Диагноз неутешительный, но надежда есть
Мы встретились с заслуженным врачом РФ, профессором, заведующим кафедрой фтизиопульмонологии НГИУВа Аркадием Ханиным после его возвращения с 23-го Европейского респираторного конгресса (ERS 2013 Annual congress), который проходил в Барселоне, и попросили поделиться впечатлениями об этом высоком медицинском форуме, рассказать о достижениях и проблемах европейской и российской пульмонологии.
- Аркадий Львович, Европейский конгресс проходит ежегодно, какой приоритетной проблеме был посвящен нынешний?
- Последний конгресс был одним из самых представительных - 20 тысяч участников со всего мира. В течение пяти дней ученые и врачи, занимающиеся респираторной медициной, имели возможность прямого общения и обмена информацией. По сути, это подведение итогов за прошедший год. Основными темами обсуждения были хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и бронхиальная астма, профессиональные болезни легких и легочные инфекционные заболевания: пневмонии и туберкулез. Было подчеркнуто, что мир стоит перед угрозой глобализации лекарственно-устойчивого туберкулеза, особенно в странах с высокой распространенностью ВИЧ-инфекции.
Особенно много внимания было уделено проблеме рака легкого. Последние две темы очень близки нам, поскольку в России,
и Кемеровской области в частности, ситуация с туберкулезом и раком легкого остается чрезвычайной. В рамках конгресса обсуждались вопросы ранней диагностики этих заболеваний, обследования групп риска, достижения в лечении.
На прошедшем конгрессе была озвучена программа ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) по борьбе с неинфекционными заболеваниями, которые являются основными “убийцами” людей в развитых странах. Среди этих заболеваний особое место занимает ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких), являющаяся основной причиной инвалидизации и смертности в пульмонологии. Были показаны положительные примеры антисмогинговых программ, а также представлены работы по исследованию новых молекул для лечения ХОБЛ. Это еще не лекарства, но в ближайшем будущем они ими станут, что вселяет оптимизм и надежду, поскольку мы видим, как стремительно изменяется медицина.
- Кто представлял Россию на конгрессе?
- Наша делегация была одной из самых многочисленных, ее возглавлял известный во всем мире ученый и врач, академик Александр Чучалин. Его школа признана в Европе, он создатель Российского респираторного общества, которое объединило всех русскоговорящих специалистов в области пульмонологии. Наши ежегодные конгрессы обычно проходят после европейских, и на них кроме коллег из дальнего зарубежья собираются ученые и врачи из всех республик бывшего Советского Союза.
От сибирского региона в российскую делегацию вошли врачи и ученые из Новосибирска, Томска, Барнаула, Омска, Иркутска, Красноярска и Новокузнецка. Это так называемые open lider, имеющие наибольшее число публикаций, учеников, выступлений на различных конференциях и форумах.
- Интересно, как выглядит Россия и ее ученые на Европейском пульмонологическом форуме?
- Россия давно перестала быть Золушкой. Во-первых, наше национальное респираторное общество - одно из крупнейших в составе ERS, во-вторых, на Европейских конгрессах были сотни докладов из России. В‑третьих, мы движемся в ногу с современными достижениями. Поверьте, сегодня больной с бронхиальной астмой и ХОБЛ в Новокузнецке имеет возможность лечиться по европейским стандартам, основанным на доказательной медицине (это медицина не мнений отдельных профессоров, а медицина доказательных исследований). Возвращаясь с таких форумов, я всегда говорю коллегам: мы, конечно, бедные, но не убогие.
Одновременно я должен отметить, что разрыв между тем, что мы знаем и умеем, и тем, как это реализуется на практике, растет.
Для того чтобы достижения современной медицины пришли в наши больницы и поликлиники, нужны системные изменения в здравоохранении. Кто должен создавать систему, условия для того, чтобы мировые достижения дошли до реального россиянина, новокузнечанина? Конечно, властные структуры, их отношение к медицине. Медицина не может быть сферой услуг, это же не парикмахерские и городские бани!
Надо реализовать известный с давних времен принцип: главными в медицине являются лечащий врач (участковый, семейный) и пациент. А вся система (чиновники, страховщики, эксперты, консультанты) должна работать на них, создавать условия, а не мешать под видом постоянных проверок и бесчисленных отчетов.
Не секрет, что в России сложилась тяжелейшая ситуация с врачебными кадрами. По мнению бывшего министра Минсоцразвития Татьяны Голиковой, дефицит медиков составляет 70 тысяч; нынешний министр здравоохранения Вероника Скворцова говорит о 40 тысячах, а независимые эксперты Национальной ассоциации врачей России говорят о 135 тысячах.
- Мы с вами незаметно перешли от конгресса и пульмонологии к более широкой проблеме. А как вы относитесь к идее, озвученной новым главой города, об открытии филиала или медицинского факультета при Новокузнецком ГИУВе или на базе Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета?
- Считаю, ситуация тупиковая. Никогда филиал или факультет не заменят школу, которую любой из врачей прошел в стенах медицинских вузов. Я считаю, что курс Министерства образования и науки на закрытие бесчисленных филиалов совершенно верен.
Надо менять инфраструктуру новокузнецкого здравоохранения. Почему я вернулся в Новокузнецк после окончания института, хотя меня оставляли на кафедре терапии в Томске? Потому что будучи студентом, я, приезжая на каникулы, шел в первую городскую больницу, устраивался санитаром, потом медбратом, а на последних курсах субординатором. Я видел: больницы Новокузнецка были лучше оснащены, чем клиники знаменитого Томского медицинского института. Была основательная база, сильная профессура. Меня привлекали не деньги, а возможности получить знания, умения, реализовать себя как врача, заниматься наукой.
А кроме того, врачам выделяли квартиры. Сейчас, можно сказать, провал.
По оснащению и укомплектованности кадрами мы отстаем не только от Новосибирска и Кемерова, но и от ряда некоторых других кузбасских городов, где руководство не на словах, а на деле помогает медикам и с квартирами, и с доплатами. У нас в этом отношении я никаких реальных подвижек не вижу.
Сегодня выпускники вузов, прошедшие в Новокузнецком ГИУВе обучение в клинической ординатуре, молодые врачи, да и специалисты, остепененные учеными званиями, уезжают кто в Кемерово, кто в Новосибирск, а большинство - в Москву. Ведь кроме лучших условий для работы (в столице зарплата врача в три раза выше) администрацией и местным парламентом Московской области принято решение о предоставлении врачам муниципального жилья и выравнивании их зарплаты с московскими коллегами. В Якутию возвращаются все выпускники, обучавшиеся по целевым программам, поскольку их обеспечивают квартирами, и они могут шесть раз в год слетать в любой город России на отдых, обучение, конференции.
- Не хотелось бы заканчивать разговор на такой пессимистической ноте...
- Я все же оптимист и думаю, что у города есть возможность стать вновь привлекательным для медиков. Во-первых,
Новокузнецк - единственный не областной центр в России, где имеется старейший и известный всей стране институт усовершенствования врачей. Есть возможность (при желании и усилиях администраций города и области) использовать НГИУВ как трамплин для организации современного межрегионального медицинского научно-практического центра. Рядом Хакасия, Республика Тыва и Республика Алтай - там нет такой школы клиницистов, как у нас, они к нам едут и учиться, и лечиться.
Это одна из возможностей изменить город, его предназначение. Завидный пример тому Бирмингем (США, штат Алабама): большой город с 770-тысячным населением. Раньше он был центром угольной промышленности, сейчас там университет с огромным медицинским факультетом и нет ни одного крупного предприятия тяжелой индустрии. Весь город работает на университет, обслуживая не только жителей штата, но и Мексики, и Бразилии. Конечно, это из разряда мечты, но не всегда же нам только копать уголь и отправлять во все стороны света металл. Нас могут спасти три вещи: образование, культура и медицина.
Александр Бокин (фото)
Ольга Волкова
Фото: Александр Бокин