Кемерово выбирает Новокузнецку главу (+6)
На сегодняшний день назначен конкурс в областной администрации на должность нашего градоначальника.
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
...
Пароходная история Новокузнецка
В этом же 1902 году в томских водах впервые отметился и важный для дальнейшей кузнецкой судоходной истории пароход “Чулым”, также принадлежащий Томскому округу Министерства путей сообщения.
В навигацию этого года (в июне месяце) он совершил два рейса всё с той же баржей “Окою”, груженной хлебом, от Поломошной до Шевелёвой (Шевели). Выбор этой пристани был не случаен. Близ Шевелёвой (в 60 верстах) находились Кольчугинские и Бачатские каменноугольные копи, недалеко располагался и Салаирский заводской район.
И вновь, как после первого раза в 1898 году, навигация по Томи выше Томска прерывается на долгие четыре года. Впрочем, это время не пропало даром. Частные пароходовладельцы, ободренные опытом плавания по средней Томи служебных пароходов, начинают строить собственные планы в отношении “кузнецкого пароходного пути”. К этому их активно подталкивало и руководство Западно-Сибирским водным округом, заинтересованное в развитии “кузнецкого направления”. Этот интерес был настолько высок, что третий рейс до Кузнецка, который состоялся в мае 1906 года, был организован казёнными властями в качестве “выездной деловой встречи”, призванной наглядно показать всем заинтересованным лицам возможность организации правильного пароходного сообщения по Томи. На борту уже упомянутого ранее служебного парохода “Чулым” находились томский вице-губернатор Бирюков, начальник Томского округа путей сообщения барон Аминов и крупный пароходовладелец Евгений Васильевич Ельдештейн, ради которого, собственно, и было организовано это показательное плавание. 2 мая “Чулым” вышел от томской пристани (в этом году Томь очистилась ото льда уже в начале апреля), а 6 мая под восторженные крики кузнечан причалил в Иванцевской протоке, затратив на подъём от Томска до Кузнецка 41,5 часа чистого хода, а на обратный путь - ровно в два раза меньше. Судно за всё время пути не встретило каких-либо серьёзных затруднений, что в конце концов лучше всяких слов убедило Е.В. Ельдештейна взяться за организацию частного грузо-пассажирского пароходного сообщения между Томском и Кузнецком.
И действительно, на следующий, 1907 год до Кузнецка пошли первые частные пароходы. Томское пароходство “Наследников В.Е. Ельдештейна”, имевшее на тот момент шесть паровых судов, одно из них - буксиро-пассажирский пароход “Полезный” - 19 мая отправило из Томска до Кузнецка “и попутных пристаней”, что включало в себя в то время селения Поломошное, Шевели, а также Щеглову и Крапивино (село Крапивинское). В навигацию этого года фирма Ельдештейн совершила ещё один рейс до Кузнецка, но затем была вынуждена отказаться от своих планов по освоению “кузнецкого направления”: в половодье “Полезный”, имеющий обычную для речных пароходов осадку (пять четвертей, то есть около 90 сантиметров), вполне легко преодолел водный путь до Кузнецка. Но уже второй рейс, когда спала вода и обмелели перекаты, дался ему нелегко: на обратном пути судно крепко село на мель, сняться с которой слабосильный “Полезный” (мощность его машины составляла всего 28 лошадиных сил) смог только через 20 часов.
Однако спрос со стороны пассажиров и грузоотправителей на “кузнецкое направление” был столь велик, что вызвал к жизни весьма оригинальное решение, воплотить которое взялись два студента Томского технологического института. Они спроектировали и построили небольшой, но хороший по мощности пароход, предназначенный специально для летних рейсов (по малой воде) до Кузнецка. Главной особенностью этого судна была его незначительная осадка вследствие особой конструкции корпуса - он был практически плоскодонным. 18 сентября 1907 года новый буксирный пароход, получивший название “Товарищ”, совершил свой первый рейс от Томска до Кузнецка. Вероятно, “пароходное ноу-хау” томских студентов-изобретателей имело ограниченный успех - в дальнейшем “Товарищ” в газетных объявлениях-анонсах уже не упоминается.
Для полноты картины навигации 1907 года стоит отметить, что ещё до “Полезного” 30 апреля в Кузнецк пришёл казённый пароход “Чулым”, доставивший прибывшую с инспекцией в город высокопоставленную делегацию в составе томского генерал-губернатора полковника барона Нолькена, прокурора томского окружного суда, жандармского полковника и “других официальных лиц”. Приезд столь высокого начальства вызвал в Кузнецке, пожалуй, ещё больший переполох, чем сам факт прихода парохода...
Следующие четыре года можно назвать периодом только лишь начального становления пароходного сообщения между Томском и Кузнецком. Частные и казённые пароходы крайне редко заходили в Кузнецк (как правило, по “большой воде”), доставляя пассажиров и важные грузы. Однако такое состояние дел уже не могло удовлетворить всё возрастающих потребностей времени. О том, насколько велика была необходимость в налаживании регулярного парового судоходства по Томи, говорит тот факт, что в сентябре 1910 года, во время посещения Томска премьер-министром П.А. Столыпиным депутация от томского городского общественного управления подала ему докладную записку с изложением нужд Томска. Вторым по важности пунктом в этой петиции стоял вопрос об улучшении водного пути - исправлении и углублении Томи вверх от Томска до Кузнецка, что дало бы, по мысли авторов доклада, возможность вывозить из Кузнецкого уезда местный и алтайский хлеб в течение всей навигации на томский и - далее - западные рынки страны.
Возможно, это обращение сыграло свою роль в деле начала работ по расчищению русла Томи, поскольку уже на следующий год принимаются определённые меры в этом направлении. В 1911 году по распоряжению управления Томского округа путей сообщения приступлили к обстановке фарватера Томи специальными предостерегательными знаками, а также к производству взрывных работ по удалению подводных скалистых пород и отдельных камней, мешающих судоходству. Так, в зиму на 1912 год был взорван и удалён камень у деревни Убиенной (358-я верста от Кузнецка) объёмом в четыре кубических сажени. На следующий год подобные работы были произведены по Томи на 362, 375 и 376-й верстах от Кузнецка (в районе современного города Кемерова), что позволило убрать более 68 кубических саженей камня из русла реки. В 1912 году на Томи выше Томска приступила к работе землечерпательная машина “Сибирская VI”. Ею были углублены Батуринский, Константиновский, Нижне-Казанский и два Спасских переката. В том же 1912 году на “кузнецком направлении” было организовано 22 обстановочных поста, обошедшихся казне в 10 тысяч рублей. Более того, в ноябре всё того же 1912 года при управлении томского округа путей сообщений состоялось заседание съезда под председательством начальника округа Н.В. Попова (сменил на этом посту барона Аминова) по вопросу улучшения судоходных условий Томи между Томском и Кузнецком. Съезд принял ряд важных решений. Среди них можно выделить курс на дальнейшую крупномасштабную очистку русла реки путём взрывных работ и приобретение двух новых землечерпательных машин специально для верхней Томи за счёт кредитов. Кроме того, было возбуждено ходатайство об оборудовании речных пристаней (Щеглово, Шевелёво, Крапивино) линией правительственного телеграфа (телеграфное сообщение было необходимым условием со стороны страховых компаний для страхования транспортируемых грузов).
Нужно отметить, что решения съезда активно претворялись в жизнь. В зиму 1913 - 1914 годов продолжились взрывные работы на Нижне-Змеинском перекате (218-я верста от Кузнецка) - было удалено с фарватера реки около 50 кубических саженей камня. В 1913 году был обставлен знаками 21 перекат. Велись и другие работы.
Важным фактором, оказавшим влияние на активность этих работ, придавшим им дополнительный стимул, стало начало деятельности на территории Кузбасса акционерного общества “Кузнецкие каменноугольные копи” (Копикуз), получившего в 1912 году от императора разрешение на разработку здесь богатейших залежей каменного угля и железных руд. Уже 1 января 1913 года начали работу Кольчугинские каменноугольные копи (ныне район города Ленинска-Кузнецкого). Весь добытый уголь предполагался к транспортировке по Томи (до постройки железной дороги). Объёмы добычи и перевозок были столь значительны, что начальник округа Н.В. Попов в мае 1913 года заявил, что на реку Томь нужно обратить особое внимание, как на главную артерию по доставке грузов копей, и что “сам округ в этом заинтересован, так как он, вероятно, перейдёт на угольное отопление для своей флотилии”. В том же 1913 году Копикузом была начата эксплуатация и новых Кемеровских копей, уголь с которых тоже вывозился рекой до пристани Тутальской (где было ответвление транссибирской железнодорожной магистрали), а также до Томска. Уже в первую навигацию 1914 года (с 25 апреля) было вывезено около двух миллионов пудов угля силами четырёх буксирных пароходов (и соответствующего числа барж) пароходства “Соединённая пароходная компания”. На вывозке работали пароходы “Бурлак” (мощностью в 60 л. с.), “Коммерсант” (100 л. с.), “Помощник” (40 л. с.) и “Алтай” (70 л. с.).
На этом фоне развивается и пассажирское кузнецкое пароходство. Именно в это время формируется система “правильных” (регулярных) рейсов от Томска до Кузнецка, приоритет в создании которой принадлежит пароходству “Братья Колесниковы и Волгарь”. Впервые буксиро-пассажирский пароход этой компании под названием “Смелый” отправился из губернского центра до Кузнецка 21 апреля, открыв навигацию 1912 года. В течение весны-лета этого же года “Смелый” ходил до Кузнецка практически еженедельно. Уже с середины мая 1912 года владельцем парохода выступает “Верхо-Томское товаро-пассажирское пароходство”, что можно связать с реорганизацией пароходства “Братьев Колесниковых”. Интересно, что этот пароход, ещё долго ходивший по рекам Обского бассейна и в советское время, стал одним из главных “действующих лиц” в романе известного писателя Виля Липатова “Капитан “Смелого”. По сведениям новокузнецкого краеведа В.П. Девятиярова, капитаном “Смелого” в советское время был уроженец Кузнецка.
Показательно, что в это время кузнецкое направление пользуется большой популярностью среди западно-сибирских пароходовладельцев. В этом же 1912 году до Кузнецка отправляет свой большой двухэтажный пароход американского типа под названием “Волшебник” Барнаульское пароходство Е.И. Мельниковой. Евдокия Ивановна владела крупнейшими в Обско-Иртышском бассейне пассажирскими пароходами, и её приход на кузнецкое направление был всерьёз и надолго. В дальнейшем (с 1914 года) она отправляла до Кузнецка другой свой двухпалубный пароход - “Кормилец”. Впрочем, и другие “игроки помельче” не отказывались от рейсирования до Кузнецка, благо Кузбасс в 1910-е годы интенсивно развивается: возрастает объём и пассажирских перевозок (в связи с усилением переселенческого движения, развитием промышленности), и грузовых отправлений с линии Транссибирской железнодорожной магистрали. Так, в том же 1912 году 6 августа от томской пристани до Кузнецка “Техническим товариществом” отправляется товаро-пассажирский пароход “Работник”. 29 июня уже упомянутое “Верхо-Томское пароходство” пускает до Щегловой пароход “Нижегородец”.
В 1913 году в направлении Кузнецка отправился и первый в его истории теплоход под названием “Раздел” (владельцем судна указан некий господин Кедров). Надо сказать, что ещё с 1906 года в Обь-Иртышском бассейне начали курсировать катера на нефтяных и керосиновых двигателях, к лету 1914-го их насчитывалось 97. В 1909-м спущен на воду построенный для Сибири на Коломенской пристани теплоход “Остяк” (500 л. с.), появились и другие теплоходы. Купчихой Чистосердовой в Томске было организовано “Товарищество теплоходства”. Но из-за высокой стоимости нефтепродуктов в Сибири и дальности транспортировки двигателей к концу 1914 года теплоходостроение в регионе прекратилось, а все теплоходы и самоходные баржи вскоре переоборудовали в пароходы. Вероятно, подобная судьба постигла и “Раздел”, чьё название исчезает из источников того времени.
Впрочем, если теплоход оказался небольшим эпизодом в судоходной истории Новокузнецка, то традиционные пароходы продолжают в это время “бороздить” кузнецкие воды вплоть до 1917 года. До Кузнецка доходят (навигации 1914 - 1916 годов) пароходы “Смелый” (вновь принадлежащий “Братьям Колесниковым и Волгарю”, а затем И.И. Федулову), “Кормилец” и “Братья Мельниковы” (также большой пассажирский пароход “американского типа” 1909 года постройки, длиной 66 метров, шириной с обносами - 14 метров, пассажировместимостью: 1-й класс - 19 человек, 2-й класс - 42, 3-й класс - 380 человек, экипаж - 40 человек) пароходства Е.И. Мельниковой, “Нижегородец” и “Малыш” “Верхо-Томского пароходства”, “Алтай” пароходства “Соединённая пароходная компания”, “Техник” “Товарищества Машаров, Поликарпов и компания” и некоторые другие. Столь интенсивное судоходное движение говорит о том, что кузнецкое направление стало коммерчески выгодным, где пароходство активно развивало экономическую и, отчасти, культурную жизнь края. Использовать пароход как удобное средство передвижения из Томска до Кузнецка и обратно становится в это время обычным делом. Так, известный путешественник и исследователь Сибири геолог Владимир Обручев, посетивший Кузнецкий край в 1914 году, оставил следующие воспоминания: “В половине мая... в Томске... сели на пароход, который в связи с оживлением, начавшимся в Кузнецком бассейне благодаря работам Копикуза, совершал рейсы вверх по Томи до города Кузнецка. Эта поездка дала возможность увидеть новые места, в которые раньше трудно было попасть. Берега Томи на всем протяжении довольно живописны, особенно правый берег, где почти все время один крутой склон сменяет другой, глубокие долины рек, текущих из глубины Кузнецкого Алатау, скалистые обнажения палеозойских известняков, песчаников и сланцев, пласты которых то поставлены на голову, то образуют разнообразные складки, то лежат горизонтально с подчиненными им пластами угля, как, например, возле Ерунакова. Мы ехали медленно, дня три, так как пароход тянул за собой большую груженую баржу”.
По необходимости в город заходили и казённые пароходы. Так, в мае 1915 года на небезызвестном пароходе “Чулым” в Кузнецк привезли тело покойного сына крупнейшего кузнецкого купца М.М. Окулова - Ивана, тяжело ранившего себя из ружья во время охоты. Родители срочно отправили раненого юношу в томскую больницу, но по дороге он умер, и пароход “Чулым” был вынужден выполнить не свойственную ему траурную функцию (На первом фото: Пароход “Чулым” привёз тело погибшего Вани Окулова. Май 1915 года).
Следующий этап в развитии кузнецкого пароходства напрямую оказался связан с событиями революции и Гражданской войны в Кузбассе и уже нового советского периода в жизни всей страны. 26 января председателем Сонаркома РСФСР В.И. Лениным был подписан Декрет о национализации флота, в соответствии с которым уже 14 февраля Томский губернский Совет рабочих и солдатских депутатов назначает комиссаров в конторы частных пароходных компаний, расположенных в пределах губернии, для передачи этих судоходных предприятий (включая сами пароходы) в собственность государства (передавались в ведение Западно-Сибирского совнархоза). Некоторым из конфискованных у бывших владельцев пароходам присвоили новые имена: так появились пароходы “Пролетарий”, “Красногвардеец”, “Партизан”, “Федеративная Республика” и другие. Уездные совдепы (органы советской власти) на территории Кузбасса - Кузнецкий (взял власть в свои руки в уезде в марте 1918 года) и Щегловский (Кемеровский) - организовался в мае 1918 года в только что созданном одноимённом уезде (ныне территория северной части нашей области) - используют пароходы в соответствии с распоряжением советского губернского центра (располагался в Томске), главным образом для доставки угля с копей в низовья Томи.
Однако этот период продолжается недолго. Уже в конце мая после начала выступления белочехов контрреволюционная волна очень быстро захлёстывает всю территорию Томской губернии. В считанные дни советская власть ликвидируется в Ново-Николаевске, Томске, возникает реальная угроза существованию кузбасских совдепов, особенно Щегловскому, положение которого после неудачного боя кузбасских красногвардейцев с белогвардейцами у станции Арлюк и вовсе становится катастрофическим. В этих условиях Щегловский совдеп принимает решение отступить в Кузнецк на соединение с местными сторонниками советской власти. Для осуществления этого плана воспользовались задержанными в Щегловске в связи с выступлением белочехов пароходами. В ночь с 3 на 4 июня члены Щегловского совдепа вместе с красногвардейцами, погрузившись на три парохода (по другим сведениям, кораблей было четыре), отплыли вверх по Томи на Кузнецк. Названия трёх пароходов известны: это буксирные пароходы “Дедушка”, “Курган” и пассажирский “Красногвардеец”. В Крапивине была сделана остановка для запаса топлива, и вскоре “пароходный караван” благополучно прибыл в Кузнецк. Здесь на пристани в Топольниках стояло ещё два парохода. В итоге на кузнецком рейде скопилось небывалое для этих мест число пароходов в количестве пяти штук.
Однако и в Кузнецке ситуация складывалась не в пользу сторонников советской власти. Путь на Алтай (первоначальный план отступления) с падением Барнаула (12 июня) был отрезан. В рядах кузнецких и щегловских совдеповцев в итоге не было достигнуто единого мнения о дальнейшем пути отступления. Единым решением стало лишь то, что из Кузнецка нужно уходить на пароходах вниз по Томи, что и было сделано 14 июня, когда с пристани у Топольников после боя у казначейства отправилось пять пароходов. Насколько можно судить по источникам, пароходы вышли двумя группами в один вечер: первыми отправились “Красногвардеец” и “Партизан”, затем отошёл “Моряк”, замыкали караван “Курган” и “Дедушка”. Между тем ещё 9 июня из Томска вверх по Томи на пароходе “Пролетарий” был отправлен отряд белогвардейцев в количестве 43 человек под командованием штабс-капитана И. Альдмановича, в задачу которого входило очистить Кузнецк от советской власти и “освободить пленённые большевиками пять пароходов. “Пролетарий” продвигался очень медленно, постоянно выдвигая вперёд разведку, опасаясь встречи с противником. В итоге тактическая подготовка кадровых белогвардейских офицеров взяла верх над слабой выучкой красногвардейских командиров: появление 15 июня “Пролетария” на рейде села Крапивина оказалось полной неожиданностью для головного парохода “Красногвардеец”, который после скоротечного боя сдался в плен. Вскоре такая же судьба постигла пароход “Моряк”, в этот же день попавший в засаду в нескольких верстах от Крапивина и изрешечённый пулями. Полностью захватив инициативу в свои руки, небольшой отряд белогвардейцев (30 штыков) на следующий день, выдвинувшись по берегу вверх по Томи, в районе деревни Ажендаровой устроил очередную засаду, в которую один за другим угодили оставшиеся три советских парохода. При этом “Дедушка” умышленно был посажен на мель его капитаном. После этой удачной для белогвардейцев операции, когда все четыре парохода (кроме “Дедушки”), стояли в Крапивине, сюда подошёл прибывший из Томска отряд капитана Латманизова и проследовал дальше в Кузнецк (вероятно, на одном из пароходов). “Пролетарий” же с пленёнными совдеповцами и красногвардейцами отправился обратно в Томск. Так закончилась “пароходная баталия” на Томи, ознаменовав собой закат первой советской власти в Кузбассе.
В дальнейшем, насколько это можно проследить по источникам, редкие заходы пароходов в Кузнецк в навигацию 1918 года были связаны как правило с казёнными интересами.
1 июля 1918 года всю полноту государственной власти на территории Сибири приняло на себя белогвардейское Сибирское временное правительство. Уже спустя несколько дней после этого из Томска в Кузнецк под бело-зелёным флагом нового правительства прибыл пассажирский пароход “Китай”. На его борту среди прочих находился военный эмиссар Сибирского правительства подполковник А.Н. Пепеляев (в будущем генерал-лейтенант, один из самых активных участников белого движения в Сибири). В задачу Пепеляева входило формирование боевого добровольческого отряд из жителей Кузнецка и окрестных деревень для отправки на иркутский фронт (где власть по-прежнему находилась в руках большевиков). На следующий день рота добровольцев в количестве 150 человек под началом капитана Бориса Пермикина (бывший кузнецкий крестьянский начальник) вместе с А.Н. Пепеляевым на том же судне “Китай” на всех парах, сделав долгий прощальный гудок, отправилась в губернский центр.
Вскоре “Китай” вновь прибыл в Кузнецк (в первой половине июля). На этот раз для того, чтобы доставить в губернскую тюрьму арестованных бывших членов Кузнецкого совдепа, среди которых были председатель совдепа А.Г. Петраков, военком Н.В. Метёлкин, комиссар народной охраны К.Р. Псарёв и другие. После погрузки заключённых пароход развернулся на фарватере реки, и с палубы вниз по течению была дана очередь из пулемёта в знак торжества над большевизмом.
Навигация 1919 года не внесла каких-либо серьёзных корректив в сложившуюся в предыдущий год ситуацию: регулярное пароходное сообщение между Томском и Кузнецком отсутствовало. Завозы судами материалов на копикузовские склады, расположенные в Кузнецке, для первоначальных работ по строительству металлургического завода на Шушталепской площадке (ныне район города Осинники) носили эпизодический характер. В условиях нарастающей гражданской войны в Кузбассе такое положение дел и не могло измениться в лучшую сторону.
Новый подъём развития пароходства на Томи приходится уже на качественно иной период в жизни Кузнецкого края, связанный с завершением гражданской войны в регионе, окончательным установлением советской власти в Кузбассе, ликвидацией разрухи и введением НЭПа.
(Начало опубликовано 6 июня )
Я вообще Томь очень люблю с самого малого возраста: в мрачные годы Советской Власти (ТМ) у нашего детсада №20 в Кемерове была дача под Верхотомкой на сАмом берегу Томи...
"Зарей" хоть щас по Томи пускай. Они запроектированы на мелководные реки, плоскодонные, с водомётом. А распиловщикам оно надо? Им "оптимизации" подавай, а не то, что народу полезно.
А что "жрала" много, так дизели с тех пор ушли очень далеко, расход у них сейчас гораздо меньше.
А что "жрала" много, так дизели с тех пор ушли очень далеко, расход у них сейчас гораздо меньше.
Я за "Зарю" на Томи, с новыми дизелями! "Заря" раньше от Кузнецка до Щегловки ходила, помню, как-то раз я даже до конца прокатился. Дачникам, грибникам, туристам - кака благодать была ...
Назад приступлили к расчистке фарватера Томи и взрывным методом удалили скалных пород около 50 куб.
саженей камня – это и по нынешним временам цифра впечатляющая – полтысячи кубометров скалы !!!
Злополучная дорога на Карлык ???Разве можно сравнить по трудоёмкости кубометр столетней давности!!!
С НАДЕЖДОЙ и БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЖДЁМ ПРОДОЛЖЕНИЯ.
Когда начали строить г.Междуреченск в 1952 году,мой родственник Волков Николай Дмитриевич,инженер-геодезист,регулярно посещал свою семью в Кузнецке на катере с баржей на буксире,в течение всего лета.В том числе и в межень.
Оно действовало до 1981 года.
Это не спасло Томь.
Лес рубили для шахт и не только, гравий из реки брали, золото мыли. Ну и обмелела река.
Думаю, необратимо.
Оно действовало до 1981 года.
Это не спасло Томь.
Лес рубили для шахт и не только, гравий из реки брали, золото мыли. Ну и обмелела река.
Думаю, необратимо.
Сцыпочка, когда будете в Новокузнецке, обратите внимание, как выросли речные острова на Томи. И это не потому, что "Томь обмелела". С верховьев Томи и с притоков тупо несёт мегатонны гальки, которую никто из русла не черпает драгами. Вместо этого уродуют землю (и так изрытую) очередными карьерами, галечными. Драгами русло Томи надо чистить, и гальки полно будет для строек и русло реки углубится. В Томске не менее двух драг по Томи бегает - это к ним нашу гальку Томь уносит.
А леса можно восстановить, было бы желание государства.
ГЫ-ГЫ
ГЫГЫ-Расея, с утра не бзди! И всё у тебя будет замечательно!
Чалдон, ты прав, конечно.
Я вспомнил, что лет сорок назад очень часто возле Кемерова на Томи в разных местах видел драги или земснаряды -- здесь я не спец.
Как не осталось? От Карлыка идите на восток, сплошь тайга до Тутуяса, Дальше на восток - опять тайга.
Посмотрите с Маяковой горы (на Запсибе, поднявшись на неё от ост. "Климасенко") на восток: за остепнёнными увалами идёт море тайги до Кузнецкого Алатау.
Когда то и на месте сегодняшних городов и посёлков был лес,а сейчас только палисадники...
Когда то и на месте сегодняшних городов и посёлков был лес,а сейчас только палисадники...
Когда в районе Тутуяса за грибами ходил, оно мне полисадником не казалось, вполне густо было. Правда, местные рассказывали, что по тайге разбросаны проплешины, нарубленные бывшими зонами. Но тех зон-то давно нет. Лес должен сам по-тихоньку восстанавливаться.
Когда то и на месте сегодняшних городов и посёлков был лес,а сейчас только палисадники...
Когда в районе Тутуяса за грибами ходил, оно мне полисадником не казалось, вполне густо было. Правда, местные рассказывали, что по тайге разбросаны проплешины, нарубленные бывшими зонами. Но тех зон-то давно нет. Лес должен сам по-тихоньку восстанавливаться.
Достаточно взглянуть на космоснимки, чтобы понять, что Горная Шория - это сплошные проплешины!
Наверно. Поэтому дурацкий паводок весной с сильным обмелением летом.
В 1940-50-е ледоход на Томи длился не менее двух недель.
Плюс два паводка: весенний и раннелетний, когда трогалась "коренная вода".
В верховьях Томь - после вырубки леса, золотодобычи и прокладки ж.д. трассы на Абакан - воду не держит. То же можно сказать про притоки - Усу, Мрасс, Кондому, Тайдон, Бунгарап.
Да и про Терси, хотя в меньшей степени.
Повторяю, галечник с верховьев и притоков валится в Томь мегатоннами. От Кузнецка до Терсей его и черпать, заодно судоходству польза.
Повторяю, галечник с верховьев и притоков валится в Томь мегатоннами. От Кузнецка до Терсей его и черпать, заодно судоходству польза.
Реки катастрофически мелеют именно вследствие добычи гравия из русл. Вырыл в русле яму - она немедленно заполняется. Арифметика гидрологии.
Ни в коем случае.
Реки катастрофически мелеют именно вследствие добычи гравия из русл. Вырыл в русле яму - она немедленно заполняется. Арифметика гидрологии.
Опять рой, как процесс. И будет тебе галечник без угаживания земли карьерами (уже ради этого) и очистка русла. Драги в Томске весь тёплый сезон трудятся.
Речное русло тысячелетиями формируется.
А ты ешл собираешься "улучшить" за годы.
Ладно. Спор со слепоглухонемым получается.
Речное русло тысячелетиями формируется.
А ты ешл собираешься "улучшить" за годы.
Ладно. Спор со слепоглухонемым получается.
Лес так быстро не восстановится. А гальку со дна черпать реально.
Повторяю, галечник с верховьев и притоков валится в Томь мегатоннами. От Кузнецка до Терсей его и черпать, заодно судоходству польза.
Угу.
По течению булыжники плывут.
Повторяю, галечник с верховьев и притоков валится в Томь мегатоннами. От Кузнецка до Терсей его и черпать, заодно судоходству польза.
Угу.
По течению булыжники плывут.
Весенним паводком их по дну несёт.
Мал ты ещё, Сцыпочка, а потому неопытен и глуп.
золота не надо??! Пусть все расчищают русло реки Томи от р. Чебалсу до р.Кушеяковки.
Оплата золотом, Что вместе с гравием лежит в русле реки. Мне его не жалко пусть забирают.
Если уж очень захочется им, то с устройством шлюзов можно и до Тебы по Томи пройтись.
золота не надо??! Пусть все расчищают русло реки Томи от р. Чебалсу до р.Кушеяковки.
Оплата золотом, Что вместе с гравием лежит в русле реки. Мне его не жалко пусть забирают.
Если уж очень захочется им, то с устройством шлюзов можно и до Тебы по Томи пройтись.
Ничего себе, такого золота не жалко! Если верить доктору геолого-минералогических наук Л. В. Алабину, то золоторудный пояс Кузнецкого Алатау при его эрозии дает многие тонны золота, которое оседает в р. Томь и ее притоках вместе с илом и песком!
то золоторудный пояс Кузнецкого Алатау… дает многие тонны золота, которое оседает в р. Томь!
- БУДЕМ СЧИТАТЬ, ВЫ ДАЛИ РЕКЛАММУ!!!
Давайте не шуметь, может под покровом ночи, и явятся Фролов А. В. Баус Скотт. Шубл Майкл
под присмотром Абрамовича и Абрамова вооруженные простыми лотками с ситом на предмет
золотого содержания в шлихе, а мы тут и прихватим на ,, горячем” и сдадим в милицию.
Там уж не отвертятся и будут у нас расчищать реку за песок и ил с калифагами в придачу.
Если не укарулим, то они могут переключится на океан, где содержится золота не менее 25 миллионов тонн!
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь