"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
Самая близкая к народу власть
С 1 января 2006 года вступает в силу новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Мы предлагаем нашим читателям начать разговор о местном самоуправлении. Что нужно жителю от местной власти?
Во-первых, порядок и безопасность жизни. Во-вторых, организация городского хозяйства, чтобы в кранах текла вода, чтобы ходил транспорт, чистились дороги, сажались деревья и т.д. В-третьих, нужно содержать социальные объекты: школы, больницы, детские сады, дома культуры, спортивные сооружения... Кто будет это делать? Кто организует нашу жизнь? Мы сами или государство? В какой мере сами жители ответственны за свою жизнь и жизнь города?
Ответы на эти вопросы мы будем искать вместе с Роальдом Владимировичем Бабуном, кандидатом экономических наук, профессором, заведующим кафедрой муниципального управления НФИ КемГУ, вице-президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
- Роальд Владимирович, зачем нам необходимо местное самоуправление?
- Политологи делят общество на три сектора: власть, бизнес и гражданское общество. Первый сектор - это все органы власти. Второй - это все хозяйственные организации. Они что-то производят, создают материальные и духовные богатства. Третий сектор - это общественные и другие организации, которые создаются в социальных некоммерческих целях: от политической партии или религиозной общины до общества охотников и рыболовов. Люди собираются вместе, поскольку у них появляются какие-то общие интересы, они действуют на основе самоорганизации.
Если посмотреть на местное самоуправление с этой точки зрения - то это уникальный институт в обществе: он работает во всех трех секторах. С одной стороны, местное самоуправление - это власть, с другой стороны - это организатор местного хозяйства. Органы местного самоуправления не должны, конечно, сами производить продукцию и услуги, получать прибыль, пусть этим занимается второй сектор - бизнес. Но они должны грамотно распорядиться территорией города, организовать работу муниципального хозяйства. И в-третьих, местное самоуправление работает с населением, с общественными организациями, с органами территориального общественного самоуправления, помогает людям решать местные проблемы самим. Вот три глобальных функции местного самоуправления в обществе.
- В чем отличие местного самоуправления от государственной власти?
- Это очень важный вопрос. Между государственной властью и местным самоуправлением есть отличия и в задачах, и в способах их решения. Местную власть можно организовать двояким способом: либо ее назначить, либо выбрать. В первом случае она отвечает перед тем, кто ее назначил, во втором случае - перед тем, кто ее выбрал, поэтому в разных странах и в разные эпохи существовали и существуют две формы местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Местная власть, в одной из этих двух форм, была и будет всегда, потому что центральная власть не в состоянии увидеть все проблемы на местах: какой забор покрасить, какую дорогу починить и т.д.
А вот местное самоуправление существовало не всегда. Его может и не быть. В Советском Союзе были местные органы государственной власти с вертикальной подчиненностью центральным органам управления, хотя они формально и избирались гражданами. Но реальной возможности у людей выбирать, какая у тебя будет власть, не было. В СССР власть строилась по принципу вертикали: сверху донизу. И если я знаю, что меня фактически назначили сверху, а не избрали люди, то перед кем я ответственность чувствую? Конечно, перед тем, кто меня назначил и кто может меня снять. Главное отличие местного самоуправления состоит в том, чтот оно возникает "снизу", а местное государственное управление - "сверху".
Есть такое образное выражение: "Государство имеет дело с гражданами. Местное самоуправление имеет дело с жителями". Действительно, государство ответственно за права и свободы граждан, за уровень жизни людей. Местное самоуправление - за качество жизни людей на конкретной территории.
Реальное местное самоуправление возможно только при определенном уровне развития гражданского общества, чтобы люди не выбирали кого попало во власть, чтобы люди понимали свою ответственность за свою жизнь и свои решения. Пока уровень развития гражданского общества у нас достаточно низкий.
Это осложняет деятельность местного самоуправления и побуждает государственную власть достаточно жестко вмешиваться в местные дела. Нужно ли, чтобы губернатор отдавал распоряжение мэрам городов сбивать сосульки с крыш? Это должны делать местные власти сами. Местная власть должна отвечать перед жителями. Формально местное самоуправление у нас закреплено в Конституции, записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Выборность осуществляется, но до реального самоуправления, до реального участия массы граждан в управлении еще далеко. Для этого нужно сильно менять народную психологию.
- Можно ли говорить, что основная проблема развития местного самоуправления в стране - это изменение сознания людей?
- Одна из основных. Изменения в сознании людей - это не то, что создается указами или законами какими-то, это психология. Иногда для изменений в сознании нужна смена поколений, длительный процесс. Другая проблема- местное самоуправление очень многими людьми воспринимается отрицательно, особенно региональными властями. Они считают, что нельзя людям самим доверять хозяйство, они все развалят. Говорить, что эта точка зрения совсем беспочвенна, нельзя. Однако надо делать первый шаг, чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Надо учиться местному самоуправлению, надо пробовать, возможно, ошибаться. Видеть, если выбрали не тех, то какие будут неприятности, что могут люди, что не могут. Это длительный процесс.
Еще одна проблема, которая сдерживает местное самоуправление, - это крайне скудная имущественная и финансовая база. Местная власть сегодня - в "нищете". Сейчас у города Новокузнецка осталось только два местных налога: на землю и на имущество физических лиц, а также 30 процентов подоходного налога, 90 процентов единого налога на малый бизнес, 40 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду - и это все, что есть у местной власти. Местную власть специально посадили на голодный паек, чтобы мы ходили с протянутой рукой. Теперь центральная власть говорит: "Раз у вас денег нет, то мы вам полномочия давать не будем. Вы с ними не справитесь. У вас нет финансовых ресурсов". А кто нас лишил финансовых ресурсов?
- Интерес к местному самоуправлению усилился в связи с административными реформами, проводимыми в стране. Какие задачи решает административная реформа?
- Начать административные реформы побудило нечеткое и противоречивое законодательство, которое существовало до недавнего времени. Реформу вызвала необходимость четко разграничить полномочия между уровнями власти: за что отвечает местная власть, за что региональная, за что федеральный центр. Есть такое мудреное слово - субсидиарность, но у него простой смысл: все, что может делать человек сам, пусть он делает сам. На верхний уровень власти нужно отдавать только то, что не может быть эффективно решено на нижнем.
Никто, кроме жильцов дома, не заинтересован в том, чтобы в доме был порядок. Так надо дать им власть управлять своим домом! Создавайте ТСЖ, сами решайте, как вы будете обслуживать ваш дом, заключайте договоры с подрядчиками или наймите управляющую компанию, которая сделает это за вас. Это ваше право.
Вопросы, которые можно решить на уровне города - водопровод, канализация, озеленение, транспорт и т.д., - должна решать городская власть. Вопросы, которые город не может решить сам, например, региональные дороги, давайте отдадим субъекту Федерации (области). И то, что не может решить субъект Федерации, отдайте федеральному центру.
Вторая задача административной реформы - разграничить ресурсы, финансы и имущество пропорционально этим полномочиям. Больше у тебя полномочий - больше ресурсов, меньше полномочий - меньше ресурсов. Когда начали заниматься этим вопросом, поняли, что нельзя наделять одинаковым объемом полномочий сельское поселение и миллионный город. У них возможности разные.
Поэтому пришлось проводить территориальную реформу и создавать три разных типа муниципальных образований: поселение, муниципальный район, городской округ. В Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления" 1995 года для всех органов местного самоуправления был записан единый набор полномочий. А сейчас для каждого типа муниципального образования набор полномочий разный. Тогда и началась работа по проведению реформы: между муниципальными образованиями нужно делить полномочия, между ними надо делить имущество и налоги. Наша бюджетная система теперь будет не трехуровневая, а четырехуровневая: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений. Бюджет городского округа включает в себя бюджеты муниципального района и поселения. Вот так началась реформа местного самоуправления, которая сейчас происходит.
Беседовала Наталия Демчук.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь