"Энциклопедия "Идентичный Новокузнецк" презентована в библиотеке имени Гоголя".
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Вахтанговцы на Кузнецкстрое
В музее Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Москве сохранилась театральная афиша, непосредственно относящаяся к Кузнецкстрою.
По моей просьбе сотрудники музея любезно прислали её мне в электронном виде.
Год 1931-й. Разгар стройки металлургического завода — "Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь!". Энтузиазм, с которым возводились домны и производственные цеха, был потрясающим. В этот год на ударную стройку в наш город приезжает с "ударными гастролями" театр имени Вахтангова. Пятого сентября 1931 года в клубе имени Эйхе начались гастроли спектаклем "Темп" по пьесе Николая Погодина в постановке режиссера и директора театра в те годы Освальда Глазунова. В 1929 году Николай Погодин, побывав на Волге, где разворачивалась тогда ударная стройка тракторного завода в немыслимых ранее в нашей стране темпах, и, опубликовав серию очерков в центральной прессе под общим названием "Тракторострой", в последующем решил передать мощь, энергию строительства языком драматургии на театральной сцене. Молодому двадцатидевятилетнему драматургу это сделать удалось. С подачи писательницы Лидии Сейфулиной право первой постановки спектакля "Темп" в 1930 году получил театр имени Вахтангова. Это была первая пьеса на производственную тему в то время.
На сцене была показана настоящая стройка тех лет: актеры были одеты так же, как и зрители: в телогрейки, сапоги, они говорили на таком же "своем, колоритном языке". Поэтому они были близки и понятны зрительному залу, который тепло принял спектакль.
Вахтанговцы привезли на гастроли и свой культовый спектакль Карло Гоцци "Принцесса Турандот" в постановке самого Евгения Вахтангова. Режиссер поставил "Турандот" как ироническую сказку, в которой актёры играли не самих героев, а актёров венецианской театральной труппы, разыгрывающих "Принцессу Турандот". Зрелищность привносили четыре персонажа — классические маски итальянского театра Труффальдино, Тарталья, Панталоне и Бригелла в исполнении Анатолия Горюнова, Бориса Щукина, Рубена Симонова и Освальда Глазунова. В главной роли принцессы Турандот блистала талантливая Цецилия Мансурова.
Спектакль был поставлен в 1922 году и, как писала пресса тех лет, имел "феноменальный успех" как там — в Москве, так и здесь — на Кузнецкстрое. Позже, уже в 1963 году, режиссер Рубен Николаевич Симонов возобновил спектакль с лучшими силами "звездного поколения" вахтанговцев: Юлией Борисовой, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, Людмилой Максаковой.
Третьим спектаклем гастролей вахтанговцев была "Виринея" Лидии Сейфулиной, повествующая о русской крестьянке, ее незаурядной судьбе, о трудной и ожесточенной борьбе за новую деревню. Спектакль также был близок и понятен зрителям, ведь многие из них приехали на стройку из сёл и деревенская жизнь, с её трудностями и невзгодами, им была понятна не понаслышке. А режиссеру спектакля Алексею Попову — мастеру МХАТовской школы, прославившемуся как постановщику массовых сцен, удалось создать спектакль широкого эпического звучания с яркими, запоминающимися образами: Павла Суслова (актер Щукин), Груньки (актриса Попова), солдата (актер Горюнов), баб (актрисы Запорожец и Некрасова).
Закрывались гастроли спектаклем "Разлом" Бориса Лавренева, посвященного революционной теме, поставленного к десятилетию Октября, в 1927 году. Художник-постановщик спектакля Николай Акимов придумал для спектакля так называемый кинематографический принцип оформления сцены, закрытой спереди плотным темным щитом, в котором открывались, исчезали, вспыхивали и гасли окна-прорези, похожие на кинокадры, придающие особую выразительность театральному действию. Режиссер-постановщик спектакля Алексей Попов использовал наклонные станки, позволявшие видеть действие как будто сверху и дающие возможность найти необычные ракурсы. Когда открывалась вся сценическая площадка, изображающая палубу крейсера, небольшая сцена казалась огромной, а матросы высыпали на палубу с разных сторон, и, при встрече их на середине сцены, возникало ощущение, что палуба полна народу. Маленькие роли играли лучшие актеры театра, даже бессловесная матросская толпа была разнообразна. Финальная сцена спектакля не оставляла зрительный зал равнодушным: под звуки "Интернационала" корабль уходил в море, и на его мачте медленно поднимался красный флаг, увеличивающийся в размере, становясь парусом.
Организаторы гастролей сделали все возможное, чтобы спектакли посмотрело как можно больше зрителей: билеты распределяли по бригадам и в первую очередь давали передовикам производства — стахановцам. Актеры устраивали творческие встречи непосредственно на строительных площадках.
Читая в прессе воспоминания очевидцев гастролей тех лет, невольно осознаешь огромную силу воздействия театрального искусства, созданного мастерами Вахтанговского театра.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь