
Стало известно, сколько лет потребуется воевать России с Украиной при условии продвижения нынешними темпами.

Трамп: США внесли самый большой вклад в победу во Второй мировой войне.
Как, по-вашему, получится у Трампа разделить мир между США, Россией и Китаем?
"Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
Где вы проведете лето 2025 года?
...


Под колпаком сферы обслуживания
"Мы все под колпаком у Мюллера", - сказано было в одном хорошем фильме про разведчика. Эти слова вспоминаются всякий раз, когда заговаривают про сферу обслуживания. Загадочная фраза, двусмысленная - применительно к нашим условиям может звучать (перефразируя вышеприведенную цитату) как: "Сферой обслуживания мы накрыты как медным тазом". В пору моей юности, помнится еще, перекос был в сферу производственную: девяносто процентов (цифра, конечно, взята условная) трудоспособного населения крутило гайки, точило болты, варило сталь, рубило уголь, сеяло хлеб и садило картошку (иногда успевало собрать урожай). А процентов десять обслуживало их в магазинах, жилконторах, на турбазах и так далее. С высоких трибун, впрочем, призывали сферу обслуживания расширять, развивать и где-то даже укреплять.
В новые времена эта "пирамида" перевернулась: само собой выяснилось, что нам вовсе не нужно столько болтов, сколько точили, согласно плану, столько стали (точнее нужно, но не вообще, а хорошего качества) и прочего, народ хлынул из проектных институтов прямиком в торговлю - то бишь в сферу обслуживания.
Но в этой неразберихе возник перекос в другую сторону - выяснилось вдруг, что мы испытываем недостаток в квалифицированных рабочих руках, более того - вроде как ничего не производим, зато все что-то продают.
С грехом пополам, изнывая под бременем невнятных налогов (при том, что все чиновники, сверху донизу нанизанные в большом количестве на шомпол вертикали власти, только что и радеют за "малый бизнес") тем не менее что-то этакое задвигалось, засуетилось: частные автобусы более-менее наладили (скорее более, чем менее) транспортное движение, открылись десятки ресторанов (превратившихся сразу в нечто достаточно доступное, обыденное), как грибы выросли киоски, магазины и прочее, прочее.
Отдельно скажем о том, что именно частники подняли буквально из руин книжную торговлю в нашем городе, именно частник поднял на должную высоту распространение прессы. Замечание, на наш взгляд, важное, ибо по ложному представлению для нас важнее всего торговля жратвой и водкой - живот набить, конечно, важно, но что делать без головы?
Дело дошло даже до того, что, как мы недавно услышали из ответственных уст, в городе сегодня в четыре раза больше магазинов продуктов и в шесть раз больше промтоварных, нежели это нужно по нормам. Фраза тоже загадочная: что за нормы такие в условиях "рыночной экономики"? Тот, кто не продает товар, должен сам собой загнуться, не выдержав пресловутой конкуренции. А если они все-таки существуют, то, должно быть, кому-то нужно. Это во-первых.
Во-вторых, ежели в этой сфере (под медным тазом) число желающих что-то продать пресловутую "норму" превышает вшестеро, то почему цены-то не снижаются? Отчасти это понятно: как правило, торгующие берут из одной "тумбочки" - скажем, с новосибирских оптовок и наворачивают на оптовую цену процентов пятьдесят сверху (с оптовок здесь - отоваривающихся там - "навар" составит десять-двадцать пять процентов). Плюс надо платить палоги и аренду.
Все это ложится на наш кошелек. Так (или примерно так) нам объяснили в одном небольшом магазинчике, арендующем площадь в некогда большом магазине.
То есть самой сфере обслуживания - в частности торговле - особого разворота для конкуренции не дают.
Говорят, скажем, вскользь, что вступление во Всемирную торговую организацию приведет к тому, что в Россию хлынет дешевый товар, что приведет, в свою очередь, к окончательному удушению местного производителя. Покажите мне его. Недавно мой коллега на страницах "Кузнецкого рабочего" рассказал о судьбе гормолзавода. Отметив, что совсем неважны дела у ряда других предприятий перерабатывающей промышленности - к примеру, часть основных фондов кондитерской фабрики продано.
Это все тесно связано с местной сферой обслуживания - той же торговлей. Куда ни кинь - всюду клин, как говорят.
Выходя каждый день в подъезд, вижу одинарное (второй рамы нет) окошко, заткнутое фанеркой и рекламными газетками. С них "стекает" лед, в подъезде он превращается в воду. В подъезде который год парит. Это тоже сфера моего обслуживания - "медный таз", из под которого никак не выбраться.
Пример беру омский - он нагляднее. Там некий пенсионер поставил на все трубы и провода счетчики. И стал платить против выставляемых счетов раз в шесть меньше - кабы не больше - как говорится, по факту. С чем коммунальщики никак не могли согласиться. А ведь выяснилась простая и давно известная вещь: пенсионер перестал платить за отопление улицы, подъезда и так далее. Суд, кстати, встал на его сторону.
Речь вовсе не идет об установке счетчиков - это, на наш взгляд, должны делать сами коммунальщики. Речь идет о том, что эта "сфера обслуживания" перекладывает свои проблемы на тех, о ком должна заботиться. Только в случае коммунального обслуживания это принимает особо гротесковые формы...
Валерий Немиров.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь