"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
Вверх по лестнице и… вниз
Сегодня мы пройдемся по улице Шункова. Знаете, в честь кого она названа? Вот и большинство жителей этой улицы, кого мы спрашивали, не знают.
Подсказываем. Виктор Иванович Шунков — советский историк, один из крупнейших специалистов по краеведению Сибири. Он родился в Кузнецке, тогда еще Томской губернии. Добровольцем ушел на фронт, имел боевые ордена. Учился сам и учил других. Член-корреспондент Академии наук СССР. Именно академия обратилась в горсовет Новокузнецка после кончины Шункова в 1967 году с просьбой увековечить его имя в родном ему городе.
Улица забралась на террасу Крепостной горы и тянется на 1163 метра. Дома, кроме высотки № 1, панельные пятиэтажки. Примечательно, что дворов у домов на нечётной стороне почти нет, вышел из подъезда — и почти сразу дорога, узкая, в колдобинах и заплатках, которые сейчас припорошил снег, но машины все равно прыгают и заставляют прыгать пеший люд с проезжей части на газоны. “Представляете, что творилось, когда здесь было двустороннее движение, — рассказывает нам дворник Ольга, ловко отбрасывая пушистый снег. — Теперь заезд только со стороны Сада алюминщиков, а выезд — аккурат в сторону Преображенского собора”.
Кстати, в этот день после снегопада мы встретили на Шункова немало людей с лопатами, кидались к ним с расспросами (дворники знают всё!), но они, оказывается, откапывали свои машины. Вот и Михаил из дома № 17 откопал свою “ласточку”, заодно по-молодецки почистил всё вокруг. “Живу тут четыре года, очень нравится. — И похвастался: — Летом гора зеленая. Любуюсь. Иду к другому окну — панорама района, всё как на ладони, аглофабрику вижу с со своего пятого этажа. И фейерверки все мои”.
У торца дома № 15 в пушистых сугробах нашли детский городок с качелями и большой стол со скамейками под уютным балдахином. Что-то подсказывает, что этот стол используют не только дети. Как и этот маленький магазинчик, хозяин которого, Афарин Мурадов, радушно пригласил погреться и развлек нас беседой. По национальности он талыш, чем очень гордится. Как он сказал: “Мой народ живет в Азербайджане, но у нас иранские корни. По культуре мы очень близки с русскими. Вот мы говорим “ма”, а вы продолжаете — “мама”, мы — “па”, а вы — “папа”. Афарин прочел нам настоящую лекцию о самобытности талышей, их культуре, перечислил известных национальных героев. “Я давно живу в России, в семье говорят и на родном, и на русском языках. На Шункова меня все знают, если надо — я и в долг могу продукты дать”.
Идем дальше, и опять диковинка. Отель! Резное крылечко, украшенное по-новогоднему, столб с указателями достопримечательностей: “Кузнецкая крепость” — 245 м”, “Водопад “Чёртов мост” — 1040 м”, “Отель — 5 м”… Какая точность! Фасад первого этажа, большие окна, а между ними — картины с видами Новокузнецка. Тут и КМК с домнами, и драмтеатр, и вокзал, и Маяковский, как нам показалось, в очках. Нет, структура отделки стен подвела, памятник как памятник. Этими шедеврами заезжие художники отблагодарили хозяина за гостеприимство.
Поскольку улица Шункова на горе, к ней ведут несколько лестниц. Ни одна нам не понравилась: железные, скользкие, шаткие, нечищеные. “А что делать, ходим, — вздыхает Олеся из дома № 13, — других нет. Когда по темноте возвращаюсь с работы, хотя эта и ближе к моему дому, бегу к школе № 50, там освещение и не так страшно. Между прочим, отсюда до ближайших остановок “Советская площадь” и “Сквер борцов революции — целый километр. А если с сумками или с ребенком на руках?.. Лестницы — наша беда”. Опробовали железных монстров и мы, и без сноровки сразу поскользнулись. Так недолго и вниз улететь.
Давайте лучше о хорошем. Заворачиваем во двор дома. Что это? Огромная голубятня. А около нее суетится улыбчивый мужчина в камуфляжной куртке. Знакомимся. Юрий Валерьевич Стоякин. Как только он узнал, что мы из “Кузнецкого рабочего”, его улыбка растянулась еще шире: “Я ж вас с 18 лет выписываю, а сейчас мне 70”. Голубями он увлечен тоже с молодости. Сейчас в его владениях 250 пернатых. Есть ценные породы, например, московский выставочный голубь. Красивый, крупный, с горбатым выгнутым носом. Голуби живут под крышей, не летают. “Сил уже нет гонять их, — рассказывает Юрий Валерьевич. — Ухаживаю за ними, кормлю, лечу. Ребятишки с удовольствием приходят смотреть, играть. Соседи — не против, у меня всё чисто”.
И еще об одном чуде, увиденном на Шункова. Несколько пятиэтажек слились как бы в один длинный дом, между ними для удобства арки, высокие, на уровне второго этажа. Так какие-то умельцы одну из арок “приватизировали”, заложили кирпичом, вставили окна и присоединили дополнительные метры к своим квартирам. А что, так можно? Сколько еще бесхозных арок в Новокузнецке… Это вам не решетки на них вешать, гораздо круче.
Возвращаемся на Шункова, 23. Внизу шумит детворой школа № 50. Закончились уроки первой смены. Пацаны побросали ранцы и мешки со сменкой и барахтались в свежем снегу. А потом загремели вверх по лестнице, где некоторых поджидали родители. Не спешил только четвероклассник Дима. У него мы тоже спросили, знает ли он, кто такой Шунков. Мальчуган округлил глаза, прижал руку к груди и выпалил: “Если честно, то нет. И вообще, я живу на другой улице, Салаирской. Это на горе”. Придем мы и туда.
Салаир и Салан родственники! Саланга - сестра их! Салтык, что в Хакасии, тоже дотюркская родня?!
Коктейль из полосатой ягоды! Легко!
естесно. До остоновок -хоть до Метёлкина, хоть до Дворца- сто вёрст. Магазинов нет-только на Метёлкина ближайший. Окна смотрят на гору-прекрасный вид. Постояно воняет дымом от печного отопления. Подниматься по идиотским лесенкам-то ещё занятие. А квартиры? Вы были в квартире на Шункова? комнатки маленькие, проходные, а кухни ваще умора! Два на полтора. Сидя за столиком, открываешь холодильник, хочешь руки сполоснуть-а вот сразу рядом и раковина. Тут-же и плита. Милое дело-вставать не надо. Мало того, "кухня" соседствует с тувалеткой. Тоооненькая перегородка их разделяет...
А наверху ещё одна скрепа - кладбище.
И Буз скребётся к той скрепе?!
Что касается улицы Шункова, то весь этот микропйон в старом Кузнецке проектировал знаменитый коновал от архитектуры Выпов. Чьим именем теперь назван сквер. Чей памятник стоит на этом сквере. Не существующему государству. Даже не государству, а его 50-летию. Это по его решению снесли значительную часть старого Кузнецка. Старые деревянные дома с резными палисадниками, мезонинами, крылечками и вековыми кедровыми воротами. И жить теперь вам в этих казармах вечно, чугункин. В наказание за вашу глупость и бездарность.
Нет такого предмета "краеведение Сибири". Шунков занимался изучением истории Сибири. Он был главным редактором первой советской коллективной монографии "История Сибири" которая вышла в 1968 г. Он автор т.н. "теории присоединения Сибири", которую противопоставляют "теории завоевания". Теория присоединения носит идеологический, пропагандистский характер. Она призвана вытеснить другой тезис, который господствовал прежде - о России как о тюрьме народов. Мол, это не правда. Преимущественно мирное присоединение привело в конце концов к образованию новой общности народов - совка. Пример- петюня, арбуз и уткин. Это первое. Второе. Папа Виктора был начальником народного училища в Кузнецке. В Новокузнецком краеведческом музее хранятся воспоминания старожилов, записанные в свео время В.П. Девятияровым. В частности Г. Куртукова, где он вспоминает как они играли с сыном начальника училища, катались на санках с горы, дрались иногда. Купец Васильев дарил им конфеты и пряники на рождество. Виктор Шунков - хороший историк и достойный сын своего города.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь