#
#
Просмотров: 2647
Тема дня

Деньги сами липнут к рукам

Picture

Администрация Новокузнецка медленно, но верно коррупционируется.

Просмотров: 4862
Тема недели

Паводок-2021. Следим за уровнями рек

Picture

Бдительности не теряем!

Просмотров: 14371
Тема месяца

"Процесс - это жизнь, результат - это смерть"

Picture

Кузбасс снова будоражит российскую общественность.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Опросы на КузПресс
  Вы счастливы?
  Как бы вы по пятибалльной шкале оценили деятельность сегодняшнего руководства Кемеровской области-Кузбасса?
  А у вас есть переработки?
  ...
добавить на Яндекс
Нынешнее здание вокзала Новокузнецка - уже четвертое за всю истории станции

Главные ворота города

Железнодорожная станция "Новокузнецк" обрела такое название задолго до самого города - еще до революции.

Преображающийся на глазах новокузнецкий железнодорожный вокзал - крупнейший в Кузбассе и по масштабу, и по пассажиропотоку. Затеянная Российскими железными дорогами реконструкция поначалу, конечно, вызывала противоречивые чувства, да и в народе не зря говорят: “Лучшее - враг хорошего” и “От добра добра не ищут”. Но всё же, хотя он и смотрелся вполне пристойно даже после первых 50 лет работы, с потоками пассажиров справиться произведению 1962 года было уже трудно, а уж от необходимости идти от вокзала до остановок едва ли не полкилометра настрадались все.

Нынешний вокзал-гигант будет уже четвёртым за историю станции, которая, к слову, невзирая на всю чехарду с переименованиями нашего города, неизменно называлась “Новокузнецк”. Причём название это ей было присвоено ещё до революции, когда было принято решение тянуть сюда, в специально созданный при будущей станции Ново-Кузнецкъ посёлок Сад-город, чугунку от Кольчугино.

Первый железнодорожный вокзал нашего города был построен в стиле позднего модерна из дикого камня в 1925 - 1927 годах, став одним из последних и самых блестящих примеров этого стиля в стране, второй вокзал - в конструктивистском стиле - в начале 1930‑х. (Его, увы, несколько лет назад так “украсили” зелёным металлическим сайдингом, что из добротного исторического здания он превратился в подобие сарая.) Оба - за путями, то есть с противоположной от основной части города стороны, поскольку в то время ещё не было ясно, по какую сторону от путей чугунки разместится основная часть города.

Такое месторасположение со временем, когда основная застройка пошла к Томи, стало создавать массу неудобств, тем более что никакого пешеходного путепровода к обоим вокзалам не было - только деревянные настилы. Да и сами вокзалы не вмещали пассажиропоток уже тогда 300-тысячного города.
Хотя все новшества здесь применялись впервые в Кузбассе. Так, 1 февраля 1940 года именно здесь освоили предварительную продажу железнодорожных билетов: билеты продавались за семь суток вперёд, и работала касса с 11 до 18 часов. А торговать газетами и книжками в пригородных поездах начали задолго до эпохи рыночной экономики. Газета “Большевистская сталь” возвестила о том, что 23 сентября 1937 года книгоноши начали продажу литературы в поездах “Новокузнецк - Мариинск - Абакан”, “Новокузнецк - Мундыбаш” и “Новокузнецк - Трудовая”. Продавали, правда, тогда не лёгкое чтиво и даже не “Большевистскую сталь”, а книги серьёзные: “Положение о выборах в Верховный Совет СССР” и “Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б)”. Интересно, как отнеслись бы пассажиры электричек, предложи им сейчас что-нибудь подобное?

Постройка большого вокзала по “правильную” сторону путей стала актуальной уже в середине 1930-х. Близкий к этому вопросу первый городской архитектор Сталинска Н.В. Фризель продолжил думать о нём даже после отъезда в Новосибирск. Заняв должность и.о. доцента кафедры архитектуры в созданном А.Д. Крячковым Сибирском строительном институте, он включил в тематику дипломных проектов в 1934 - 1936 годах, помимо Дворца молодежи и библиотеки в Новосибирске, вокзал в Сталинске. Однако в то время вместо радикального решения ограничились постройкой ещё нескольких одноэтажных вспомогательных зданий по южную сторону путей, а в отношении самого Фризеля Советская власть не нашла ничего лучшего, как его... расстрелять. Наконец, ребром вопрос о постройке вокзала первой категории встал к концу 1950‑х, когда станция Новокузнецк стала подлинно транзитной: помимо преимущественно грузового направления на Горную Шорию, с 1953 года спешно возводился последний участок Южно-Сибирской магистрали - ж/д линия “Сталинск - Абакан” длиной 400 километров. Её открыли 4 декабря 1957 года. А объезд Новокузнецка через Карлык соорудили только через пять лет.

На второй городской конференции сталинских строителей 1 марта 1953 года архитектор Савченко сотрясал зал: “Вокзал, этот вестибюль города, лишён парадности!” Зодчие были готовы взяться за разработку нового ж/д вокзала, но... им дали по рукам. Руководство Министерства путей сообщения решило строить его по типовому проекту - точно такие же “терминалы” в то время появились в Барнауле, Абакане и почти такой же - в тупиковом тогда Кемерове - последний ввели 28 декабря 1965 года. Различия касались лишь деталей и интерьера. Сам по себе проект, впрочем, весьма удачный - в железнодорожном ведомстве хранили архитектурные традиции, а все эти вокзалы без существенных реконструкций прекрасно справляются со своими обязанностями.

Возводил вокзал “Кузбасстрансстрой” под руководством товарища Г.П. Денисова, но не торопясь. 29 июня 1962 года “Кузнецкий рабочий” обрушился с критикой на строителей - мостопоезд № 193. Самым отстающим участком была укладка 1300 квадратных метров плитки на пол. Не были изготовлены 62 подоконные плиты и 256 лестничных ступеней, а из 48 метров пассажирского тоннеля отделаны лишь 18. Но досталось и архитекторам: “Между рамами остекления по проекту предусмотрен зазор всего в 4 сантиметра - как в Сочи, а ведь известен отрицательный пример вокзала в Барнауле, построенного по такому же проекту”.

Но так или иначе, а вокзал был сдан строгой госкомиссии 20 декабря 1962 года с оценкой “хорошо”. На стройке вокзала было уложено 25610 кубометров бетона, железобетона, кирпича и металлоконструкций. Багажный и пассажирский тоннели протянулись на 200 метров - постарался поезд № 901 “Тоннельметростроя”. Строить по проекту тоннель надо было монолитным, но это оказалось сложно и дорого: решили строить из сборного железобетона - из 36 секций по 13 тонн каждая. Вместе с вокзалом сданы самый длинный в Кузбассе виадук к ж/д путям и в завокзальную часть города и мост-путепровод через Горбуниху в створе строившейся тогда же улицы Циолковского. Торжественно открыли вокзал 27 декабря 1962 года.

Небезынтересный факт - все вокзалы-двойники типа нашего имели противоречивую стилистику: снаружи - поздний сталинский классицизм, хотя и без помпезности, а внутри - нарочито демократичная хрущёвская отделка. Такой диссонанс возник по простой причине: типовой проект был разработан ещё в конце 50-х, когда до железнодорожного ведомства, к счастью, ещё не успела докатиться смывающая всё волна борьбы с излишествами. А вот когда дело дошло до отделки, хрущёвский стиль уже укоренился всерьёз и надолго. Короче говоря, вокзал отделали не роскошным мрамором и торжественным гранитом, как полагалось по проекту, а дешёвым и демократичным ракушечником. Кемеровский же вокзал украсили росписями в упрощённом стиле: один - на тему освоения космоса, второй - на тему индустрии Кузбасса. Кстати, вполне приличные и пронзительно-свежие картины, точно отразившие дыхание того времени.

Но все эти вокзалы на рубеже XXI века постигла реконструкция - хрущёвская начинка была вырублена. И если барнаульский терминал обрёл новый вполне ампирный зелёный интерьер из натурального алтайского малахита и мрамора, то кемеровский, лишившись талантливых росписей, обрёл... пустоту - стены просто закрасили белой краской и забили примитивным сайдингом. Новокузнецкий же вокзал единственный, который до 2012 года сохранял колорит своей эпохи - ракушечник никто не сдирал.

Но некоторые реликвии прошлой эпохи были-таки утрачены давно. Например, как помню из детства, в 1981 году меня весьма забавляла эмалированная табличка с объявлением у касс о льготах для ветеранов войн: русско-турецкой 1878 года, русско-японской, первой мировой и т.д. Интересно, перевесили эту табличку ещё с прежнего вокзала или кто-то хотел облагодетельствовать ветерана русско-турецкой войны в 1962-м? Ещё подростков здорово веселил перекидной информационный стенд, целая страница которого называлась весьма зловеще - “Правила перевозки гробов и покойников”. Из текста следовало несколько неказистых правил типа такого: перевозка в электропоезде покойника в гробу оплачивается по двойному тарифу багажа, гроб должен перевозиться в тамбуре. Представляете: влезаете в переполненную электричку на Смирновку, а тут небритые мужики в тамбур ещё и гроб пихают, да не пустой, а с мертвецом. Но лично я таких прецедентов не помню.

Уже 14 октября 1963 года на станции Новокузнецк была образована колонна пригородного движения поездов локомотивного депо - через вокзал пошёл мощный поток дачников - начиналась эпоха массового садоводства. Поток дачников резко возрос после ввода 5 ноября 1969 года электрифицированного участка ж/д пути “Новокузнецк - Мундыбаш”. А к такому потоку вокзал был не вполне готов - при расчётном пассажиропотоке в 1800 человек в сутки уже в 1976 году через него стало проходить до 16 тысяч пассажиров - почти в десять раз больше! Тогда справа от вокзала срочно возвели пригородные кассы и в придачу поставили кассы-автоматы на улице, которые простояли вплоть до 1995 года.

В левом крыле вокзала по проекту разместили ресторан с типовым же названием “Гудок” (у путейцев вообще всё гудком называли: и рестораны, и газету, и ведомственные спортивные команды). Изначально коммерческий ресторан на станции Новокузнецк был создан в конце 1945-го и тут же разместил в газете объявление о вакансиях: “Требуются повара, опытные официанты, кастелянша, лотошники, швейцары, прачки. Оплата труда по повышенным ставкам и дополнительное питание. Обращаться в ж/д вокзал, Контора головного буфета”. Поначалу ресторан в кругу гурманов не очень славился в отличие, например, от легендарного ресторана станции "Тайга", но в 2000-е годы после реконструкции стал приятным местом.

Зато вокзал славился самыми точными в Новокузнецке электронными часами на обоих фронтонах. Они же были главными для всего Новокузнецкого отделения железной дороги. Их ламповый циферблат через коммутаторную стойку был соединён с первичными часами, рядом с которыми стоят резервные. Лишь десятилетие спустя - в 1972 году - в городе появились вторые электронные часы - на почтамте с точностью хода до 5 секунд, но в начале 1990-х часы убрали.

На долгие годы стал вокзал и любимым местообиталищем городских бомжей. 7 сентября 1982 года городская газета писала о судебном процессе против отловленных на вокзале бродяг и тунеядцев. Транспортный прокурор В.Ф. Бложис заявил: “Проблема дефицита рабочих рук остро стоит в городе. В то же время сотни работоспособных физически здоровых людей ведут паразитический образ жизни, приносят огромный экономический вред обществу”. В 1991‑м даже вводили пропускной режим (по билетам). Потом от этого отказались - такова уж участь ж/д вокзалов - их ведь на ночь не положено закрывать.

Зато в нарушение замысла архитекторов путейцы то и дело закрывали торцевой вход в билетный зал либо в сам зал из зала ожидания, равно как и в ресторан. Похоже, такие деятели просто не профессионалы - сама философия вокзальной архитектуры - в полной и прямой доступности любой точки из любой другой точки как внутри вокзала, так и снаружи от него; двери должны быть не просто открыты - внутри вокзала их вообще быть не должно. Именно так было уже на первом в России Николаевском вокзале в 1848 году, именно так было в 1962-м на Новокузнецком. А вот в XXI веке отдельным мыслителям приходят в голову концепции иные. А ведь за них полтора века назад уже подумали!

В конце 1980-х “Кузбассгражданпроект” разработал проект строительства на месте пригородных касс и рынка огромной трёхэтажной ротонды пригородного вокзала для пассажиров многочисленных электричек и крытого перехода через пути. Но тогда проект так и остался неосуществлённым - единственное, что удалось, так это в 1995 году заменить обветшавший узкий мост-переход на новый широкий. А на самом излёте XX века вокзал сменил первоначальную жёлто-белую окраску на фирменную железнодорожную бело-зелёную.

Наконец несколько лет назад началась комплексная реконструкция всего вокзального узла: по завершении реновации автовокзала, была наконец-то ликвидирована новокузнецкая “хитровка” - так называемый Привокзальный рынок, а место снесённых пригородных касс занял красавец-пригородный вокзал. К концу этого года будет введён и обновлённый основной терминал с высокой башней, которую можно будет увидеть издалека.

Вячеслав Паничкин
02.08.2013
Просмотров: 6814 | Комментариев: 2
Хиус 02.08.2013 10:30
Первый железнодорожный вокзал до сих пор - самое красивое и оригинальное здание города.
Построй такое на месте Юности,никто б не возражал.
0
0
=
0
Паночкин поёт дифирамбы!? А начинка стен осталось прежняя!
А кому мешал старый вокзал и необходимая хитровка! Теперь эта хитровка расползлась на четыре стороны!
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь