Денис Ильин стал главой Новокузнецка (+)
А вы до сегодняшнего дня знали это имя?..
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
...
Юрий Башмет: "Вы мои, а я ваш"
Ажиотаж вокруг концерта Юрия Башмета, лучшего в мире альтиста, занесенного в книгу рекордов Гиннесса, начался задолго до его приезда. Всем хотелось на него попасть, даже тем, у кого с музыкой прохладные отношения. Перечисление наград и званий народного артиста СССР, данных ему не только родной страной, но и другими, а также оркестров, с которыми он выступал в роли солиста или дирижера в разных городах мира, заняло бы не одну страничку. Он из тех великих людей, которым уже достаточно одного его имени. Он вышел к переполненному залу нашего драмтеатра, подошел к мкрофону и с первых слов захватил зал, зал был его. Такова сила мощной личности, сила обаяния гения, очень человечного гения.
...А потом начался концерт. Со своим знаменитым камерным ансамблем "Солисты Москвы" он играл Регера, Шостаковича, Моцарта, Свиридова и "на бис" Шнитке, Вивальди. Его альт звучал то нежно и скорбно, то торжественно, величественно. К солирующему инструменту присоединялся струнный ансамбль. Музыка заполняла душу и невольно взывала к осмыслению мира, со всеми его войнами и катаклизмами и, казалось, призывала к смирению.
Когда-то довольно часто посещающая концерты в больших московских залах, на концерте Башмета я вдруг впервые почувствовала и осознала, что такое философская музыка. Подозреваю, что если бы Башмет продолжал играть "на бис" всю ночь, очень многие не ушли бы из зала. Хотелось, чтобы этот концерт длился бесконечно.
- Почему именно альт?
- В то время, когда я для мамы учился в музыкальной школе игре на скрипке, а на самом деле любил гитару и "Битлз", мне друг посоветовал перейти на альт, тем самым освободить время для гитары. Я даже не знал, как звучит альт. Шло время. Тут подвернулся конкурс скрипачей в Киеве к 100-летию со дня рождения Ленина. Я оказался на нем единственным альтистом. Жюри решило, что я должен играть за скрипача. Я набрал самое большое количество баллов. И тогда председатель жюри сказал: "Нельзя, чтобы над нами смеялись, альтист не может получить первую премию на конкурсе скрипачей". И все премии были отменены. Мы все, кто вышел в финал, стали победителями. А я после этого решил, значит, мне надо этим заниматься.
- Почему не уехал из страны?
- Не уехал потому, что не хотел. И дочь моя учится в самой лучшей в мире консерватории - в Московской, - сказал он коротко залу. Для журналистов был ответ более обстоятельный.
"Когда-то во Франции в городе Туре меня попросил менеджер подирижировать. А я вообще в жизни не хотел дирижировать. В общем, он меня уговорил. Я это сделал и с большим душевным подъемом. Так я попал в профи и уже через несколько дней, вернувшись в Москву, задумал создать свой камерный оркестр. Так появились "Солисты Москвы". Мы триумфально прожили много лет. У нас было 80 концертов за рубежом. Затем началась перестройка. Если вы помните, не было ни денег, ни продуктов, в общем, ничего. Моим оркестрантам было по 40 - 45 лет, у всех семьи. Была бесперспективность. Тут появилась возможность уехать, причем легально, не считаться диссидентом. Во всяком случае, этот вирус родился, и некоторые руководители оркестров стали искать место, куда можно вывезти оркестр. Грузинский камерный оркестр уехал в Германию, Спиваков - в Испанию. Я вел переговоры с мэром одного французского города. Подписал контракт. Музыканты оркестра поднимали руки и голосовали за то, что это только контракт, что это не навсегда. Но получилось не так. Как однажды французский директор приказал дать концерт в городе, а в этот день начинался в Германии фестиваль памяти моего друга Олега Кагана. Год назад мы открывали с ним этот фестиваль. И я собирался повезти туда мой оркестр. Но француз стучит кулаком и говорит: "Нет оркестр будет играть здесь". Я говорю: "Нет, он не будет здесь". Тогда он сказал музыкантам: "Кто не подтвердит, что оркестр создал не Башмет, того я выгоняю назад в Москву". Ну и половина музыкантов подписала, что не я создал из них оркестр. Каждый из них звонил мне, плакал, умолял простить и говорил, чо завтра в 9 утра на собрании он меня предаст. Я отвечал: "Бог простит". Я от себя их отрезал. Но это была в общем трагедия.
Я вернулся в Москву, зарекся брать на себя ответственность за людей. Но меня умные люди уговорили набрать студентов и аспирантов. Теперь это высокопрофессиональный коллектив, отмеченный многими наградами".
- Юрий Абрамович, что, на ваш взгляд, отличает вас от других альтистов, тоже очень высокого уровня?
- Думаю, что это вопрос слушателей и критики. Единственное, что могу сказать, может быть, отсутствие "темного" скрипичного прошлого. Но теперь, наверное, такие люди подрастают. Раньше всех неудачных скрипачей или менее талантливых переводили на альт. Это была схема. У нас в школе было три лучших скрипача. И когда я переходил на альт, заведующий говорил: "Зачем нам это нужно? Он же у нас лучший скрипач". Это не только у нас, уровень альтовый, прежде всего, технический, всегда был ниже современного. Что можно быть солистом на альте... Я могу считать себя в этом смысле пионером.
- Вы великий музыкант, но живете на грешной земле. Много знаете о простой жизни. Как это удается?
- Ну и что? Я ведь живу и вы тоже живете. В жизни главное быть внимательным к любым деталям. Условия разные. Допустим, я чаще бываю, чем вы в Париже.
- Допустим, я ни разу там не была. Вы в Париже, в Лондоне, в Токио, в общем по всему земному шару. И вдруг решили поехать по Сибири. Вы впервые в Сибири?
- Нет. Очень давно был в Томске. Конечно, это не просто. Это большая потеря времени. А время - это деньги в прямом смысле, потому что у нас два оркестра сейчас. Есть маленький "Солисты Москвы" и есть симфонический "Новая Россия"
Публика
- Для вас какой зал лучше: преимущественно музыканты или обыкновенные люди?
- Нет, нет. Для меня лучше, чтобы были все категории: и тот, кто первый раз пришел, потому что престижно и дорогие билеты, и, конечно, чтобы были ученики и студенты. Я знаю, что зачастую гораздо больше влияет на развитие учащегося его сильное личное впечатление, чем 180 уроков. Я считаю, профессиональная совесть музыканта должна в любом случае быть на высоте. Тут может прийти будущий Моцарт и разлюбить музыку на всю жизнь. если мы будем играть шаляй-валяй. Не имеет значения, в каком городе и в какой стране это может случиться. публика больше нравится в России. Кроме музыкального результата есть другой, самый главный результат - человеческий. Вы - мои, а я - ваш.
Татьяна Тюрина.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь