"Если вас поют пьяные — это слава"
Сегодня российскому композитору Максиму Дунаевскому исполняется 80 лет.
"Название - не отсылка к песне "Бухенвальдский набат", а попытка предложить некоторым читателям задуматься хоть ненадолго о том, что они считают миром, и точно ли это – мир".
СКР сообщил о гибели начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игоря Кириллова и его помощника.
Подлежат ли обсуждению и осуждению погибшие пропагандисты?
Устраивает вас календарь-2025 по соотношению рабочих и нерабочих дней?
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
...
Не о литературе речь
Так называемая реформа системы образования как вызывала с самого начала множество сомнений и нареканий, так и продолжает их вызывать.
О разных аспектах этой реформы говорят и пишут много, хотелось бы сказать об одном из них, без сомнения, наиболее от нее пострадавшем. Это общекультурный аспект, центральной частью которого является изучение литературы в школе.
Казалось бы, невероятно, но факт, что специфику литературы как учебного предмета в школе четко не понимают даже люди, профессионально работающие в системе образования и обладающие высокими учеными степенями. Это и учебный предмет, и вид словесного искусства, то есть целая отрасль мировой культуры, на сегодняшний день самая распространенная и всеобще доступная.
Познание мира и человека осуществляется через литературу едва ли не эффективнее рациональных, логических способов потому, что происходит оно на художественно-образной, чувственной основе, порождающей мощное эмоциональное начало. Хотя сегодня и не модно ссылаться на Ленина, но вовсе не устарела его мысль, что “без человеческих эмоций нет человеческого искания истины”. Можно вспомнить и Энгельса, утверждавшего, что из романов Бальзака он узнал об экономике, финансах и социальной жизни Франции больше, чем из трудов экономистов и социологов, вместе взятых. Эйнштейн говорил об огромной роли Достоевского в создании им теории относительности: “Он мне дал больше, чем Гаусс”.
Оценочная функция, осуществляемая литературой, формирует в человеке нравственные понятия: “что такое хорошо и что такое плохо”, честь, совесть, стыд, грех, жалость, сострадание, добро и зло и т. п. Конечно, все это познается жизненным опытом, общением, но облекается в слово, в жизненный пример, в конкретный образ, в мысль и чувство через литературу, особенно в детском возрасте, да и не только в детском.
Не только писатель и поэт выражают себя в своем творении, но и читатель в той или иной степени неизбежно соотносит себя с героями произведения, принимая или отвергая что-то, но при этом - самое главное - полнее и глубже постигая себя и сознательно или бессознательно формируя, воспитывая себя.
Художественное слово возбуждает и развивает собственное творческое воображение читателя, чего не делает ни кино, ни телевидение.
Литература в школе - это не информационная дисциплина, называющая произведения, фамилии и имена писателей и поэтов, даты их жизни и творчества и укладывающуюся в трех-четырех словах тематику и проблематику, что так легко и просто проверить тестированием. Это мировоззренческая дисциплина, формирующая и ум, и душу, и эстетическое чувство, и способность полнее понять и выразить себя и свое отношение к миру.
Большая литература как неотъемлемая и важнейшая составляющая мировой культуры является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют преемственные связи по вертикали времени. Распадается “связь времен”. Именно литература доносит до нас через десятилетия и века представления о нормах национальной жизни, системе ценностей, некогда принятых в обществе и меняющихся сегодня или остающихся вечно неизменными, создает представление о должном и недолжном. Человек без знания прошлого лишает себя будущего. Прекрасно сказал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: “Если человек выстрелит в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в него из пушки”.
Так уже сложилось в нашей отечественной истории, что вся наша культура литературоцентрична. Острее всего и доступнее всего ставились в русской литературе главные вопросы нашей жизни: “Кто виноват?”, “Что делать?”, “Кому на Руси жить хорошо?” Вопросы веры и безверия, жизненной философии, морали, социальные проблемы, быт и нравы - все отразилось в произведениях русской литературной классики. “Святая русская литература” - определил ее классик немецкой литературы Томас Манн. Совсем не случайно во все эпохи истории нашего государства она была обязательным предметом школьного обучения и занимала особое место в отечественной педагогической традиции.
И вот на волне либерализации, демократизации, реформирования всего и вся пришла и реформа образования, инициированная министром С. Фурсенко. Вообще вся эта кабинетная необдуманная и по-настоящему не обсуждавшаяся реформа принесла образованию только вред, но тема моей статьи - реформа преподавания литературы в школе, а отсюда и места литературы в жизни общества и государства.
Самый болезненный, поистине смертельный удар нанесен этой “реформой” именно литературе. Она оказалась выведенной из числа основных наряду с языком и математикой обязательных для изучения предметов и переведена в разряд предметов “по выбору”. Это привело к двукратному уменьшению часов на ее изучение и, самое главное, к тому, что миллионам школьников недвусмысленно дано понять, что читать необязательно. Хочешь - читай, если интересно. Не хочешь - не читай. Очень либерально. Скажем без преувеличения: из всех перечисленных функций литературы оставлена одна, которую я не случайно и называть не стал - развлекательная. Тем самым она поставлена в один ряд с нашим главным “развлекаловом” - телевидением, хотя и уступает ему по всем параметрам. Вовсе не надо быть доктором педагогических наук, чтобы понимать, что заинтересованность, просто хотение не исчерпывает всех методов воспитания. Должно быть место и понуждению, и обязательности. Тем более что педагогически обосновано и доказано: чтение - это труд и творчество.
Добило литературу введение тестовой формы сдачи экзамена по литературе, пресловутый ЕГЭ. Тест на первый взгляд безобидно имитирует мышление. Но если мы знаем нечто, то предложенный нам выбор наряду с правильным ответом набор ответов неправильных лишь искажает сознание. Любое испытание (экзамен), организованное как диалог преподавателя и ученика, - всегда обучение, а следовательно, знание. Испытание через тест - игра. Текст, предложенный как мозаичный “тест”, противоречит логической основе мышления и уж тем более не предполагает морально-этической оценки содержания. Верное рядом с неверным при непонимании этого верного приводит слабый ум к неразличению добра и зла, правды и лжи. Никакого знания это, конечно, не выявляет и его появлению не способствует. Компьютерная обработка ответов на тесты - вещь, несомненно, удобная, но задание по литературе должно быть направлено на выявление содержания и смысла поставленных в произведении сложных вопросов этики, морали, философских и социальных проблем - причем здесь игра типа “угадайка” или “кто хочет стать миллионером”?” А учителей это толкает на подмену глубокого изучения литературы, натаскивание на возможные вопросы ЕГЭ, часто более чем странные и всегда вымученные.
Насильственное введение тестирования по ЕГЭ, как и выведение литературы из числа обязательных для изучения предметов, - это прямой путь к внедрению “клипового” сознания, когда мозг напичкан информацией, сознание забито разного рода фактами, как полки магазина вещами, и эти “знания” могут пролежать там десятилетиями, так и не встретившись между собой, как с тревогой говорил об этом еще К.Д. Ушинский. Для людей с клиповым сознанием нет ни прошлого, ни будущего, они живут только настоящим, нет никаких абстракций типа “совесть”, “честь”, “достоинство”, “сострадание”, “нравственный долг” - все, чего нельзя “ни съесть, ни выпить, ни поцеловать”, как говорил поэт. Одна рациональная конкретика, лишенная культурных и эмоциональных скреп. Таким сознанием литература, насыщенная мыслью, чувством, историзмом, нравственной проблематикой, просто не воспринимается.
Давно пора признать, что такие дисциплины, как история, обществоведение, а уж тем более литература, под эту форму ЕГЭ не подходят. Очень верную мысль высказывает Евгений Бунимович, председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию: “ЕГЭ - это наша “образовательная кукуруза”. Сама по себе кукуруза неплохая вещь, но когда Хрущев с ее помощью вознамерился решить все проблемы обеспечения продовольствием, оказалось, что это абсурд и авантюризм. Я думаю, что с ЕГЭ нечто похожее.
Возможно, не все читатели знают, сколько писателей, ученых, специалистов и неспециалистов в области образования, просто думающих граждан выступили с категорическим протестом против этих “реформ”! Скажу только, что на общем собрании Российской академии наук академики буквально (!) освистали этот проект министра Фурсенко. Известнейший современный пушкинист профессор В.С. Непомнящий в своей разгромной статье об этой реформе в “Литературной газете” называет выведение литературы из категории базовых предметов “плевком в лицо отечественной литературе во главе с Пушкиным и всей нашей культуре с ее высокой человечностью”. Он завершает статью обращением и к обществу, и к высшему руководству страны: “Отечество в опасности!”
Но только воз и ныне там.
Тогда, естественно, возникает вопрос: почему при такой очевидной, мягко говоря, спорности этой реформы она так упорно внедряется, как та “образовательная кукуруза”, при поддержке и президента, и правительства, и Государственной думы, утвердившей эту реформу законодательно? Напрашиваются три варианта ответа на вопрос.
Первый. В стихотворении Н.А. Некрасова “Нравственный человек” герой его, помещик-крепостник, рассказывает:
Крестьянина я отдал в повара;
Он удался (хороший повар - счастье).
Но званью неприличное пристрастие имея:
Любил читать и рассуждать...
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью.
Он взял да удавился: дурь нашла...
Вот это “неприличное” простонародью “пристрастие читать и рассуждать” всегда стояло поперек горла тем, кто взобрался на вершину общественной лестницы, пришел во власть. Времена-то вроде бы настали либерально-демократические, но равенство и братство в основном на словах. Практически же такого расслоения на управленческую и чиновную или просто богатенькую “элиту” и прочую мелкоту не было, пожалуй, действительно со времен крепостного права. Вы заметили, что слово “народ” в его высоком собирательном значении почти вышло из употребления? Какими словечками оно заменяется сейчас? “Электорат”, “маргиналы”, “лузеры”, “работяги”, “колхозники”, вплоть до “быдла”. Это все те, кто, как минимум, живет не в Москве, не сколотил или не украл больших денег, не приобрел высоких связей, не вхож в либеральные тусовки разных уровней. Это все те, кому “читать и рассуждать” излишняя роскошь, это тот “пипл, который все схавает”, которому на уши можно навешать все, что угодно, лишь бы не приходила в голову “дурь” о своем человеческом достоинстве. Таким сойдет образование и без настоящей литературы, к тому же “быдлом” и управлять проще. А дети “элиты” уже сейчас образование получают не “в этой стране”, как принято в этих кругах называть Россию.
Второй. В средствах массовой информации в 2009 году приводилось интервью с одним из разработчиков “реформы” президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым. На вопрос, зачем же ЕГЭ и почему, он объяснял: за 7 лет на эксперименты с ЕГЭ было потрачено около миллиарда долларов. В случае отмены его возникнет вопрос: зачем и на что были израсходованы такие огромные средства? Эта модернизация российского образования проходила при активном участии американских советников.
Вот так. Во-первых, за все уже уплачено, во-вторых, нельзя обидеть американских советников. Каким хотят видеть российское образование американские советники, стало ясно еще во времена “холодной войны”. Тогда один из самых, без сомнения, одаренных антисоветчиков Збигнев Бжезинский высказывал мысль, что в прямом вооруженном вторжении победить Советский Союз едва ли возможно, о чем говорит поучительный опыт Наполеона и Гитлера. А вот разложить это государство изнутри путем длительной, ювелирной работы по разрушению национального менталитета, размыванию нашей системы ценностей, ниспровержению вековых национальных идеалов вполне возможно. Нет Советского Союза, но есть современная Россия, по отношению к которой американские планы нисколько не изменились, невзирая ни на какие разговоры о “перезагрузке” отношений между странами. Не стоит, думаю, даже доказывать, что хранилищем и воплощением нашего менталитета, наших духовных, нравственных и исторических ценностей является наша литературоцентричная культура. Именно к ее разрушению уверенно и быстро ведет “реформа”.
Третий. В свое время Маяковский, создавая “капитализма портрет родовой”, очень точно и образно писал, что у него, капитализма, “и краске, и песне душа глуха, как корове цветы среди луга. Этика, эстетика и прочая чепуха - просто его женская прислуга”, что капитализм “разлегся в мир, как в свою кровать: его ни объехать, ни обойти, единственный выход - взорвать”. Взорвать, как видим, не получилось, а вот нашему русскому массовому сознанию он по преимуществу враждебен (кроме тех, кому он стал манной небесной). Сложившуюся у нас общественно-политическую и экономическую систему мы называем рыночной, как-то не решаясь ее назвать как надо бы по сути - воровским капитализмом.
Рынок - вещь необходимая. Но порождаемая им рыночная идеология - явление страшное. Она отодвигает на задворки сознания, вытесняет из поведения любовь, дружбу, жалость, доброту, совесть, сострадание, вообще человечность, выдвигая на первый план практицизм, холодный расчет, жестокость, цинизм. Один из главных врагов этой идеологии и наиболее презираемый - это культура, литература в особенности. Вся мировая и русская литературная классика - антибуржуазна (или антирыночна, кому как больше нравится). Маяковскому, так сказать, было “по штату положено” обличать капитализм, все-таки советский поэт. Но вот еще в XVIII веке выдающийся немецкий романтик Эрнст Теодор Амодей Гофман создал удивительно пророческую сказку “Крошка Цахес”. Уродливому несчастному ребенку бедной женщины добрая фея-волшебница приклеила на лысую головку три золотых волоска. И сразу в восприятии его окружающих происходит магическая перемена: бездарность кажется талантом, глупость - умом, уродство - красотой, подлость - благородством, трусость - подвигом. Пока из страха перед поднявшимся народным гневом он не утонул в горшке с собственными нечистотами. Какая жуткая универсальная правда в этой сказке. Без денег - никуда.
Это, увы, абсолютно точно. Но это пока они лишь средство для жизни. Стоит им превратиться в цель, в главный закон и смысл жизни, все начинает извращаться - и дружба, и любовь, и творчество, и любая деятельность, зато цветут коррупция, предательство, чиновничий произвол. Вот этот феномен или парадокс и моделирует литературная классика. И великий Гоголь, в художественном отношении близкий “родственник” Гофмана, создает своего незабываемого Павла Ивановича Чичикова - прямого предтечу современных абрамовичей, дерипасок, чубайсов - реальных властителей сегодняшней России. Время другое, а уж обличье, манеры и масштабы плутней (“негоций”, если по Гоголю) современных чичиковых и не снились Гоголю, однако принцип, главная идея нисколько не изменились, как было завещано: “...а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Судятся сегодня в Лондоне былые друзья и подельники, а из пены мирового скандала просвечивает главная причина распрей и ненависти: “копейка” достоинством в много миллиардов долларов.
Не умер и не умрет Петр Петрович Лужин, созданный Достоевским, свято убежденный в том, что “все на личном интересе основано”. Целую неопровержимую, с точки зрения “здравого смысла”, теорию о “двух кафтанах” разработал, которая никак не позволяет с ближним делиться вообще ничем, ибо это глупость.
Славословия власти капитала мы не встретим не только в русской, но и во всей мировой классике: ни у Бальзака, ни у Диккенса, ни у Голсуорси, ни у Стейнбека или Хемингуэя... А в противовес та же литература веками возвеличивает благородство, щедрость души, бескорыстие, внутреннюю красоту.
И вот уже известная либеральная тусовщица, она же политик И. Хакамада, сетует в Интернете, что “беда либерализма в России - это следствие отсутствия в русской литературе образа положительного героя-бизнесмена”. Помощник президента Юргенс заявляет, что большим препятствием в деле модернизации является недостаток частной инициативы, индивидуализма в русском человеке. А виновата в этом идея соборности, исторически воспитанная в русском человеке и воспетая в русском фольклоре и литературе. Или вознамерился Прохоров избираться в президенты, и как же ему будет мешать шлейф Чичикова уже тем, что любого грамотного человека может наводить на мысль о принципах деятельности такого президента.
А проблему, оказывается, можно решить просто. Убрать эту самую литературу из числа обязательных для изучения предметов или свести ее изучение к знанию имен, названий, дат. К информации о ней, короче говоря. Оно и проверять тестированием удобно, и не надо морочить голову подрастающему поколению pepsi всякими там духовными, нравственными и социальными проблемами.
“Процесс пошел” и идет все дальше и глубже. Растление и дебилизация молодого поколения все усиливаются. На государственном уровне уже озабочены вопросом, сколько нас будет через 20-30 лет. А вот какими мы будем - это пока настоящей тревоги не вызывает. Лучик надежды появился в одной из программных статей кандидата в президенты, где он говорит о необходимости развития культуры и даже о составлении списка из 100 книг, необходимых для прочтения каждым. Но это пока всего лишь благое намерение. Объединяться надо всем просвещенным людям и добиваться возврата культуры и литературы на подобающее им место в школе и в жизни страны.
Не о принижении значения литературы в школьной программе речь идет. Речь идет о духовном, нравственном, культурном уровне тех, кто сегодня пошел в школу и учится в ней, о будущем страны. Не надо недооценивать великой роли слова в формировании человеческой души.
Смешно. У вас нет никаких прав, вас их лишили, украли, попрали.
Чё вам и вашим детям воще маячит? Ах.да - ваш президент Путин...ну тогда точно маячит
Теперь, собственно, о статье. С литературой, как и с другими предметами в школе, даже с физкультурой, беда! Причём, уже 7 лет назад, в период ещё только зарождения ЕГЭ, пришлось вступить в дискуссию с учителем литературы моей дочери. Дочь в сочинении "не так", не по-книжному написала в сочинении об отношениях Бориса и "луча в светлом царстве". Вообще, сомнительно, что можно даать оценку поступкам взрослых людей прошлого века 16-летним девушкам. Но, на мой взгляд, убивать СВОЁ восприятие героев (о чём А.С,Сазыкин и пишет Оценочная функция, осуществляемая литературой, формирует в человеке нравственные понятия: “что такое хорошо и что такое плохо”, честь, совесть, стыд, грех, жалость, сострадание, добро и зло ) нельзя. Литература в школе и чтение вне школы загибается, с этим спору нет...
Анатолий Семёнович, как Вы себе видите "Объединяться надо всем просвещенным людям и добиваться возврата культуры и литературы на подобающее им место в школе и в жизни страны"? Академики не могут переломить ситуацию. Выливать желчь на учителей литературы? У моей младшей - замечательный учитель литературы, ещё Вашего поколения. Её не надо учить. Да и они подневольные. Митинги возле комитета образования? Да всё то же... Я уже думаю, что и не Фурсенко это придумал, а в самом деле он - подрядчик на Заказе.
Где современный "Что делать?"
Честно сказать, я уже давно не думаю, почему алкоголь дешёвый. а вот "Что делать?" - думаю постоянно
Что делать? Наверное, не уходить от темы, обсуждать, дискутировать, затем выходить на митинг, мирную манифестацию, и предъявлять уродской власти претензии. Если они не слышат спокойного голоса, то услышат крик! Не услышат, значит уйдут. Есть и другой путь, запиться, заколоться и стать рабами на 100 %. Но разве это наш путь??????
Программа, которую должен УСВОИТЬ школьник, сводится к набору бульдиков, обязательных к знанию.
Это обязательное знание не воспитывает, что бы тут ни говорили учителя, романтизирующие старое образование и воспитание. Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался.
Нынешние тоже умеют.
Ну и понятно, что набор обязательных для знания сведений можно формализовать и впихнуть в тесты ЕГЭ.
Когда-то Марк Розовский в старой "Юности" написал пародию на школьное сочинение про Бабу Ягу. Образец формального знания у же в плане сочинения: 1.Общественно-политическая обстановка в те ещё годы. 2. Баба Яга: а) положительные черты, б)отрицательные 3. Бабизм-ягизм в наше время.
Что-то в этом духе.
Вполне гожая для ЕГЭ схема.
Повторяю: романтики могут говорить что угодно, но сегодня воспитывает не литература, не книга, а вездесущий ИНТЕРНЕТ. Помойка, где всё есть.
И воспитание такое же помоешное.
Повторяю: романтики могут говорить что угодно, но сегодня воспитывает не литература, не книга, а вездесущий ИНТЕРНЕТ. Помойка, где всё есть.
И воспитание такое же помоешное.
Сам ты помойка.
Я вот тебя обзывал? Зачем начинаешь?
Повторяю: романтики могут говорить что угодно, но сегодня воспитывает не литература, не книга, а вездесущий ИНТЕРНЕТ. Помойка, где всё есть.
И воспитание такое же помоешное.
Сам ты помойка.
Я вот тебя обзывал? Зачем начинаешь?
Забыл, что ли?
Нисколько.
Если учитель, кроме того, что он учитель, ещё и воспитатель.
Но вообще-то основная функция учителя - НАУЧИТЬ.
Программа, которую должен УСВОИТЬ школьник, сводится к набору бульдиков, обязательных к знанию.
Это обязательное знание не воспитывает, что бы тут ни говорили учителя, романтизирующие старое образование и воспитание. Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался.
Нынешние тоже умеют.
Ну и понятно, что набор обязательных для знания сведений можно формализовать и впихнуть в тесты ЕГЭ.
Когда-то Марк Розовский в старой "Юности" написал пародию на школьное сочинение про Бабу Ягу. Образец формального знания у же в плане сочинения: 1.Общественно-политическая обстановка в те ещё годы. 2. Баба Яга: а) положительные черты, б)отрицательные 3. Бабизм-ягизм в наше время.
Что-то в этом духе.
Вполне гожая для ЕГЭ схема.
Повторяю: романтики могут говорить что угодно, но сегодня воспитывает не литература, не книга, а вездесущий ИНТЕРНЕТ. Помойка, где всё есть.
И воспитание такое же помоешное.
Повторяю: Баба Яга может преподавать литературу, но Сазыкин говорит о том, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. Чтобы люди, дети прежде всего, то-то читали, кроме всезнающего Сципиона :)
Программа, которую должен УСВОИТЬ школьник, сводится к набору бульдиков, обязательных к знанию.
Это обязательное знание не воспитывает, что бы тут ни говорили учителя, романтизирующие старое образование и воспитание. Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался.
Нынешние тоже умеют.
Ну и понятно, что набор обязательных для знания сведений можно формализовать и впихнуть в тесты ЕГЭ.
Когда-то Марк Розовский в старой "Юности" написал пародию на школьное сочинение про Бабу Ягу. Образец формального знания у же в плане сочинения: 1.Общественно-политическая обстановка в те ещё годы. 2. Баба Яга: а) положительные черты, б)отрицательные 3. Бабизм-ягизм в наше время.
Что-то в этом духе.
Вполне гожая для ЕГЭ схема.
Повторяю: романтики могут говорить что угодно, но сегодня воспитывает не литература, не книга, а вездесущий ИНТЕРНЕТ. Помойка, где всё есть.
И воспитание такое же помоешное.
Повторяю: Баба Яга может преподавать литературу, но Сазыкин говорит о том, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. Чтобы люди, дети прежде всего, то-то читали, кроме всезнающего Сципиона :)
У тебя своё знание-понимание. У меня своё.
Поэтому скажу Вам следующее - Вы лжете, когда пишете: "Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался".
В том-то и дело - и как раз это поразительно - что даже во времена тотального контроля над человеком, при наличии списков запрещенных книг и отжатых сквозь идеологическое сито разрешенных книг - учителя были способны донести до совести и мозгов ребят великое содержание русской литературы.
Если бы не великие книги и имена, - наша страна сдохла и загнулась бы еще раньше.
Поэтому скажу Вам следующее - Вы лжете, когда пишете: "Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался".
В том-то и дело - и как раз это поразительно - что даже во времена тотального контроля над человеком, при наличии списков запрещенных книг и отжатых сквозь идеологическое сито разрешенных книг - учителя были способны донести до совести и мозгов ребят великое содержание русской литературы.
Если бы не великие книги и имена, - наша страна сдохла и загнулась бы еще раньше.
Вам бы в отделе пропаганды работать.
Что касается пропаганды - то с каких это пор любовь к своей стране стала пропагандой? С тех пор, как Ваши "наши" повязали себе флаги на шею? Так это - у Вас пропаганда.
Что касается пропаганды - то с каких это пор любовь к своей стране стала пропагандой? С тех пор, как Ваши "наши" повязали себе флаги на шею? Так это - у Вас пропаганда.
Я Вам указываю на ложность этого аргумента.
Что касается любви к своей стране, то об этом и речи нет. Любите. Как я люблю.
И с какого бодуна "наши" стали моими?
У этих братьев есть РАБотодатель, которого братцы устраивают. Гнать надо, вопрос, как это сделать?
То же касается настоящего времени. Только нынче "души прекрасные порывы" уложены в канву ЕГЭ-шаблонов. Это бред. Поблагодарите действующую власть с фурсенками, путиными, наномедведями и прочим сбродом!
:)
То же касается настоящего времени. Только нынче "души прекрасные порывы" уложены в канву ЕГЭ-шаблонов. Это бред. Поблагодарите действующую власть с фурсенками, путиными, наномедведями и прочим сбродом!
:)
Именно потому, что на 90%, а то и на 100% усвоение литературы зависит от учителя, то пост Сципиона не поддержу :) Учитель литературы в советской школе умел привить абсолютное отвращение к русской словесности, чем, собственно говоря, успешно занимался.
Нынешние тоже умеют.
Учителя есть разные. У меня в выпускном классе были А.С.Сазыкин, О.В.Прокудина. Мне повезло. Но правда в том, что такие учителя - не правило, а исключение.
Как воспитание и образование - два разных понятия.
Как воспитание и образование - два разных понятия.
Что это меняет в Вашем тексте про учителя литературы в советской школе?
Как воспитание и образование - два разных понятия.
Что это меняет в Вашем тексте про учителя литературы в советской школе?
Оставить 3 первых абзаца и 4 последних. Все остальное - избыточно и смысла не прибавляет.
Оставить 3 первых абзаца и 4 последних. Все остальное - избыточно и смысла не прибавляет.
Понимаете, Сазыкин - не оратор на митинге, он как раз о литературе и говорит, а не о зомбировании лозунгами
Образование как обязательное знание неких сведений можно формализовать, свести к тестам.
В коне концов, что такое классические экзаменационные билеты?
То же формализованное обязательное знание.
Образование как обязательное знание неких сведений можно формализовать, свести к тестам.
В коне концов, что такое классические экзаменационные билеты?
То же формализованное обязательное знание.
в принципе верно.
в ЕГЭ ничего плохого нет.
единственное убрать коррупционную составляющую в ЕГЭ.
не спорю.
но когда весь кавказ сдает ЕГЭ по русскому на 100 баллов это наводит на некоторые размышления
Ну да, плюс создается задел под полностью автоматизированную обработку, которая позволит исключить коррупционную составляющую и факт личной заинтересованности педагога.
Это - будет наверняка. Единственный шанс избежать громких процессов - признать ЕГЭ экспериментом и мягко свести тему "на нет". Смикшировать ее.
ЕГЭ - убирает мыслительный процесс как таковой.
ЕГЭ - убирает мыслительный процесс как таковой.
Это Вы блефуете.
Школьник или студент не может свободно владеть предметом, как, собственно говоря, и его преподаватель.
Учитель ОБЯЗАН дать ученику ПРОГРАММНОЕ образовательное знание, а ученик на экзамене или по итогам теста продемонстрировать это обязательное знание.
"Школьник или студент не может свободно владеть предметом, как, собственно говоря, и его преподаватель".
Интересно, а кто учебники пишет и кто составляет билеты и вопросники - не люди ли, не преподаватели ли? Причем, как известно - частенько этим промышляют самые бездарные из них.
Вообще дискуссия тупиковая. Ну нравится Вам восхвалять любое движение сверху - флаг Вам в руки. В этом - трагедия нашей власти: она не хочет вовремя слышать предупреждения и проблемные вопросы, которые затрагивает общество. Что ж, помогайте ей тонуть.
И не хамите, уважаемый.
Хамство не аргумент.
Что касается аргументов, то их, собственно, нет.
ЕГЭ - убирает мыслительный процесс как таковой.
Совершенно справедливо
Да ну??? :)))
Да ну??? :)))
Ну, на самом деле, мне кажется, любое образование воспитывает, физика с алгеброй тоже :)
Ну, на самом деле, мне кажется, любое образование воспитывает, физика с алгеброй тоже :)
Это точно! Меня, например, одинаково поразили и стихи А. С. Пушкина "Мороз и солнце! День чудесный!..."и устройство дульного тормоза у 122 мм гаубицы . И там и там - все просто и гениально! Только Пушкина знают все, а изобретателя дульного тормоза - единицы.
Ну, на самом деле, мне кажется, любое образование воспитывает, физика с алгеброй тоже :)
Это точно! Меня, например, одинаково поразили и стихи А. С. Пушкина "Мороз и солнце! День чудесный!..."и устройство дульного тормоза у 122 мм гаубицы . И там и там - все просто и гениально! Только Пушкина знают все, а изобретателя дульного тормоза - единицы.
А АКМ? Гениально, просто и убийственно :)
А "воспитание алгеброй" (смешно звучит :) ) мой ребёнок проходит через книги Левшина "Нулик-мореход", "Магистр рассеянных наук" и т.д. Очень рекомендую. Сам для себя много интересного и нового нашёл :)
Хотя, в детстве читал
АКМ - хороший воспитатель. Особенно калибра 7,62.
5,45 тоже неплох особенно с подствольником и патронами со смещенным центром.
Ну, там Недоросль, Ревизор, Барышня-крестьянка, Иудушка Головлёв, Мисюсь, где ты? - о совершенно непонятных людях и временах.
Уже в моё время на уроке "изучали", как закалялась сталь, а под партой читали "Звёздный билет" - литература с уроками литературы находилась в контрах.
А литература как предмет при чем?
А при том, что литература вообще не может быть предметом.
А учитель совершенно не обязательно педагог.
Хотя хороший педагог-литератор - это везение. Обратите внимание на пост don_carlos 11.03.2012 11:24
"литература вообще не может быть предметом".
Литература - есть, возможно, основной предмет для изучения. Потому что литература - это язык и его грамматический строй, а следовательно, философия, логика и множество иных дисциплин "в одном флаконе". Именно литература в первую очередь делает человека человеком.
А считать на калькуляторе и обезьяна сумеет.
"литература вообще не может быть предметом".
Литература - есть, возможно, основной предмет для изучения. Потому что литература - это язык и его грамматический строй, а следовательно, философия, логика и множество иных дисциплин "в одном флаконе". Именно литература в первую очередь делает человека человеком.
А считать на калькуляторе и обезьяна сумеет.
Разделите всё же литературу как языковую стихию и научные дисциплины, касающиеся литературы.
Можно и должно изучать поэтику, литературные стили, историю литературы, творчество отдельных литераторов. Это часть ОБРАЗОВАНИЯ.
А собственно литературе учить значит приучить к чтению. А там уж как пойдёт.
Добавлю, что литература разная бывает. "Фентэзи" о Гарри Поттере тоже литература. И беллетристика Дарьи Донцовой в принципе литература.
"литература вообще не может быть предметом".
Литература - есть, возможно, основной предмет для изучения. Потому что литература - это язык и его грамматический строй, а следовательно, философия, логика и множество иных дисциплин "в одном флаконе". Именно литература в первую очередь делает человека человеком.
А считать на калькуляторе и обезьяна сумеет.
Разделите всё же литературу как языковую стихию и научные дисциплины, касающиеся литературы.
Можно и должно изучать поэтику, литературные стили, историю литературы, творчество отдельных литераторов. Это часть ОБРАЗОВАНИЯ.
А собственно литературе учить значит приучить к чтению. А там уж как пойдёт.
Добавлю, что литература разная бывает. "Фентэзи" о Гарри Поттере тоже литература. И беллетристика Дарьи Донцовой в принципе литература.
Где-то выше Вы Странника, кажется, назвали советским пропагандистом что ли... Так вот, подмена понятий и смысла, который Вы используете, как раз в Вас и выдаёт глубоко советского агитатора (впрочем, сейчас эти методы тоже очень популярны).
В контексте статьи Сазыкина, если Вы её читали, речь идёт о ЛИТЕРАТУРЕ, и не надо её путать, а точнее - подменять понятия, с "чтивом"
"литература вообще не может быть предметом".
Литература - есть, возможно, основной предмет для изучения. Потому что литература - это язык и его грамматический строй, а следовательно, философия, логика и множество иных дисциплин "в одном флаконе". Именно литература в первую очередь делает человека человеком.
А считать на калькуляторе и обезьяна сумеет.
Разделите всё же литературу как языковую стихию и научные дисциплины, касающиеся литературы.
Можно и должно изучать поэтику, литературные стили, историю литературы, творчество отдельных литераторов. Это часть ОБРАЗОВАНИЯ.
А собственно литературе учить значит приучить к чтению. А там уж как пойдёт.
Добавлю, что литература разная бывает. "Фентэзи" о Гарри Поттере тоже литература. И беллетристика Дарьи Донцовой в принципе литература.
Где-то выше Вы Странника, кажется, назвали советским пропагандистом что ли... Так вот, подмена понятий и смысла, который Вы используете, как раз в Вас и выдаёт глубоко советского агитатора (впрочем, сейчас эти методы тоже очень популярны).
В контексте статьи Сазыкина, если Вы её читали, речь идёт о ЛИТЕРАТУРЕ, и не надо её путать, а точнее - подменять понятия, с "чтивом"
Что касается принципов пропаганды, то они едины как для советской, так и для антисоветской.
Это вы тут все манипулируете понятиями. Речь в статье не о ЛИТЕРАТУРЕ, а её преподавании, это разные вещи.
Он сказал: "Главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими". Так несколько иначе выходит, согласитесь :)
Он сказал: "Главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими". Так несколько иначе выходит, согласитесь :)
Вот так и рождается современный фольклор...
Он сказал: "Главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими". Так несколько иначе выходит, согласитесь :)
А Фурсенко не сказал, кем "другими"? Где "другие" опять с Альфа-Центавра прилетят?
Он сказал: "Главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими". Так несколько иначе выходит, согласитесь :)
А Фурсенко не сказал, кем "другими"? Где "другие" опять с Альфа-Центавра прилетят?
А не пришельцами из иных миров.
Мысль грамотная, просто не надо понимать все буквально. Речь идет о грамотной передаче накопленного опыта.
Родители, их влияние очень важно, но авторитет учителя по предмету выше родительского. Факт! Вам не приходилось слышать от ребёнка:"А нам Мариванна сказала..." Типа, она - профи, а ты - так, напоить,накормить :)
Про матерных мамаш, правда... И мне страшно немного. За себя и своих детей. Когда я буду пенсионером, этот сыночек может попросить у меня закурить...А я не курю
Возможно в советское время считалось великой добродетелью с детства учиться в школах тупому подчинению, закреплять этот навык в армиях, реализовывать на заводах, жить в старости на нищенские пенсии в надежде попасть в вечный коммунизм после смерти.
Но это время прошло! Сегодня дети не желают более проводить драгоценные часы своего юношества в душных помещениях, становясь жертвами учительских патологий! Они хотят дышать полной грудью, радоваться, любить, в том числе и друг друга, когда родителей нет дома. А родителей нет дома только тогда, когда в школе идут уроки!
Прогрессивное человечество приветствует борьбу господина Фурсенко со школьными реакционерами. Мы выступает за кардинально сокращение часов и предметов в школе. Наша задача - научить ребенка только читать, писать и считать и незамедлительно отправить его во взрослую жизнь. В условия рыночной экономики созданы все возможности, чтобы человек уже с 12-ти лет полноценно работал. Курьером по корреспонденции, кондуктором в маршрутке, да и вообще любым оплачиваемым помощником.
Нет иждивению на родительской шее до 25 лет! Да раннему взрослению! Да деньгам! Да богатству и всем удовольствиям сразу!
То есть что получается? Вы предлагаете простым людям - на рабочую каторгу с 12-ти лет?
А детям "бизнесменов", о которых Вы поете - дать право есть манную кашу до 30 лет и по наследству получать жирные места и куски в бандитском по своей предыстории бизнесе?
Ведь именно так - если расставить всё по местам - выглядят собачьи реформы г-на Фурсенко. Кстати, Фурсенко - сын советского академика-коммуниста и по блату прошел весь свой поганый жизненный путь.
Через пару-тройку лет, когда пойдут судебные процессы по обвинению Фрусенко в нецелевом расходовании государственных средств *в т.ч. - ЕГЭ) - Вы что, интересно, запоете?
С чего вы взяли, что все должны выбирать то, что считаете нужным вы и потому что так всегда было?
В нормальных странах, человека не имеющего представления кто такой Пушкин, не будут считать невеждой, он может иметь хорошее образование и быть талантлив в чем-то другом, о чем вы не догадываетесь. Почему это вам кажется, что все не важно и меркнет именно перед вашим предметом?
В этом вопресе вообще нет проигравшей стороны. Преподаватели получают учащихся, которым это действительно интересно вместо толпы зевак, учащихся из-под палки. Учинеки не тратят время на бесполезное просиживание штанов, а как известно школа в большей степени место проведения времени, чем получения знаний. Родители вообще в этом ничего не понимают, хотя думают обратное.
И еще..
Тут вот вспомнили про авторитет преподавателя и прочие романтические сопли. Ну бред очевидный чтобы потешить самолюбие учителей. Единственный авторитет - это сверстники. Можете плеваться там я не знаю, но дети воспитывают друг друга сами лучше любых взрослых. Они могут что угодно там тоже говорить, но ваше мнение им конечно очень важно.
Пацталом!!!!!
:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Если Вы лично хотите находиться в резервации среди быдла - находитесь и забудьте про "Пушкина". Но не учите нас, как жить!
Какие страны, по-Вашему, "нормальные"? Зимбабве, Мозамбик, Киргизия - то есть те, где нет литературы, поскольку нет писателей?
Получается, все остальные - "ненормальные" страны – в т.ч. Германия, Франция, Италия – где отлично знают, кто такие Пушкин, Достоевский, Гоголь.
Если учитывать весь бред, который Вы лично пишете – нам что, уничтожить все свое национальное культурное достояние?
Забыть Гоголя – которого западники считают первым кубистом (то есть авангардистом!!!) в мировом искусстве?
Нам что, снова стать однодольными обезьянами, встать к станку в синих робах (мечта Троцкого и Прохорова) - или такими же однодольными обезьянами осваивать Марс в интересах "олигархов будущего"?
Может, Вы скоро нам предложите не только без литературы остаться – но и трусы снять, потому что в «нормальных странах» (тех, где нет книг) – дяди трясут м…ми, а тети сис…ми?
... И еще. В Вашем небольшом комментарии - масса ошибок, в т.ч. - синтаксических. А синтаксические ошибки, любезнейший, говорят о нарушениях интеллекта даже в большей степени, чем орфографические.
Поэтому совет номер один: пройдите заново обучение в средней школе.
Совет номер два: даже близко не подходите к Пушкину и русской литературе. Не по Сеньке шапка!
Совет номер три: обратите внимание на синтаксис.
И опять, можете плеваться, но учителей нужно обязать смотреть тот же сериал Школа, и как выглядит урок литературы со стороны, а он так и выглядит - ничего прекрасного в таких "знаниях" нет и быть не может.
Это после окончания школы, все сразу забывают на сколько там кругом сплошной бред и с садистской радостью мучают потом собственных детей.
И опять, можете плеваться, но учителей нужно обязать смотреть тот же сериал Школа, и как выглядит урок литературы со стороны, а он так и выглядит - ничего прекрасного в таких "знаниях" нет и быть не может.
Это после окончания школы, все сразу забывают на сколько там кругом сплошной бред и с садистской радостью мучают потом собственных детей.
Вы всерьёз по ТВ-сериалам образование получаете? Учителям "Школу", врачам - "Интерны". Сами-то чего насмотрелись???
Уровень преподавания, личность учителя, поиск путей, по которым знания от одних людей можно передать другим - это одна из проблем.
Тема важности литературы как предмета - другая проблема.
Возможности оценивать знания в рамках курса - также отдельный аспект.
Мы с Вами говорим на разных языках. Вы говорите с точки зрения раба - или, напротив, рабовладельца (они сходственны).
Моя задача - защитить остатки русской культуры от демагогов-абстракционистов.
Вообще Ваши штампы умиляют. Всегда интересно посмотреть на Шариковых нового времени.
Ну и как можно преподавать предмет тем, кому он до одного места? Отсюда и подход к преподаванию. Так что гн. Фурсенко оказывает большую услугу самим учителям, как ни странно.
А если учителя против сокращения часов = сокращения зарплаты, против ЕГЭ = отбирания кормушки, против отмены медалек и вообще против здравого смысла, то нечего тут плакаться, а нужно было голосовать за Зюганова. Потому что Фурсенко - это Путинский министр, и последний как бы уже много лет не имеет к нему притензий.
Неужели вы считаете, что Путин поддерживает оболванивание нации?
Путин здесь не при чем - нечего прикрываться его именем.
Я уже деликатно сказал Вам, что Вы "грамоте не разумеете". Вот Вы пишете: "... литература проходит .... сквознИчком через сознание учащегося" и т.д. После Вашего "сквозничка" на душе крайне мерзко! Грамотно писать - сквознЯчок.
Или дальше Вы поучаете нас, объясняя, что Фурсенко - это "Путинский министр, и последний как бы уже много лет не имеет к нему прИтензий". На всякий случай, слово прЕтензии пишется через "е", а не через "и". Определение "путинский" в данном контексте должно писаться с прописной, а не заглавной буквы.
Человек, до неприличия не владеющий азами грамоты - берется рассуждать о литературе. Просто прелесть!
Интересно, Вы не чиновник ли? Если да - то как прошли экзамен? Взятки давали? Ведь у нас для чиновников должна быть аттестация, насколько известно? Как Вы ее миновали?
А про Пу я ведь не просто так, сначала учителя жалуются на политику его министра, а потом бегут голосовать за него в первых рядах, как-то совершенно не связывая эти два обстоятельства.
Вы вместе с Луни - при всей разности уровней образования и стиля мышления - активно продвигаете идеи такого разрушения.
Вот и весь сказ.
За Вашими заклинаниями ничего нет.
Ничего рационального, имею в виду.
Не назову поэта выдающимся, он как будто принципиально не читал русских поэтов 20 века, весь в мотивах Фета, Полонского. Никитина. но всёжки в традиционализме нечто такое/эдакое есть.
Только не нужно прикрывать "полетом шмеля" кваканье лягушки из политического болота.
Очень интересно наблюдать, как вместе с Луни Вы под видом обсуждения проблем, лежащих в области сохранения культуры - плавно переходите к "политике".
Да еще поддерживаете политические провокации, которые продвигает Луни такими фразами: "Неужели вы считаете, что Путин поддерживает оболванивание нации?".
Следуя "логике" Луни, каждый в нашей стране должен поддерживать таких горе-министров, как Фурсенко. А если человек негативно рассматривает роль Фрусенко в современной отечественной истории - то он по этой логике автоматически становится врагом нашего премьер-министра.
А если все не так и ровно наоборот?
Если реальная поддержка премьер-министра заключается в том, чтобы противостоять безобразию, которые творят Фурсенко, Голикова, Сердюков? Никогда об этом не думали?
И потом, не забывайте, что с 1980-х много воды утекло. Школа 1990-х и 2000-х – это не одно и тоже. И сейчас школы в городе очень сильно отличаются друг от друга (я хожу к студентам на педпрактику в школы и могу это лицезреть собственными глазами, а в 1999–2000 гг. сам там работал).
Курсу к третьему студиозус начинает соображать, что к чему. А на старших курсах учатся люди, которые понимают, зачем им учиться.
Кстати, в наше время был гигантский отсев. К выпуску из трёх групп оставалась одна.
А я доучивался уже заочно.
Но с пацанами, с которыми подружился на первом курсе (практически все ушли в журналистику), до сих пор общаюсь.
Это была какая-то очень естественная дружба. В школе интересы к выпуску стали разнонаправленные. А в Томске будто к родне попал...
Другой вопрос, - и Вы, видимо, правы - изучать его надо не на первом курсе - а на последних, идя как бы вглубь, к началу, к "планетарному центру".
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь