"Энциклопедия "Идентичный Новокузнецк" презентована в библиотеке имени Гоголя".
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Палка о двух концах
И снова наши депутаты ночи не спят, думают, как бы им на финансовые вопросы — чтобы жильцы не злились на высокие тарифы, а легко, буквально в один "клик" могли получить субсидию, если она им положена.
Например, на недавнем "круглом столе" по вопросам ЖКХ в Москве обсуждалась возможность штрафовать управляющие компании за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги: такой законопроект уже готовится в Госдуме. И сейчас законом предусмотрена возможность собственника получить половину от неверно начисленного, но многие о существовании пункта 11 статьи 156 и пункта 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ даже не подозревают, а управляющие компании, как говорят эксперты, возвратом излишних сумм пренебрегают. В указанных статьях ЖК речь идет и о жилищных, и о коммунальных услугах. Так что при ошибках в начислении платы требовать можно и перерасчета, и штрафа. Правда, даже не слышала, чтобы кто-то из горожан воспользовался такой возможностью. Или наши "управдомы" и расчетные центры настолько внимательны, что не допускают таких оплошностей? Но такие ситуации в принципе возможны, и депутаты теперь думают о том, как наказывать коммунальщиков и УК за отказ возвращать деньги жильцам в форме штрафа за эти "прегрешения".
Интересно, что требование должно коснуться всех видов коммунальных услуг, включая даже вывоз мусора. Как пояснила депутат ГД РФ Светлана Разворотнева, сейчас доказать, что эту услугу оказывают некачественно, сложно: "Обсуждается порядок упрощенного определения случаев, когда услуга не оказана, но деньги начислены. Это можно будет делать на основании данных ГЛОНАСС". Таким образом депутаты рискуют раскачать устойчивую конструкцию, на которой стоят начисления за вывоз ТКО не по фактическим объемам, а по площади помещений, например, принадлежащих предпринимателям. (О таком случае в Осинниках мы писали в одном из последних номеров: предприниматели не могут доказать, что услуга в действительности не "весит" столько, сколько за неё начисляют.) А уж у собственников жилья доступа к данным ГЛОНАСС, по которым можно отследить маршруты мусоровозов, нет и подавно.
Еще одно нововведение, которое может появиться в жилищном законодательстве в ближайшем будущем: экспертная группа Госдумы работает над законопроектом, который обяжет УК разделять в платежках сумму за содержание жилья на два вида расходов: собственно содержание (включая уборку помещений и мелкие работы в доме и на придомовой территории) и текущий ремонт. "Сейчас, когда нам пишут одну сумму, УК часто говорит, что не производит текущий ремонт, потому что все деньги ушли на обслуживание, — рассказала директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер. — Если будут две цифры, то компания должна будет заниматься текущим ремонтом как отдельным вопросом".
Честное слово, иногда кажется, что наши депутаты живут на другой планете, а так называемые "эксперты" вообще непонятно как заслужили этот статус. Потому что управляющие компании, работающие "на земле", давно научились обходить все узкие места в законах, чтобы формально не нарушить их нормы, а фактически собрать побольше денег за счет снижения издержек.
А еще в Институте экономики города предлагают упростить систему назначения субсидий, и депутаты с ними соглашаются. Например, Светлана Разворотнева считает, что выплату можно назначать буквально по одному "клику": данные о доходах каждого члена семьи есть в базе Федеральной налоговой службы, а информация о размере платежа должна находиться в ГИС ЖКХ. "Сейчас полных данных там нет, — объяснила депутат. — Как только появятся, это откроет путь к упрощенному назначению субсидий. Когда расходы на ЖКУ для семьи станут посильными, это повысит платежную дисциплину".
Сегодня право на субсидию у граждан появляется, если доля расходов на "коммуналку" в семейном бюджете слишком высока
. Например, в Кемеровской области (по данным Кемеровостата) в первом полугодии 2023 года субсидию получали 40 737 семей.
Максимально допустимая доля расходов на ЖКУ устанавливается в каждом регионе. В Москве, например, это 10 процентов от бюджета домохозяйства, а во многих других регионах, включая Кузбасс, используют федеральный "порог" — 22 процента. Условие предоставления субсидии зависит от совокупного дохода членов семьи, от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.Но в ходе недавнего исследования специалисты Института экономики города выяснили, что за субсидиями приходят далеко не все жители, которые имеют право на их получение: то ли не знают о такой возможности экономить семейный бюджет, то ли сама процедура оформления вызывает у них большие сложности. Поэтому-то в институте и предложили дальнейшее упрощение системы назначения субсидий.
Выводы, сделанные по итогам исследования, которое проводил в прошлом году Институт экономики города, очень интересные. Оказывается, количество семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ, в абсолютном и относительном выражении в последние годы сокращается. Небольшой рост произошёл только в 2020 году вследствие "ковидного кризиса". В большинстве регионов России доля семей, получающих субсидии, ниже среднероссийского уровня. А фактически за субсидиями на оплату ЖКУ обращаются только 35,7% всех семей, которые имеют на это право!
Доля расходов на предоставление субсидий на оплату ЖКУ в общем объёме доходов бюджета субъектов РФ различается по регионам, но в целом не превышает двух процентов. Но если бы за субсидиями обратились все семьи, по уровню дохода имеющие право на их получение, расходы региональных бюджетов на эти цели пришлось бы увеличить в 4,4 раза.
"С учётом высокой вероятности наличия теневых доходов у части домохозяйств, официально получающих низкие доходы, предоставление субсидий в Российской Федерации вряд ли может быть выведено на уровень "автоматического" их начисления на основании данных о доходах, как, например, в Сингапуре, — говорится в отчете об исследовании ИЭГ. — В то же время есть высокая вероятность, что при росте тарифов на коммунальные услуги и, соответственно, росте размера платы за ЖКУ уровень обращаемости за субсидиями может существенно увеличиться".
А ведь, если рассуждать логически, власти регионов совсем не заинтересованы в расширении адресной помощи в виде субсидий! Если в первом полугодии 2022 года в Кузбассе получателям субсидий начислили 531 миллион рублей, то в тот же период 2023-го эта сумма увеличилась до 568,7 миллиона, хотя количество семей, получающих субсидии, сократилось на 2 тысячи. Можно, конечно, считать, что люди стали богаче, но надо учесть и то, что в прошлом году дважды индексировали тарифы на коммунальные услуги, и средний платеж за "коммуналку" увеличился. И, соответственно, возросли расходы бюджета. Вот такая "палка о двух концах". Помнится, когда индексацию размера платы за коммунальные услуги утверждали депутаты Новокузнецкого горсовета и журналистов ещё пускали на заседания комитета, где обсуждались эти вопросы, тогдашний председатель комитета соцзащиты призывала рассчитать уровень увеличения тарифов с позиций расходов бюджетных средств. Индексация проводится, потому что нужна модернизация коммунальной инфраструктуры. Но если тарифы растут, а доходы — нет (или растут, но в меньшей пропорции), то количество получателей государственной поддержки только увеличится, а ведь субсидию платят не коммунальные службы, получающие проиндексированные платежи на услуги, а бюджет.
Выходит, регионам даже выгодно, что люди опасаются перспективы сбора документов для оформления субсидии и бюрократических "заморочек" при ее получении? Если верить выводам Института экономики города, что при 100-процентном обращении граждан за выплатой субсидий регионы должны будут увеличить долю расходов на эти цели в четыре с лишним раза, то и не надо никакой упрощенной системы её назначения, чтобы не вводить бюджет в лишние расходы. Но по большому счету в расходы вводит не только низкая обращаемость тех, кому субсидии положены, но и получение выплат теми, кто фактически не имеет на них право. А ведь считается, что государство никогда никому ничего не дает просто так…
Нужно людям выплачивать достойную зарплату а не палить миллиарды нефтедолларов в одной соседней независимой стране!
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь