуска в моей немецкой семье. Моя специальность - преподаватель немецкого и природоведения, я изучаю физику, химию, биологию и технику. Я же не закончила вуз в России и по немецким законам могу изучать только то, что учила здесь. У нас школьное образование всего 10 лет, а у них - тринадцать. Так что моего школьного аттестата и трех курсов академии хватило только на то, чтобы меня вообще взяли в университет. Я могла бы учить или “германистику”, или “англистику”, или педагогику. На “германистику” большой конкурс, на “англистику” я поступила, но английский в педакадемии я всего один год учила. В Германии же этот язык в школе учат очень серьезно, так что мне было бы слишком сложно. А на педагогику подавала “на всякий случай”. И получилось, что теперь изучаю педагогику. Немецкий и математика обязательны для всех. Искусство, спорт, музыка - надо экзамены сдавать. Религия - вообще нельзя, потому что я православная, а менять веру не хочу. Осталось природоведение.

После четвертого курса Светлана сдаст первый государственный экзамен и получит право преподавать в школе в качестве стажера, с обязательным посещением семинаров в университете. Еще через два года - еще один госэкзамен и диплом преподавателя. Учитель в Германии - уважаемая профессия, к тому же статус государственного служащего (школы там в основном государственные) - это и стабильность, и социальный пакет, и достойная зарплата. “Этот статус еще надо заслужить”, - говорит Светлана.

Девушки рассказывают, что в Германии учится очень много иностранцев: турки, русские, японцы, корейцы, украинцы, грузины, белорусы. Спрашиваю, не изменилось ли отношение к российским студентам после событий на Кавказе.

- Отношение к русским зависит от самих русских, - уверена Елена Михайлова. - А с тем, что говорят о России после конфликта в Грузии, я уже столкнулась. У меня в Германии есть возможность смотреть российское телевидение, и мне было неприятно, как немецкие средства массовой информации отражали обстановку. Они брали кадры Цхинвали и говорили, что “Москва атакует Грузию”. И никто не говорил ни слова об Осетии. У меня есть знакомый немец, который еще помнит Великую Отечественную войну. Он говорил: “Как же так, зачем Москва нападает на Грузию?” И мои слова, что все это не так, ему не показались убедительными. Надо сказать, немцы очень неадекватно оценивали этот конфликт. Но даже если мы думаем, что политическая обстановка повлияет на нашу жизнь там, на учебу, мы не можем все бросить. Я надеюсь, что ситуация улучшится. А немцы такие люди, что в глаза никогда ничего не скажут, будут улыбаться и интересоваться, как у тебя дела. Есть среди них те, кто потерял близких во Второй мировой войне. Есть такие, которым стыдно за ту войну, и они не говорят на эту тему. В немецкой семье мама случайно завела речь о войне, а ребенок спросил: “А кто с кем воевал?” Ей это было настолько неприятно, что она смутилась и не стала ничего объяснять. Есть такие, кому все равно, и те, кто вообще ничего не знает об этом. Однажды учительница-американка рассказывала, что Америка победила в войне: “Когда мы выиграли войну...” Я уж не стала с ней спорить - все-таки я одна там была русская, а остальные - немцы...

“У них другой менталитет”, - говорят девушки. Второкурсница университета в Ольденбурге Юлия со смехом рассказывала: когда она постеснялась сказать в своей немецкой семье, что не голодна, но что-нибудь перекусила бы, ее, не задавая лишних вопросов, просто не позвали к столу. “У них не принято переспрашивать. Не хочешь - не надо”. И знаменитая немецкая кухня чаще всего заменяется полуфабрикатами. Далеко не в каждой семье готовят разнообразные обеды. Юля рассказала, как на ужин глава семейства предложил своим домочадцам только... хлеб. На следующий вечер Юлия предусмотрительно спросила: “Штефан, а что у нас сегодня на ужин?” И получила ответ: “А на ужин у нас сегодня хлеб!”

Девушки не чувствуют себя одиноко в Германии: “наших” там довольно много. Зарина Кулиева учится в Бохуме, изучает лингвистику, Елена Бармаева живет в семье в Аахене, у нее все хорошо. Хотя Лена окончила только два курса педагогической академии. И даже не факультета иностранных языков, а геофака! Но первое время все скучают по родным. И мамы тревожатся, как бы ни были уверены в самостоятельности своих дочерей. “Это ее выбор, и я не могла не дать Зарине шанс”, - сказала Марина Александровна Кулиева. Наталья Иосифовна Бармаева в способностях дочери не сомневалась: “Она так давно этого хотела, что мы решили рискнуть. И все получилось!” Мама Ольги Литош, Марина Анатольевна, привыкает к мысли, что через год-два Оля уедет в другую страну: “Хорошо, что факультет помогает Ольге! Ей нравится немецкий, она хочет изучать этот язык и получить образование в Германии. Попробовать всегда можно!” Нина Павловна Уйданова надеется, что дочь закончит учебу и вернется, “когда в России станет лучше”. А пока готовится проведать Светлану: “Съезжу, посмотрю...”

Ольга Осипова

"Кузнецкий рабочий"

19.09.2008
Просмотров: 1027 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь