#
#
Просмотров: 1395
Тема дня

Паводок-2021. Следим за уровнями рек

Picture

Бдительности не теряем!

Просмотров: 2777
Тема недели

Про мосты, про посты, миллионы и "понты"

Picture

7 апреля губернатор Кузбасса Сергей Цивилев провел в Новокузнецке пресс-конференцию "900 дней. Новый этап развития".

Просмотров: 14005
Тема месяца

"Процесс - это жизнь, результат - это смерть"

Picture

Кузбасс снова будоражит российскую общественность.

Обсуждения

lis0chca 13-04-2021 15:03

Язва+ 13-04-2021 15:03

crs2 13-04-2021 14:45

так - то 13-04-2021 14:23

uttkin 13-04-2021 13:52

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Опросы на КузПресс
  Вы счастливы?
  Как бы вы по пятибалльной шкале оценили деятельность сегодняшнего руководства Кемеровской области-Кузбасса?
  А у вас есть переработки?
  ...
добавить на Яндекс
Трамвай имеет перспективу... Но не в Новокузнецке

Трамвайная цивилизация: воспоминание о будущем

У нас в редакции по случаю юбилея новокузнецкого трамвая, который приходится на 30 ноября, спор вышел. "А помните, - говорю коллегам, - когда-то в час пик народ на крышах вагонов ездил?" А мне в ответ: "Вы бы, юноша, приберегли свои мемуары для грядущих поколений. Что за бред? А за контактную сеть народ часом не держался?.."

Для сохранения репутации старожила и очевидца отправился в музей трудовой славы трамвайно-троллейбусного управления. И попросил Ларису Селиванову, профлидера муниципальных предприятий электротранспорта и "по совместительству" собирателя коллекции, восстановить историческую справедливость. “А как же! - подтвердила она, - Всякое бывало. И на сцепках, и на крышах ездили..." И показала музей, в котором тщательно сберегается все, что имеет отношение к истории новокузнецкого трамвая. От приказов по Кузнецкстрою о строительстве первой линии до форменных пуговиц и блях вагоновожатых и кондукторов. "А вот этому скребку - лет семьдесят, - указала Лариса Селиванова на потемневшую от времени деревяшку. - Догадайтесь для чего он?" Оказывается, этой лопаточкой вагоновожатая очищала от изморози лобовое стекло. Трамваи с подогревом появились много позже. Поскребем и мы стеклышко истории.

Какие только трамваи не бегали по городам мира - паровые, канатные, пневматические, бензиновые, и разумеется, на конной тяге. И даже, если верить интернет-энциклопедиям, в упряжке с зебрами. Но в силу своих очевидных преимуществ победил электрический трамвай. Такой в Российской империи впервые пустили еще 1892 году, в Киеве. Но за Уралом его явление было примерно такой же сенсацией, как чуть позже метро в Москве.

Хотя, как мне представляется, товарищ Франкфурт меньше всего думал о приоритете и престиже, когда дал прикурить всем сибирским городам и выбил в наркомате трамвай для Кузнецкстроя. Просто нашел оптимальное техническое решение острейшей проблемы. Почти 200 тысяч кузнецкстроевцев должны были как-то добираться до стройплощадки и обратно домой в бараки и землянки.

И пошло-поехало. Через полгода после пуска “первого номера” в городе пустили “двойку” (еще только до Водной). В декабре 1934 - “тройку” до Араличева (Куйбышева). В 50-е рельсы пролегли уже в Точилино, в 60-е до Запсиба, в 83 году – в Байдаевку. А вот до Новоильинки скоростной трамвай уже не добрался. Электричество кончилось?..

Но вернемся к триумфальному началу. Первый маршрут, пущенный от вокзала до дозовской площадки через заводоуправление по чисто утилитарным соображениям, стал знаковым событием. Общественный транспорт превращал кузнецкстроевцев в горожан. В сущности город вырос из этих локальных сопутствующих общественному производству систем - общественного жилья и питания, общественных бань и туалетов...

Это, может, в Питере трамваи на следующий день после октябрьского переворота, по ироническому выражению Маяковского, "шли уже при социализме". А здесь, в Сибири, зримая революция произошла много позже. Возможно, именно в тот момент, когда вчерашний крестьянин болтался на подножке переполненного трамвая, соображая: "Каково зажили! Выходит, не врут вожди про светлое будущее..." Апофеоз коллективизма!

А нынче в утренних пробках наблюдается сплошной апофеоз тотального индивидуализма - автомобилизма. Просто контрреволюция какая-то, вставшая поперек технического прогресса. Автомобильная цивилизация, пожирающая собственный хвост...

Не сочтите за апологию "трамвайной цивилизации", но, листая как-то подшивку нашей газеты за 50-е годы, наткнулся на заметку следующего содержания. Новокузнецкий хирург Белоногов успешно пришил ноги (так и было написано!) человеку, попавшему под трамвай, но, к счастью, сразу же доставленному на операционный стол. Вот такие медицинские новости-древности!

Да что там ноги и руки... Было время - народу башку сносило. Но все как-то пришивалось и срасталось потом... К чему клоню? Париж отказался от трамвая еще в 1937 году, Лондон - в 1952-м. И тот, и другой вынуждены сегодня вернуть его на городские улицы. Естественно, в обновленном варианте. Москва в прошлом году объявила о суперплане пуска двенадцати линий скоростного трамвая протяженностью 220 км. Так, может, и нам пора взяться за ум и хотя бы перестать уничтожать трамвайное хозяйство?

Александр Денисов
02.12.2008
Просмотров: 1323 | Комментариев: 3
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь