# #
Просмотров: 1161
Тема дня

"А ля гер ком а ля гер"

Picture

Российские войска начали продвижение в Днепропетровской области.

Просмотров: 4082
Тема недели

Кризис России и майнинг

Picture

Главный выставочный форум Новокузнецка становится всё менее международным и всё более суверенным.

Просмотров: 9115
Тема месяца

З. Прилепин: "Некоторые способы заставить нас смолчать"

Picture

Тему предлагает обсудить гость портала КузПресс press.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Опросы на КузПресс
  Повезло ли Америке с Трампом?
  Согласны с Д. А. Медведевым?
  Возможно ли установление мира в российско-украинском конфликте?
  ...
добавить на Яндекс

Знание - сила?

Вслед за Днем знаний спешит нас порадовать новый праздник - Международный день распространения грамотности, который отмечается 8 сентября.

Не будем вспоминать 20-е годы прошлого столетия, когда на российских просторах началась массовая борьба с безграмотностью населения, особенно сельских жителей и горожан "из низов", способных вместо своего имени разве что крестик начертать. Наступающий праздник - неплохой повод затеять разговор о нашей грамотности сегодня. Или о безграмотности...

От чего и от кого зависит, будет человек писать и говорить без ошибок или нет? От школы, от родителей или от него самого? Несколько лет назад группа ученых из Великобритании нашла новый удивительный ген, определяющий грамотность человека. В результате исследований они обнаружили, что врожденная грамотность - это реальное явление. То есть люди в принципе грамотны от рождения. Причем обнаруженный ген грамотности присутствует абсолютно у всех людей, но проявляется по-разному. Например, у человека, родным языком которого является русский, ген врожденной грамотности может быть от природы "настроен" на японское письмо. И заметить свою врожденную грамотность человек просто не может, если он не знает японского языка...

Открытие это, может быть, и удивительное, но оно мало чем может помочь нам в борьбе за нашу, русскую, грамотность. А насколько мы "подкованы" в этом вопросе, видно из элементарных вещей. Из заявлений и объяснительных, из SMS-сообщений, которые крутятся на молодежных музыкальных телеканалах, из объявлений на заборах и рекламных растяжек. Как писал в своей повести Юрий Поляков, сколько же надо снять фильмов вроде "Доживем до понедельника", чтобы научить говорить правильно учителей... А сколько фильмов необходимо, чтобы грамотными стали продавцы на рынке, без тени сомнения вывешивающие объявления "кАлготки" и "все рОзмеры"? Стоит ли говорить о примелькавшихся ошибках вроде "агенство", "прейскурант цен" или "пиво на разлив"? И чем дальше, тем реже нас коробят услышанные от кого-то словосочетания "одеть пальто", "играть значение", "свободная вакансия" и "коллеги по работе".

Школа по мере сил и возможностей учит детей писать и говорить без ошибок. В большинстве случаев ей это удается, и к выпускным экзаменам правила правописания в головах старшеклассников закрепляются надежно. Хотя, как говорят сами учителя, бывают на этом фронте и поражения. "У меня были ученики, которых было чрезвычайно трудно научить писать правильно, - рассказывает учитель начальных классов Нина Николаевна Воронова. - Я начинала выяснять, как учились в школе их папы и мамы. И почти всегда оказывалось, что у одного из родителей или у обоих в школьные годы были проблемы с успеваемостью. Поэтому я по своему опыту знаю, что примерно на 60 процентов ребенок наследует способность писать грамотно от родителей и на 40 - приобретает эти навыки в процессе учебы".

Что нужно делать, чтобы быть грамотным? Читать, читать и еще раз читать. Педагоги рекомендуют с детства приучать ребенка читать книги вдумчиво, развивать орфографическую зоркость, чтобы дети, даже не зная правил, запоминали зрительно, как пишется то или иное слово. Не будут лишними и незамысловатые упражнения, например, на вычеркивание из текста всех букв "о" или "а".

Увы, чтение уже не так привлекает современных детей, как раньше. Телевизор и компьютер более популярны, чем книжка. Отсюда и досадные, нелепые ошибки в словах с орфограммами, которые проходили еще в начальных классах, и практически полное незнание правил применения знаков пунктуации, и лексические "ляпы".

Есть известный тест на проверку грамотности: фраза "На колоссальной дощатой террасе, вблизи можжевельника, жена небезызвестного местного подьячего веснушчатая Аграфена Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Аполлона Филимоновича моллюсками, винегретом и другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели". Интернет-сайты предлагают проверить знания, выбрав из двух-трех вариантов написания 23-х "трудных" слов в этом предложении один верный, а потом подсчитать очки. 23 балла означает, что экзаменуемый не сделал ни одной ошибки. К результату 16-17 баллов прилагается очень правильный комментарий: "Маловато будет... Надо больше читать!" А тем, кто и 16 очков не набрал, адресуется язвительный вопрос: "Может, вы иностранец?"

Может быть... Хотя некоторые иностранцы, изучающие русский язык по произведениям Гоголя, Толстого и Чехова, могут говорить гораздо грамотнее, чем мы, носители великого и могучего. Причины своей безграмотности надо искать в себе, в своих прошлых ошибках (вроде лени в школьные годы) или искренних заблуждениях. Одна девушка гордо говорила: "У меня врожденная грамотность. Я правил не знаю, никогда их не учила, а пишу правильно". И вместе с тем писала и говорила с чудовищными ошибками, хотя и была абсолютно уверена, что именно так эти слова и пишутся, и произносятся. А может, и не нужна она, эта грамотность? Многие и без нее живут припеваючи. Вопрос сложный... Есть ли на него однозначный ответ?

Ольга Осипова.

"Кузнецкий рабочий"

08.09.2007
Просмотров: 1302 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь