Денис Ильин стал главой Новокузнецка (+)
А вы до сегодняшнего дня знали это имя?..
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Политика простая: интересы города и человека
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, судя по реакции горожан, всех "достали". Поскольку их принятие люди напрямую связывают с политикой депутатского корпуса, мы попросили объясниться с читателями на эту тему председателя городского Совета народных депутатов Валерия Нефедова.
Ознакомившись с вопросами по теме беседы, Валерий Нефедович начал с последнего.
- Сравнительный анализ величины тарифов с близкими и дальними городами и весями. Вопрос некорректный. В принципе. Везде все по-разному. Длина сетей, источники водоснабжения, источники тепла, если взять, к примеру, тариф на горячую воду. Идем не путем сравнения, а путем оценки экономически обоснованного тарифа. Сколько данная услуга в Новокузнецке на самом деле стоит. Учитывая все его особенности. Тот факт, например, что Драгунский водозабор находится, чуть ли не в Мысках, а воду ему подавать надо в Новоильинский район. Что кроме трех крупных теплоэлектроцентралей у нас масса разнокалиберных водогреек и котельных (39!), где себестоимость горячей воды вдвое выше...
Второй год подряд, по закону, экономически обоснованную цену определяет независимая экспертиза. Ее и берем за отправную точку.
Вот сейчас поднялись цены на соль-сахар. Ругаемся, но покупаем. При том, что не знаем реальной, не ажиотажной их цены. С тарифами по-другому. Точно знаем, сколько стоит та или иная услуга. Кубометр горячей воды в Новокузнецке стоит 32 рубля 99 копеек. Депутаты утвердили 27,89. А с учетом 80-процентного уровня оплаты тарифа и не 20, а 15-процентного увеличения, рекомендованных сначала правительством, а позже областной коллегией, получаем 21 рубль 38 копеек. На 10 рублей меньше истинной цены!
При этом надо учесть, что расчеты экспертов исходят из стоимости горячей воды, полученной на крупных ТЭЦ, то есть самой низкой себестоимости. А жители города, все, независимо от того, где они живут и кто их обогревает, платят одинаково. И это уже позиция главы города и депутатов.
- А доплачивает бюджет?
- Цифры доплаты велики. И каждый раз, когда областные финансисты ищут у нас очередной миллиард, то есть источники экономии, нам кивают на эти доплаты. Берите с населения по себестоимости! Но тогда наименее обеспеченное население будет платить вдвое больше! Справедливо? Считаю, что нет.
Вообще все тарифы, которые платит население, всегда ниже истинной себестоимости услуги. И общее соотношение платежей населения и доплат бюджета даже не восемьдесят на двадцать, а ближе к шестидесяти на сорок.
- Какой общей политики в отношении тарифов придерживаются депутаты?
- Политика простая. При формировании цен и тарифов на услуги ЖКХ учитывать интересы городского хозяйства и интересы жителя. Не угробить того и другого.
Можно оставить тарифы на то же тепло без изменений. Будем белыми и пушистыми. Но два года неремонтируемые сети на третий год заморозят город. Такая жестокая зима была в этом году, а без тепла никто не остался. Никто, правда, и спасибо не сказал. Но этого и не ждем. Не заметили, значит, все в норме.
- Противоречия с производителями услуг случаются?
- Эксплуатирующие организации при собственном расчете тарифа включают в него максимальные затраты (наивысшие зарплату, стоимость материалов, накладные расходы, транспорт). Как правило, предлагают больше того, что утверждают депутаты. И это из года в год. Но все равно сам факт утверждения тарифа делает депутатов дважды виноватыми: перед жителями, ведь тариф все равно приходится увеличивать; и перед работниками служб, потому что недостаточно его увеличиваем.
Год назад конфликтовали с "Водоканалом". Они сами заказали экспертизу, результаты которой мы рассматривать не стали. По закону это прерогатива Совета депутатов. Когда, наконец, они представили свою документацию, то расчет независимых экспертов почти полностью совпал с их расчетами. Разница оказалась в одну копейку! В этом году все прошло спокойнее, хотя мы и не удовлетворили все их запросы. Тарифы повысили "всего лишь" на 15 процентов, и при этом еще и договорились, что они представят в Совет народных депутатов свою инвестиционную программу. Чтобы город знал, как служба будет развиваться в этом году.
Вообще-то, уровень менеджмента у "Водоканала" очень высокий. Постоянно внедряются новая техника и новые технологии.
- Настоящее противостояние с ЖКХ у депутатов было года два назад, едва до суда не дошло.
- Тарифы на горячую воду и отопление. Мы тогда впервые посмотрели, какими данными пользуется служба (сравнили их с реальными сроками отопительного сезона, действительными погодными условиями и т.д.), провели по сути дела экспертизу собственными силами, опираясь не только на экономические реалии, но и здравый смысл. Это сейчас вся страна уже по закону обращается к экспертам, а тогда наш акт воспринимался вызовом. Причем официальная экспертиза сначала была не на нашей стороне. В конце концов свою правоту депутаты доказали. Но поволноваться пришлось изрядно. Долг бы на нас повесили, как расплачиваться?! А горожане и не заметили, что целый год платили по-старому. Но это как раз нормально.
- До сих пор нет-нет, а читатели возмущаются: расчет тарифа на жилищные услуги несуразен.
- Не мы придумали - правительство. Если раньше расчет проводился с человека, то сейчас с квадратного метра. Москве, конечно, "виднее", как вести жилищно-коммунальную реформу в Новокузнецке. Тем не менее, мы просили высокую инстанцию дать нам право самим определять, где считать с человека и где с квадрата. Год назад получили окончательный ответ из Министерства регионального развития: по всей России единицей измерения жилищной услуги является квадратный метр.
Узнали, что в некоторых городах и раньше так было. Для определенного круга людей такой подход выгоден. Если двое живут в трехкомнатной квартире - накладно. А если впятером в секционке... Хуже живущие в выигрыше.
- Правительство несколько лет предупреждало: с 2005 года оплачивать тарифы будем полностью. Областная же администрация держится уровня 80 процентов. У нас это ограничение охватывает не все тарифы.
- Сто процентов жители последние два-три года платят за холодное водоснабжение и канализацию. Пошли на уступку, потому что город имел перед "Водоканалом" десятки миллионов рублей долга. Договорились, что предприятие постепенно возьмет на себя обслуживание сетей водоснабжения в частном секторе, в первую очередь в Куйбышевском районе. А это большие вложения. При этом не могу не сказать еще раз: есть реальный способ экономить на платежах за воду - счетчик! При всех сложностях - покупка, установка, поверка - экономия платежей существенная.
Еще тарифная проблема, которую надо было горсовету разрулить. Ущемленными оказались объединения собственников жилья. По федеральному закону на них не распространяется дотация бюджета на часть услуг (те же двадцать процентов тарифа). Долго искали, как волков накормить и овец в живых оставить. Не нашли. И взвалили дотацию на бюджет. Это противоречит правительственным решениям, но ставит всех в равное положение. Та же ситуация с общежитиями. Их обслуживание убыточно. Второй год жильцы не оплачивают общие площади, длинные коридоры. Себестоимость содержания квадратного метра - 14,71 рубля, хотя платят, как все, то есть менее пяти рублей. Дотация из бюджета - 1 миллион 366 тысяч рублей за год.
Разбираясь с перечнем услуг, оказываемых "Дирекцией единого заказчика" на платной основе и бесплатно, половину из них признали не услугами, а должностными обязанностями (справки, копии, доверенности, акты проверки жилищных условий заявителя...). Иное дело - составление сметы на ремонт квартиры, другие сложные действия.
Считая, что жильцы должны представлять себе, за что именно платят, депутаты на февральском заседании из общей суммы стоимости содержания и ремонта жилья выделили два подпункта: за освещение и за отопление мест общего пользования. Это ничего не меняет, если в подъезде батарея греет и лампочка светит. А если там темно и холодно - жильцы вправе требовать перерасчета.
- Как добиваться хорошего качества услуг?
- Сейчас депутаты работают над Положением о порядке снижения платежей населения за некачественные жилищные и коммунальные услуги. Разрабатываем правила и нормы предоставления услуг с закреплением требований и мер ответственности для всех видов работ. Для уборщиков лестничных клеток и дворников такой норматив уже приняли.
Беседовала Лариса Савицкая.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь