"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
Государство в роли ночного сторожа
Стали известны некоторые подробности ноябрьской встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с владельцами и руководителями металлургических компаний.
Из ранних сообщений о ней следовало, что будто бы глава Кабмина не слишком проникся сочувствием к отрасли, переживающей стагнацию, и ничего конкретного собеседникам не обещал. Теперь, однако, выясняется, что правительство готово принять самое деятельное участие в судьбе горно-металлургических корпораций.
Это заставляет вспомнить о гигантской помощи прежде всего в реструктуризации внешних долгов меткомпаний, которая была оказана им в кризисные 2008 - 2010 годы. Тогда господдержка объяснялась опасениями, что в противном случае важнейшая для российской экономики отрасль может отойти во владение иностранному капиталу, а немалая часть занятых в ней работников окажется на улице. Нынче же, когда долговая нагрузка корпораций все так же зашкаливает, правительство обещает помочь им госзаказами и госгарантиями по кредитам и, больше того, соглашается дать денег еще и на закрытие убыточных заводов, чего не было прежде. (Как известно, ОК Русал уже объявила о консервации четырех заводов, которые будут запущены вновь только при условии, что цена алюминия на рынке возрастет почти в полтора раза.)
Как пишут “Ведомости”, в проекте 13 мер помощи. Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу продлить действие льготных правил по предоставлению госгарантий до конца 2015 года, а также усовершенствовать механизм госгарантий для рефинансирования кредиторской задолженности, сформировавшейся при реализации масштабных инвестпроектов. Некоторым компаниям обещано обнуление экспортных пошлин. Кроме того, госзаказчиков продукции отечественной металлургии обяжут не тянуть с оплатой задолженности перед меткомпаниями, что весьма предусмотрительно в условиях грядущего замораживания тарифов естественных монополий. И наконец, Министерству труда поручено составить совместно с предприятиями прогноз возможных увольнений в металлургической отрасли в 2014 году и дать свои предложения по мерам бюджетной поддержки сокращаемых работников.
Многое из перечисленного крайне важно для ЕВРАЗа, ОК Русал и “Мечела”, являющихся крупнейшими работодателями Новокузнецка и всего Кузбасса. По печальному “стечению обстоятельств” они же еще и самые уязвимые корпорации металлургической отрасли, если исходить из оценки их долгового бремени. (Достаточно вспомнить, каким испытаниям была подвергнута не далее как минувшей осенью биржевая капитализация “Мечела”.) Аналитики пишут сейчас, что этим компаниям, балансирующим на грани рентабельности в силу сегодняшней конъюнктуры на мировом рынке металла и угля, государство просто обречено помогать, так как “они несут заметную социальную нагрузку”.
Не станем оспаривать последнее суждение, хотя на сей счет могут быть, как говорится, разные мнения. Однако стоит вспомнить, что нынешние проблемы этих холдингов проистекают не столько из падения экспортных цен, сколько из их неукротимого стремления ковать бизнес в мировом масштабе. Под амбициозные “расширения и поглощения” делались очень крупные заимствования - относительно недорогие в обслуживании в периоды роста производства и, как оказалось, крайне обременительные во время стагнации.
Во время кризиса и после стратегия корпораций стала меняться. С помощью правительства сумели перекредитоваться в российских банках. Было продекларировано, что теперь будет сделана ставка на инвестпрограммы по модернизации отечественной производственной базы (пример тому - реконструкция и строительство рельсобалочных станов ЕВРАЗа и “Мечела”, сориентированных на внутрироссийский спрос). Расстались с частью активов - кстати, не столько зарубежных, сколько сибирских и уральских, представлявшихся прежде перспективными.
Убытков, связанных с содержанием “балласта”, стало меньше, вот только гасить долги его продажами не представляется возможным - стоимость подобных сделок ЕВРАЗа в Кузбассе была чисто символической, несмотря на то, что ушли довольно крупные активы. (Отдельный вопрос, куда они ушли и способны ли новые собственники управлять ими.) Проблемы с выплатами по кредитам в той или иной мере актуальны для большинства металлургических компаний.
Словом, государство снова поставлено перед дилеммой: пора спасать холдинги или стоит еще погодить - может, сами выплывут? Похоже, оно решило, что пора. Неудивительно, кто же еще должен помочь “нести социальную нагрузку”? Удивительно другое. Почему государство не поставит самих спасаемых перед дилеммой: если хотите получить помощь, выходите из офшоров, а то ведь странно это - оказывать господдержку компаниям, находящимся в иностранной юрисдикции.
Прежний довод в пользу господдержки - “иначе все иностранцы скупят” - теперь, когда “антикризисные инструменты” приходится снова расчехлять, звучит довольно смешно. Если бы не было так грустно. По оценке известного экономиста Никиты Кричевского, “все российские компании и банки, записанные на офшоры, перечислить вряд ли возможно, но в целом до 92 процентов негосударственного сектора экономики числится именно там и принадлежит - вдумайтесь - менее чем 1 проценту населения РФ. Как экономика страны держится на плаву? Только благодаря тому, что порядка 50 процентов её общего объёма ещё находится в руках государства. Но! Фактические хозяева крупнейших частных компаний - федеральные чиновники и представители силовых ведомств. Значит, о конкуренции речи быть не может”.
Сказано это было во время краха кипрского офшора, когда российское правительство взялось всеми силами помогать отечественным компаниям вызволять деньги из обанкротившихся банков. Попутно, конечно, читало нотации олигархам и строжилось насчет новых правил финнадзора. Да вот так и не определилось с собственной ролью в отечественной экономике. С одной стороны, оно директорствует на своей половине, а с другой - вроде как нанимается в частные корпорации ночным сторожем, который берет на себя ни много ни мало, как ответственность за сохранность чужой собственности, когда производство засыпает.
странный ты. я не для того во власть лез, чтобы потом на заводи рухляди руководить.
нет уж, госслужащий должен быть чист и беспорочен аки ЗЕВС, и с высоты наблюдать за этой мышиной возней, ни капли ее не касаясь, а токмо посылая вниз руководящие указания и ЦУ
отакто))))
http://urano.ru/wp-content/uploads/2010/12/%D0%97%D0%B5%D0%B2%D1%81-%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg
http://urano.ru/wp-content/uploads/2010/12/%D0%97%D0%B5%D0%B2%D1%81-%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg
Хороший ВЫ человек, Хиус!!
Шило на мыло менять. Ну заберут. Формально, а кто управлять будет? Что с того, что РЖД в собственности государства?
Они же не уточняют, в какую сторону эффективнее? Недоговаривают... А тут очччень интересная штука получается, с "эффективностью" этой.
Если бы Вам лично некие частные собственники где-нибудь в Новой Зеландии небольшой особнячок на берегу теплого океана забубенили - как бы Вы говорили об их эффективности, а?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь